среда, 22 июля 2015 г.

Урок 25 ФРАНЦИЯ

Абсолютизм при Людовике XIV. Двор короля-солнца. Ж. Б. Кольбер. Войны Людовика XIV. Французский классицизм.

Тема урока: АБСОЛЮТНАЯ МОНАРХИЯ ВО ФРАНЦИИ.


Цель урока: ознакомить учащихся с этапами укрепления абсолютизма во Франции и выявить причины его кризиса в XVIII веке; совершенствовать умения учащихся устанавливать причинно-следственные связи, работать с историческими таблицами, картой, готовить сообщения с использованием дополнительной литературы; формировать умения характеризовать исторических деятелей, определять их роль в истории страны.
Тип урока: комбинированный урок с элементами лабораторной работы с текстом учебника, с элементами дискуссии.
Оборудование: Учебник, §21.
Основные понятия и термины: абсолютизм, меркантилизм, классицизм, резиденция.
Методы обучения: Частично поисковый метод.
Проблемные задания: 1. Абсолютизм способствовал складыванию прочных государств и сдерживал войны «всех против всех». В то же время в XVII—XVIII вв. происходят революции, одна из задач которых — уничтожение системы абсолютизма. Как вы думаете, почему в обществе велась борьба против абсолютизма? 2. Способствовало ли укрепление абсолютизма усилению личных прав человека в обществе?


Ход урока

       I.       Организационный момент.

    II.       Актуализация опорных знаний.
После проверки домашнего задания следует спросить у учащихся, что важного для себя они узнали при изучении темы «Английская революция и промышленный переворот». Прокомментировав ответы, учитель сообщает, что знакомство с вопросом установления абсолютной монархии в странах Европы, которая будет и дальше изучаться на следующих пяти уроках, позволит узнать о самых различных сторонах жизни общества в XVI—XVII вв., его политическом и экономическом устройстве, повседневной жизни, а это, в свою очередь, поможет понять, чем отличались государство и общество раннего Нового времени от государства и общества нашего времени и что между ними общего.
Учитель знакомит учащихся с темой, планом урока и объясняет, какие самостоятельные задания им следует выполнить.

 III.       Изучение нового материала.
1.      Правление Людовика XIV. Внутренняя и внешняя политика Франции в XVII в.
Учащиеся выполняют самостоятельно или под руководством учителя (в слабо подготовленном классе) работу «Признаки абсолютизма». Информацию для подтверждения того или иного тезиса восьмиклассники находят в учебнике (стр. 167-171) и оформляют опорный конспект.
Примерный вид схемы:

2.      Монарх — помазанник Божий.
Как и в Англии, во Франции культ Короля-Солнца также насаждался всеми возможными средствами: литературными произведениями, живописью, графикой, разного рода зрелищами. Использовались малейшие поводы для демонстрации всенародного обожания и поклонения. Так, например, любая победа на поле брани становилась поводом для народного гулянья с пением религиозных гимнов, сопровождавшихся салютом во славу короля-победителя.
Культу короля помогала строгая регламентация жизни королевского двора. Во Франции в середине XVII века на придворной службе состояло примерно полторы тысячи представителей знатнейших семейств королевства. В основе придворной жизни лежал этикет, смысл которого заключался в обожествлении королевской особы. Людовику XIV стремились подражать все европейские монархи.
Огромным спросом пользовались изображения королей (рассказ сопровождается демонстрацией слайдов). Королевский портрет стал средством пропаганды. Короли на портретах изображались в парадных одеждах, что должно было придать им величие, а у подданных усилить чувство благоговения пред властью. Предлагаем учащимся рассмотреть какой-либо из парадных портретов Людовика XIV. Можно сказать, что в эпоху Людовика XIV в Англии была выпущена карикатура на французского короля, изображающая его в двух видах. В первом он представлен величественным монархом: в громадном парике, в горностаевой мантии на плечах, на высоких каблуках, со скипетром в руке… Другой рисунок представляет того же героя в ночном облачении: вполовину меньше ростом, лысого, в фуфайке, кальсонах и шлепанцах, он выглядит жалким старикашкой… Просим учащихся прокомментировать карикатуру. Они, в том числе должны отметить, что для создания образа великого короля использовался также и костюм. Конечно, это карикатура, и притом английская. Людовик XIV был умным правителем, но костюм тоже играл свою роль для внушения уважения и любви подданным.

3.      «Рожденный подданным должен повиноваться».
Для того чтобы подчеркнуть бесправие личности в условиях абсолютизма, можно рассказать, что действующие во Франции законы создавали неравенство: национальность, социальное положение, профессия — все это влияло на положение человека в обществе.
·        Первым неравенством было неравенство полов. Женщина в сравнении с мужчиной считалась существом низшим, на нее распространялась определенная недееспособность. Женщина не имела права выступать в роли свидетеля в актах гражданского состояния, не получала одинаковой с братьями доли в наследстве своих родителей, а выйдя замуж, попадала под власть мужа.
·        Затем следует выделить неравенство в связи с национальной принадлежностью. Иноземец, т. е. чужой, не мог ни завещать, ни получать по завещаниям, ни передавать свое наследство родителям. Он мог оставить имущество только своим детям, рожденным во Франции.
·        Существовало и неравенство социального положения, вытекавшее из деления лиц на три сословия: духовенство, дворянство и третье сословие. Это неравенство ярче всего выражалось в налоговой политике.
·        И наконец, следует отметить, что существовало глубокое и болезненное неравноправие на почве религиозной принадлежности.
Еще Людовик XIII заявил, что Франция является страной католиков. В связи с этим сложилось такое положение вещей, что другие вероисповедания как бы не существовали. Протестанты, сохранявшие веру своих предков, были лишены гражданского состояния: их браки считались недействительными, а их дети — незаконными и лишенными всякого права на наследство, ибо официально признавались лишь крещения и браки, совершаемые католическими священниками.

4.      Французский классицизм.
XVII век не имеет общепризнанного названия как Возрождение или век Просвещения. Но именно в этот век начинается сведение основ новоевропейской культуры, развивающееся на основе процессов, происходивших в Возрождение и получившее наименование «классицизм».
Наиболее ярко в Европе Нового времени классицизм проявился в абсолютистской Франции (работа с понятием). Можно задать ученикам проблемный вопрос: «Почему именно Франция, а не Италия, например, стала родиной классицизма?»
Высшие достижения классицизма связаны с театром. Учащимся предлагается ознакомиться с материалом учебника (стр. 172-173) и дать краткий анализ развитию французской драматургии в этот период.
Во Франции появились не только великие драматурги-классицисты. Чрезвычайно мощно расцвела архитектура с ее классической, ясной, рационально выверенной, «правильной» гармоничностью. Даже природу, окружающую человека, французские классицисты обрабатывали, оформляли в соответствии с правилами, формируя разумно-искусственную среду. Французский (регулярный) парк представляет собой воплощенную картину ценностей классицизма (рассказ сопровождается показом слайдов «Версаль»).
Регулярный парк роскошен. Широкие прямые аллеи уходят вдаль, стриженые деревья, орнаментальные цветники на газоне. Искусственность не только выставляется на первый план, но обязательно вытесняет всякую естественность. Сад – это особый упорядоченный, сотворенный мир. Такой вид порядка считался в высшей степени желательным и универсальным. Такая точка зрения подкреплялась тем, что люди испытывают удовольствие при ощущении порядка. (Интересно, что и сейчас именно Царское Село и Петергоф с их роскошным регулярным садом пользуется большим туристическим успехом, чем пейзажные парки Павловска или Гатчины). Регулярная композиция французских парков создавалась на основе принципов пропорциональности, четкости, строгой иерархии главного и второстепенного. Деревья и кустарники используются в качестве строительного материала: им придаются формы шаров, ниш, арок, из них делают стенки – боскеты. Симметричность пейзажа, преобладание рукотворных зеленых масс – обязательные условия. Важным элементом была вода – фонтаны и водоемы правильной геометрической формы.

  IV.            Закрепление изученного материала.
В конце урока учащиеся представляют результаты своей познавательной деятельности. В заключение следует спросить учеников, существует ли для них что-то важное в том круге вопросов, с которыми они познакомились на уроке.

     V.            Домашнее задание.
§ 21. Как вы считаете, какие изменения в мировоззрении людей произошли в XV—XVI вв.? Подумайте, что составляет основные черты гуманистического мировоззрения.

Людовик XIV, король Франции


Людовик XIV, карикатура


                                 
                                                             Версаль from Andrey Kurchin




Комментариев нет:

Отправить комментарий