Урок
30 СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ АМЕРИКИ
Английские колонии в Северной Америке. Начало
борьбы с метрополией.
Тема
урока: АНГЛИЙСКИЕ КОЛОНИИ В СЕВЕРНОЙ АМЕРИКЕ
Цель урока: Учащиеся
узнают, что колонии в Новом Свете были созданы протестантами, считавшими главной
ценностью свободу вероисповедания; углубляют знания об условиях, необходимых
для формирования национального самосознания, а также о правах человека;
продолжается формирование навыков самостоятельной работы (или в малых группах)
с оформлением опорного конспекта.
Тип урока: изучение
нового материала.
Оборудование:
Учебник, §25 (до стр. 212). Карта «Северная Америка в XVIII веке».
Образовательное пространство расширяется за счет
чтения художественной и научно-популярной литературы: Американские президенты / Под ред. Ю. Хайдекинга.— Ростов-на-Дону;
М., 1997. В. Согрин. Основатели США.
Л. Слезкин. У истоков американскойистории. Ф. Купер. Зверобой; ОсадаБостона; Последний из могикан; Следопыт; Шпион. У. М. Теккерей. Виргинцы. Р.Ф. Иванов. Франклин.
Основные
понятия и термины: колонии, метрополии, война за независимость, «Бостонское
чаепитие».
Методы
обучения: Лабораторная работа или частично поисковый метод.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний.
На уроке начинается изучение темы
«Североамериканские колонии в борьбе за независимость». Для создания интереса у
восьмиклассников следует их спросить, что им известно об истории возникновения
современного государства Соединенные Штаты Америки. Можно продемонстрировать СЛАЙД
№1 презентации и попросить ответить, что ученики знают о государственных
символах США. Ответы учащихся, скорее всего, не будут носить системного
характера, но возбудят интерес к теме. Учитель сообщает восьмиклассникам, что
на этом и на следующем уроке они познакомятся с историей рождения нового государства
— США, узнают об особенностях североамериканского общества.
Затем учащиеся знакомятся с планом урока и с
условиями выполнения лабораторной работы. Раздаются необходимые материалы.
Если урок проходит с элементами объяснений учителя,
то желательно это делать вместе с демонстрацией слайдов.
В обоих вариантах работы на уроке предполагается
работа с контурной картой.
План урока (при втором варианте изучения темы):
1. Первые колонии и их жители.
2. Колониальное общество: хозяйственная и
политическая жизнь.
3. Формирование североамериканской нации.
4. Конфликт с метрополией: «Нет налогов без
представительства».
При объяснении следует учитывать особенности исторического
развития США.
Североамериканское
общество возникло в ходе коренного преобразования европейских по своему
происхождению цивилизационных основ: государственных, экономических и
социальных моделей, которые возник ли в Европе в период после Реформации.
Особенно следует учитывать, что в протестантской Европе уже были модели
государств с конституционным устройством — прежде всего в Англии и Нидерландах.
В этих странах широко распространялись и частично узаконились новые учения и
группы людей, стремящиеся реализовать принцип равноправия в религиозной и
политической сферах.
США — страна,
созданная поселенцами, явившимися носителями тех европейских религиозных и
культурных традиций, которые открыли простор для развития принципа равноправия
и постепенно создали предпосылки для образования североамериканского общества.
В то же время
США нельзя рассматривать как «осколки» своих европейских «стран-родителей», ибо
в этой стране у народа сформировано свое коллективное самосознание, сложилась
американская нация, а многие из норм экономической, политической, правовой,
нравственной жизни общества, перенесенных из Европы, изменились в соответствии
с местными предпосылками. Историки считают, что наиболее важные ос новы были
заложены в результате «мессианских» учений и предоставленной возможности
создания Царства Божия на земле. Идеология основателей нового общества своими
корнями уходила в пуританские религиозные представления, политические идеалы
Локка и во взгляды европейского Просвещения.
Для
общественного устройства (политики) Соединенных Штатов был характерен акцент,
ориентированный на личные достижения, индивидуализм, на республиканские
свободы.
Как мы видим,
в Соединенных Штатах сложилось особое
слияние религиозных ценностей, культа индивидуализма и экономического успеха,
отсутствие культа государства. Эти идеи оказали влияние на формирование
американского национального характера.
III.
Изучение
нового материала.
·
Вариант урока в форме лабораторной работы.
Учитель знакомит учащихся с проблемными и познавательными заданиями и просит их
подготовить ответы, пользуясь полученными документами и текстом параграфа. Результатом
работы является оформленный опорный конспект.
·
Второй вариант проведения урока.
1.
Первые
колонии и их жители.
СЛАЙД №2. (Работа с картой, с учебником). Объяснить
содержание слайда и выполнить задания №1, 2 в контурной карте.
СЛАЙД №3. Работа с документом «Причины эмиграции».
При объяснении первого вопроса можно подробнее
рассказать об отношениях колонистов и индейцев.
Пока
колонистов было мало, индейцы относились к ним как к друзьям. Именно индейцы
научили пришельцев, как расчищать первобытные леса и делать землю пригодной для
обработки. Они же научили белых сеять маис и табак, горох и бобы, тыкву и
кабачки, дыню и огурцы, готовить кленовый сахар; охотиться на диких животных,
ставить на них капканы и выделывать их шкуры; как делать челны из березовой
коры (без этих челнов колонистам никогда бы не удалось проникнуть в дикие
чащи); печь съедобных моллюсков на взморье. Тропинки индейцев стали дорогами
колонистов. Одним словом, индейцы научили колонистов жить в Новом Свете, а
европейцы отплатили тем, что отняли у них земли. Колонисты стали захватывать
леса, в которых индейцы, не имевшие домашнего скота, охотились. Торговцы за ром
и фабричные товары покупали у индейцев ценнейшую пушнину. Современник писал:
«За порцию рома, стоимостью в полшиллинга, можно купить у них мех, который не
получить в обмен на другой товар даже стоимостью в 15 шиллингов» (остров, на
котором теперь расположена центральная часть Нью-Йорка, был «куплен» за набор
ножей и бус, стоивших всего 24 доллара). Такая политика поселенцев вызвала
возмущение индейцев и подтолкнула их к борьбе, которая кончилась истреблением
коренного населения.
2.
Колониальное
общество: хозяйственная и политическая жизнь.
СЛАЙ №4. Учащиеся работают с материалом учебника
(стр. 201-211) и отвечают на вопросы, вынесенные в слайд:
1.
Какими путями развивались колонии?
2.
Что собой представляло американское общество?
3.
Как вы думаете, что обозначают даты 1619-1863
гг.?
4.
Опишите структуру власти в колониях.
Углубляя вопрос о хозяйственной жизни колониального
общества, учитель может добавить, что английский король и земельная
аристократия старались насаждать крупное землевладение. Английские короли
раздавали в колониях огромные земли своим приближенным. Семейству лорда
Ферфакса принадлежали поместья, почти равные по площади Голландии; лорд
Балтимор являлся собственником Мэриленда, герцог Йоркский — Нью-Йорка и т. д. (работа
с картой). Эти собственники земли пытались ввести сеньориальные порядки и заставить
переселенцев нести повинности. Но наличие «свободных» земель обрекло эту
политику на неудачу. Поселенцы сопротивлялись и уходили на Запад, становились
свободными фермерами.
3.
Формирование
североамериканской нации.
СЛАЙД №5. Прочитать материал учебника (стр. 211)
и отрывок из документа писателя Жана де
Кревекера. Ответить на вопрос:
1.
Какие черты присущи американской нации?
Содержание урока позволяет показать учащимся
опасность религиозного фанатизма. Учитель говорит, что XVI—XVII вв.— это время,
когда шла «охота на ведьм». Учащиеся знают о преследованиях инквизицией
еретиков и «ведьм». Приведенный ниже рассказ позволяет увидеть, что не
отставала от католической церкви и кальвинистская церковь.
Чтобы
обвинить женщину в ведовстве, не требовалось никаких доказательств. Достаточно
было соседям указать на вред, якобы причиненный им колдовскими приемами
определенной женщины. Болезнь или смерть ребенка, пропажа молока у коровы,
красота, недобрый взгляд и т. д. — все это могло вызвать обвинения в
колдовстве.
Вместе с
переселенцами из Европы эта истерия перекинулась и в Новый Свет, где ведовство
считалось преступлением более тяжким, чем поджог или убийство. Всемирную известность
приобрел маленький американский городок Сайлем, расположенный на берегу
Массачусетского залива. С января по октябрь 1692 г. здесь продолжался
чудовищный «процесс над ведьмами». Две девочки, 9 и 11 лет, дочь и племянница
пастора, начитавшись книг о ведовстве, которых было много в доме, впали в
истерическое состояние: они плакали, смеялись, бились в судорогах. Врач помочь
не смог, и тогда заговорили о кознях нечистой силы. Девочки ухватились за это
предположение, и болезнь (подростковая истерия) превратилась в игру. Они
заявили, что их мучает дьявол, а во время своих припадков начали называть и
других его сообщников, которыми были уважаемые и состоятельные жители Сайлема,
чем-то несимпатичные девочкам. Всех «изобличенных» ими ждал суд.
4. Конфликт
с метрополией: «Нет налогов без представительства».
СЛАЙД №6. Последний вопрос изучается по материалу
учебника (стр.211), а причины конфликта между колониями и метрополией
выписываются в тетрадь. Какое событие послужило поводом к вооруженному
столкновению? Когда это произошло?
Выполнить задание в контурной карте (отметить место
и год «Бостонского чаепития»).
IV.
Закрепление
изученного материала.
При первом варианте
изучения темы – учащиеся представляют результаты самостоятельной работы, в т.ч.
задания, выполненные в контурной карте (у интерактивной доски).
Во втором случае
закрепление происходит по ходу урока и в конце урока (СЛАЙД №7).
V.
Домашнее
задание.
§25 (до стр. 212). Подготовить сообщения о Дж.
Вашингтоне и Т. Джефферсоне. Повторить "Основные идеи эпохи Просвещения".
Документы и задания для лабораторной работы
— к началу XVIII в. в Северной
Америке проживало 250 тыс. выходцев из Британии, в течение XVIII в. переселилось
еще 432 тыс. британцев;
— от 1/4 до 1/3 переселенцев были
родом из Лондона или близлежащих городов;
— средний надел земли в Европе у
свободного землевладельца не превышал 30 акров, в Северной Америке составлял
100 акров;
— в Англии мелкие землевладельцы
владели менее чем 30% всей обрабатываемой земли, в Северной Америке — 70% всех
угодий;
— в Англии беднота без земли
становилась наемными рабочими, которые в середине XVIII в. составляли около 50%
населения, в Северной Америке наемные рабочие в это же время составляли 20%
населения;
— в середине XVIII в. по
европейским стандартам в Северной Америке был самый высокий уровень жизни в
мире. Доходы на душу населения в Северной Америке росли вдвое быстрее, чем в
Англии;
— средний доход свободных американцев
в 70-е гг. XVIII в. составлял (по разным данным) от 60 до 75 ф. ст., в то время
как в Англии он не превышал 55 ф. ст.;
— в английских колониях Северной
Америки не менее четверти дохода каждого фермерского хозяйства шло на покупку
товаров из-за океана;
— не менее 2/3 населения
североамериканских колоний жили за счет торгов ли, тогда как в Англии — 1/4
часть;
— к 1790 г. в 2/3 американских
семей насчитывалось до 9 человек, тогда как в Англии — 4, 5 человека.
2. Прочитайте документы и укажите:
а) как развивались отношения
между индейцами и белыми колонистами с се редины XVII в. до середины XVIII в.;
б) чем вы можете объяснить
изменение этих отношений.
Дайте свою оценку сложившейся
ситуации.
Из заявлений вождей индейских
племен во время переговоров с уполномоченным английских властей баронетом Уильямом
Джонсоном (март 1768 г.)
На заседании 4 марта. ...Вождь племени онейда от имени вождей остальных
племен обратился... со следующими словами: «Мы благодарим Великий дух за то,
что он дал нам возможность встретиться здесь сегодня после многих обрушившихся
на нас бед... Брат, мы и наши семьи послед нее время живем как в аду, не зная,
что делать. Куда мы ни посмотрим, везде мы видим нашу кровь, а когда наши юноши
хотят заняться охотой на диких зверей в нашей стране, они натыкаются на заборы.
Им надоело перелезать через них. Они не могут добыть оленину для еды и кору де
рева для хижины, так как на животных им не дают охотиться, а деревья вырубают».
На заседании 6 марта. Представитель индейцев, отвечая на речь сэра Уильяма,
заявил: «...Люди, которые раньше обижали нас... теперь поднялись, чтобы
задушить нас... и англичане, вместо того чтобы защитить нас, как мы на это
надеялись, воспользовались тем, что они хитрее нас, и об манули наших людей в
Пенсильвании, Виргинии и по всей стране, а торгов цы начали все больше
обманывать нас и сейчас ни с чем и ни с кем не считаются, даже с чиновниками,
которых посылают для наблюдения за торговлей. Так если нас обижают, то кто же
поможет нам?»
3. В одной из резолюций английского парламента было сказано: «Развитие
промышленности в колониях ослабляет их зависимость от Великобритании».
Прочитайте внимательно извлечения из парламентских актов и объясни те, какими
методами Великобритания укрепляла зависимость своих колоний в Северной Америке.
Навигационный акт
(1660 г.)
Для поощрения и развития кораблестроения и мореплавания этой нации,
богатства и процветания королевства... король, лорды и общины постановляют:
...2) начиная с 1 декабря сего 1660 года никакой товар или изделие не могут ввозиться
или вывозиться с земель, островов... или иных территорий, принадлежащих Его
Величеству в Азии, Африке или Америке... ни на каком ином судне, кроме
принадлежащих жителям Англии, Ирландии и Уэльса... или же на судах, построенных
в вышеупомянутых колониях и принадлежащих их жителям при условии, что капитан и
не менее 3/4 их экипажа будут англичанами; 3) в случае же, если настоящий закон
будет на рушен, нарушивший его подвергается наказанию: конфискации самого судна
и товара, перевозимого на нем... 4) всем адмиралам, а также капитанам судов...
предписывается в обязательном порядке захватывать корабли нарушителей... и
доставлять их в адмиралтейский суд...
...Начиная с 1 апреля 1661 года сахар, табак, хлопок, индиго, имбирь и
ряд других товаров, производимых в колониях Америки, Азии или Африки, не могут
вывозиться из вышеупомянутых колоний ни в какую часть света, кроме владений Его
Величества, или же в Англию, Ирландию, Уэльс...
Шерстяной акт (4
мая 1699 г.)
...Начиная с 1 декабря сего года в целях поощрения и развития шерстяного
производства в королевстве... шерстяные изделия любого рода... произведенные в
какой-либо из английских колоний в Америке, не могут вывозиться из портов
вышеупомянутых колоний, а также никакие изделия из шерсти, произведенные в
колониях, нельзя вывозить за пределы английских владений в Северной Америке...
Железный акт (12
апреля 1750 г.)
...Начиная с 24 июня, для того чтобы металлические заготовки,
изготовленные в колониях Его Величества в Америке, обрабатывались только в Великобритании...
ни одно предприятие или машина для об работки или проката железа...
изготовления стали... не могут быть построены ни в одной из американских
колоний Его Величества... и если кто-нибудь нарушит настоящий Акт, то будет подвергнут
штрафу в размере 200 фунтов за каждую используемую для изготовления и обработки
металла машину.
4. Бенджамин Франклин считается идеологом американского общества XVIII
в. В чем выражалась эта идеология? Под влиянием каких учений она сложилась?
Из высказываний Б. Франклина
«Тот, кто точно отдает долги, является хозяином чужих кошельков».
«Для того чтобы обеспечить мой кредит и репутацию как торговца, я
старался не только быть трудолюбивым и бережливым в действительности, но и
избегать всякого внешнего проявления противоположных качеств. Я одевался
просто, и меня никогда не видели в местах праздных развлечений. Я никогда не
занимался ужением рыбы или охотой; книга, правда, иной раз отрывала меня от
моей работы, но это случалось редко и оставалось незамеченным, так что не
вызывало сплетен. Чтобы показать, что я не брезгую своим делом, я иногда
привозил домой бумагу, купленную мной в магазине, на тачке. Я слыл трудолюбивым
и преуспевающим молодым человеком, аккуратно платящим по счетам».
«Усердие платит долги, а лень и отчаяние их увеличивают».
«Капля по капле камень долбит; ударяя не сильно, но часто, можно
свалить большие дубы».
«Где кухня жирная, там завещание тощее».
«Лучше лечь спать не ужинавши, чем встать в долгах».
«Кто покупает ненужное, скоро продаст необходимое».
«Не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня».
Северная Америка в XVIII в. |
Северная Америка в XVIII в. (контурная карта) |
День благодарения |
Комментариев нет:
Отправить комментарий