среда, 22 июля 2015 г.



Урок 24  О.КРОМВЕЛЬ. ПЕРЕВОРОТ 1688 ГОДА. НАЧАЛО ПРОМЫШЛЕННОГО ПЕРЕВОРОТА


Тема урока: ПУТЬ К ПАРЛАМЕНТСКОЙ МОНАРХИИ. ПРОМЫШЛЕННЫЙ ПЕРЕВОРОТ В АНГЛИИ


Цель урока: Учащиеся, пользуясь памяткой, учатся составлять характеристики исторических личностей, воссоздавать их исторический образ, устанавливать связь между их деятельностью и развитием исторического процесса; делают сравнительный анализ, учатся вести дискуссию, использовать иллюстративный материал в качестве источника знания, аргументировать свою точку зрения. Научиться уважать законы и конституцию страны. Анализируют и выделяют главное, используют карту как источник содержания, составляют план и таблицу, учатся доказательствам и опровержению, формируют личностное отношение к содержанию, устанавливают внутрипредметные связи.
Тип урока: комбинированный урок с элементами лабораторной работы.
Оборудование: Учебник, §20.
Репродукции картин: У. Хогарт. Серия гравюр «Выборы в парламент (1753-1754)».
1. Предвыборный банкет. 2. Агитация. 3. Голосование (Выборы в парламент). 4. Триумф избранных в парламент. Альбом «Уильям Хогарт и его время».— Л., 1977.
Основные понятия и термины: парламентская монархия, левеллеры, диггеры, протектор, протекторат, тори, виги, спикер,  аграрная революция, промышленный переворот, фабрика, луддизм.
Методы обучения: Проблемный или частично поисковый метод.
Варианты познавательных и проблемных заданий:
1. Сравните систему управления страной при Стюартах, в период диктатуры Кромвеля и в конце XVII в. Когда, по-вашему, в Англии был уничтожен абсолютизм? Подумайте, какие доказательства вам следует использовать, чтобы подтвердить крушение абсолютизма.
2. Вы познакомились с портретами политических деятелей эпохи Английской революции. Подумайте, какие черты характера этих людей повлияли на ход событий революции и ее результаты. Мог ли ход событий в Англии получить другое направление?
3. Для успешного развития капиталистического производства нужны три условия: накопление богатств и потребность в создании крупных предприятий; свободные люди, лишенные средств производства; рынок сбыта товаров. Подумайте, имелись ли эти условия в Англии в XVIII в. Для аргументации своей точки зрения используйте фактический материал.
4. Существует точка зрения, что промышленный переворот произошел в Англии раньше, чем в других странах Европы, благодаря ее удачному географическому положению, способствовавшему в XVII—XVIII вв. развитию мореходства и морской торговли. Согласны ли вы с этой точкой зрения? Свое мнение аргументируйте.

Ход урока

       I.       Организационный момент.

    II.       Актуализация опорных знаний.
Значительное по своему объему содержание нового материала предполагает достаточно быструю проверку домашнего задания (ее можно провести в виде исторического диктанта).
Особое внимание на уроке следует уделить раскрытию понятия парламентская монархия и доказательству ее преимуществ перед абсолютной монархией. Учащиеся знакомятся с планом урока и выбирают проблему для индивидуальной работы.

 III.       Изучение нового материала.

1.      Движения протеста. Левеллеры и диггеры.
Переходя к изучению первого вопроса плана, учитель рассказывает:
«В палату общин английского парламента приходило много жалоб от простого народа. В одной из жалоб ее составители писали: «Прислушайтесь у наших дверей, как наши дети кричат: «Хлеба, хлеба!» А вот что писали в другой жалобе: «Мы, веря в вашу искренность, избрали вас в качестве своих поверенных и защитников... а вы ограбили и разорили нас». Чем же были вызваны эти упреки? Ведь парламент провел ряд реформ. Вспомним их содержание». Выслушав ответы учащихся о реформах парламента, учитель продолжает: «Мы видим, что реформы не улучшили положение простонародья. Конфискованные земли короля, его сторонников и его епископов поступали в продажу большими участками. Фермеры и арендаторы не могли участвовать в их покупке. Только 9% этих земель попало в руки зажиточных крестьян, остальные были скуплены городской буржуазией и новым дворянством. Крестьяне земли не получили и не были освобождены от оброка.
Длительная гражданская война не могла не привести к упадку хозяйственной жизни в стране. Порвались экономические связи между графствами, особенно тяжело это отразилось на Лондоне — центре промышленности и торговли. Затруднения в сбыте сукна привели к массовой безработице. Поэтому часть населения не была довольна реформами парламента. В стране развернулись движения протеста».
Далее восьмиклассники зачитывают требования левеллеров и диггеров. Учитель задает вопрос: «Что было общего и какие различия существовали во взглядах левеллеров и диггеров?» (проверка исторического диктанта).

2.      Протекторат О. Кромвеля. Борьба за колонии и морское господство.
Изучение вопросов о протекторате Кромвеля, борьбе Англии за колонии и морское господство может быть организовано разными приемами. Возможны как рассказ учителя, так и самостоятельная работа учащихся с учебником (стр. 161) и картой. Полезно составить опорный конспект по этим вопросам. Учитель может поставить перед учениками следующее познавательное задание: подумайте, почему Людовик XIV, ярый сторонник абсолютизма, сказал о Кромвеле: «Это самый сильный человек в Европе».


3.      Реставрация Стюартов. Конец революции. «Славная революция» и рождение парламентской монархии.
Вопрос о реставрации Стюартов и окончании революции рассматривается очень коротко, так как наибольшее внимание следует уделить вопросам о «славной революции», рождении парламентской монархии и организации новой системы управления страной. В качестве раздаточного материала можно приготовить карточки с текстом документа.
«Билль о правах»
13 февраля 1689 г.
Так как последний король Иаков II (Яков.— Авт.), при содействии различных злоумышленных советников, судей и чиновников, состоявших у него на службе, пытался ниспровергнуть и искоренить протестантскую веру и законы вольности этого королевства... духовные и светские лорды и общины... собравшиеся ныне в качестве полного и свободного представительства этого народа, … заявляют для восстановления и подтверждения своих древних прав и вольностей нижеследующее:
1. Что притязания на власть приостанавливать законы или исполнение законов королевским повелением без согласия парламента незаконны...
4. Что взимание сборов в пользу и в распоряжение короны... без согласия парламента... незаконно.
5. Что обращаться с ходатайством к королю составляет право подданных, и всякое задержание и преследование за такие ходатайства незаконно.
6. Что набор или содержание постоянного войска в пределах королевства в мирное время, иначе как с согласия парламента, противно закону...
8. Что выборы членов парламента должны быть свободны.
9. Что свобода слова, прений и всего того, что происходит в парламенте, не может дать повода к преследованию или быть предметом рассмотрения в каком-либо суде или месте кроме парламента...
11. Что присяжные должны быть вносимы в списки и призываемы к очереди надлежащим порядком и присяжные, решающие судьбу человека в делах об измене, должны быть свободными землевладельцами...
13. И что для пресечения всяких злоупотреблений и для улучшения, укрепления и охраны законов парламент должен быть созываем достаточно часто. И они признают за собой, требуют и настаивают на всех этих пунктах... как на своих несомненных правах и вольностях...
Вопросы к документу: 1. Как в документе объясняются причины свержения Якова II? 2. Назовите и проанализируйте статьи «Билля о правах», обеспечивающие жителям Англии гарантии прирожденных естественных прав — на жизнь, свободу и собственность.
Наибольшее значение имеет объяснение вопроса «Власть у парламента». Учебник предоставляет достаточное содержание, расширять которое нет необходимости. Тем не менее вопрос о подкупе избирателей и других негативных явлениях, существующих в условиях демократии, требует обсуждения, так как он всегда злободневен. Можно рассмотреть серию гравюр У. Хоггарта «Выборы в парламент», выразительно повествующую о случаях нечистоплотности в политике. Возникает вопрос: нужна ли свобода, если люди не умеют ею пользоваться? Ответ на него дал английский историк и политический деятель Томас Бабингтон Маколей (1800—1859). В сочинении «Мильтон» он писал:
Против зол, порождаемых новоприобретенною свободою, имеется лишь одно средство — сама свобода. Узник, покидая тюрьму, на первых порах не может выносить дневного света... Но лекарство состоит не в том, что бы снова отослать его в темницу, а в том, чтобы приучить его к солнечным лучам. Блеск истины и свободы может сначала отуманить и помрачить нации, полуослепшие во мраке рабства. Но дайте срок, и они скоро будут в состоянии выносить этот блеск. Люди в несколько лет приучаются правильно мыслить. Крайнее буйство мнений стихает... И наконец, из хаоса возникает система справедливости и порядка.
Этот документ может быть роздан на парты или прочитан учителем. Учащимся важно понять, что свободой следует уметь пользоваться.

4.      «Владычица морей». 
Дается задание учащимся: найти в тексте учебника слова, подтверждающие это высказывание (стр. 163 учебника).

5.      Аграрная революция в Англии.
Объяснение пятого пункта плана может быть дополнено более подробным рассказом о положении английских фермеров.
Английский фермер, арендующий землю у лендлорда, не боялся вкладывать деньги в хозяйство и приспосабливать его к потребностям рынка, так как по закону (а также по уговору) расторгнуть аренду лендлорд не мог. Более того, обычай требовал, чтобы в неурожайные годы собственник земли возмещал потери фермера. Сильной стороной этого порядка было возвышение фермера, настоящего предпринимателя. Уже в 1745 г. один француз описывал фермера как крестьянина, который «пользуется обилием всех жизненных удобств». Он сообщает, что «зимой сей деревенский житель облачается в редингот (вид верхней одежды, длинный сюртук), кокетливо разукрашены его жена и дочь». Француз Морис Робюшон, побывавший в Англии, был потрясен контрастом между деревней французской и английской.
Завершая этот сюжет, учитель подчеркивает, что в XVIII в. английское сельское хозяйство с успехом кормило города и промышленные поселки. Крупное землевладение создало условия для увеличения производства зерна, что привело к снижению цен на него. Рост городского населения породил спрос на мясо, и фермеры стали активно заниматься животноводством. Внедрялись новые кормовые культуры — турнепс и клевер, хорошо растущие даже на песчаных почвах, и это приводило к освоению заброшенных ранее земель.
6.       Промышленный переворот.
Учащиеся самостоятельно читают текст учебника (стр. 164) и выполняют в тетради следующую работу: 1. Выписать условия, необходимые для промышленного переворота. 2. Заполнить таблицу «Важнейшие изобретения в период промышленного переворота» (если не успеют выполнить на уроке – выполняют дома).
Год
Изобретатель
Изобретение
Значение изобретения

7.      «Отец» паровой машины.
Рассказ о Джеймсе Уатте (или сообщение о нем ученика) может быть дополнен материалом, позволяющим создать представление о типе человека-изобретателя.
Уатт не получил инженерного образования. Болезненный ребенок, он занимался в начальной и средней школе с большими перерывами и слыл среди одноклассников довольно туповатым. Только в 13 лет математические способности позволили ему выйти в число первых учеников, что смутило прежних насмешников.
Находясь в гостях у своего дяди — профессора древних языков университета в Глазго, он начал проводить опыты по химии и физике. Джеймс любил работать один, в тишине, спокойно и неторопливо обдумывать сделанное, проверять свои мысли на опыте.
Так он и рос: тихим, болезненным, начитанным, наблюдательным и аккуратным, любящим размышлять и мастерить. Мальчик умел пользоваться многими инструментами, освоил даже литейное дело.
В 19 лет он отправился в Лондон и там поступил учеником в мастерскую, изготовлявшую навигационные инструменты. Через год юноша вернулся в Глазго, а затем стал мастером-инструментальщиком при университете.
В 1764 г. один из университетских профессоров поручил Уатту отремонтировать модель паровой машины Ньюкомена. Знакомство с этой несовершенной моделью натолкнуло Уатта на мысль создать иную машину, и началась работа. «Субботний день (1765 г.) был чудесен, и я отправился на прогулку,— вспоминал потом Уатт.— Все мои мысли были сосредоточены на решении занимавшей меня проблемы. Подошел к дому пастуха, и в этот момент в голове у меня мелькнула мысль: поскольку пар является эластичным телом, он ринется в вакуум. Если между цилиндром и выхлопным устройством будет существовать соединение, то пар проникнет туда. Именно там его можно будет конденсировать, не охлаждая при этом цилиндра... Когда я дошел до Гольфхауза, в моей голове сложилось полное представление о том, что необходимо было сделать». Уатт построил свою модель паровой машины. Вот так, во время прогулки была решена проблема.

8.      Движения протеста. Разрушители машин.
В рассказ о движении луддитов учитель может включить следующий материал:
Рабочие изыскивали всевозможные способы борьбы против своих угнетателей. В 1811 г. возникло движение луддитов — разрушителей машин. Нед Лудд, по имени которого названо это движение, работал подмастерьем в городе Лестере. Историк пишет: «Как-то раз он не поладил со своим хозяином, тот обратился к полиции, и по ее постановлению несчастного Лудда отодрали плетьми. Рассерженный малый взял тогда молот и разбил свой станок вдребезги». С тех пор у рабочих появилась поговорка: «Поступать, как Нед Лудд», т. е. разбивать станки.
Вот как описываются действия луддитов в городке Хорбери: «Приблизительно в 12 часов ночи фабрика Фостера была окружена большой толпой замаскированных и вооруженных лиц. Они поставили сторожевых у всех входов и выходов и, обезопасив себя таким образом, вломились в цеха. Здесь они изломали на мелкие части стригальные машины, уничтожили пряжу, побили все окна. Затем они направились к дому фабриканта. Выбив двери, нападавшие вошли в комнаты и потребовали от хозяев под страхом немедленной смерти выдать им ключи от фабричных зданий; двоих членов семьи они связали и бросили на пол, а остальным приказали сопровождать их с ключами. После того как машины были разбиты, луддиты подожгли все постройки и удалились.
Один из владельцев фабрик рассказывал: «Озлобление рабочих против меня было так велико, что я должен был для охраны своих машин и фабрик каждую ночь держать вооруженную стражу. Я никогда не отваживался выйти из дома ночью, а если это случалось днем, то всегда брал с собой заряженные пистолеты».
Если не хватает времени осветить данный вопрос, то можно воспользоваться краткой информацией, данной в  учебнике (стр. 166).
9.      Последствия промышленного переворота.
Выполняется учащимися самостоятельно, работая с текстом учебника (стр.165-166).

 IV.            Закрепление изученного материала.
В конце урока учитель делает заключение и предлагает учащимся предъявить результаты выполненной работы: заполненную таблицу и решение выбранного проблемного задания.

    V.            Домашнее задание.
 § 20. Если не удалось выполнить работу по пунктам 6 и 9 в классе – завершить работу дома. Выполнить задания в контурной карте.
Дифференцированное задание.
1.      После  буржуазной революции в Англии сохранились некоторые пережитки феодализма: монархия (хотя и ограниченная), палата лордов, феодальные повинности крестьян, цехи (они постепенно исчезли в XVIII веке). Какой особенностью английской революции вы это можете объяснить?
2.      Дополнительное задание к контурной карте. Найти и отметить на контурной карте основной район выступления луддитов и объяснить, почему он был на севере страны.

 Фамилия, имя ______________________________ класс _____ оценка ___


определения
ОТВЕТЫ
       1.
Какое событие явилось началом революции в Англии?



     2.
В каком году произошло сражение при Нейзби?


     3.       
Король Карл I был казнен …


     4.       
Англия провозглашена республикой


    5.       
Как в Англии назывались последователи кальвинизма?


    6.       
Перечислите основные требования левеллеров
1.


2.



3.




       7.       
Лидер левеллеров…


       8.  
Перечислите основные требования диггеров
1.



2.



9.
Лидер диггеров


10.
Армию парламента в начавшейся гражданской войне возглавил…



«Билль о правах»
13 февраля 1689 г.

Так как последний король Иаков II (Яков.— Авт.), при содействии различных злоумышленных советников, судей и чиновников, состоявших у него на службе, пытался ниспровергнуть и искоренить протестантскую веру и законы вольности этого королевства... духовные и светские лорды и общины... собравшиеся ныне в качестве полного и свободного представительства этого народа, … заявляют для восстановления и подтверждения своих древних прав и вольностей нижеследующее:
1. Что притязания на власть приостанавливать законы или исполнение законов королевским повелением без согласия парламента незаконны...
4. Что взимание сборов в пользу и в распоряжение короны... без согласия парламента... незаконно.
5. Что обращаться с ходатайством к королю составляет право подданных, и всякое задержание и преследование за такие ходатайства незаконно.
6. Что набор или содержание постоянного войска в пределах королевства в мирное время, иначе как с согласия парламента, противно закону...
8. Что выборы членов парламента должны быть свободны.
9. Что свобода слова, прений и всего того, что происходит в парламенте, не может дать повода к преследованию или быть предметом рассмотрения в каком-либо суде или месте кроме парламента...
11. Что присяжные должны быть вносимы в списки и призываемы к очереди надлежащим порядком и присяжные, решающие судьбу человека в делах об измене, должны быть свободными землевладельцами...
13. И что для пресечения всяких злоупотреблений и для улучшения, укрепления и охраны законов парламент должен быть созываем достаточно часто. И они признают за собой, требуют и настаивают на всех этих пунктах... как на своих несомненных правах и вольностях...


Вопросы к документу: 
1. Как в документе объясняются причины свержения Якова II?
2. Назовите и проанализируйте статьи «Билля о правах», обеспечивающие жителям Англии гарантии прирожденных естественных прав — на жизнь, свободу и собственность.


Английская революция и начало промышленного переворота


Англия в конце XVIII века


Контурная карта "Английская революция и начало промышленного переворота"



Манифест диггеров, весна 1649 года


Карл II Стюарт (1660-1685)





Яков II (1685-1689)



Вильгельм  III  Оранский (1689-1702)



Анна (1702-1714)




У. Хогарт. Предвыборный банкет





У. Хогарт. Агитация




У. Хогарт. Голосование



У. Хогарт. Триумф избранных в парламент




Редингот


Комментариев нет:

Отправить комментарий