пятница, 26 декабря 2014 г.

Урок 13  МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Характер международных отношений. Зарождение постоянной дипломатии. Тридцатилетняя война. Вестфальский мир.


Тема урока: МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В XVI— XVIII вв.


Цель урока: Учатся самостоятельно готовить сообщения по заданной теме (о развитии военного дела, о бедствиях войны) и предъявлять результаты своей деятельности; учатся слушать сообщения одноклассников и выделять главное; самостоятельно работают с текстом учебника и картой, выделяют главное (значение Вестфальского мира), учатся решать учебные проблемы и предъявлять их решение.
Тип урока: изучение и освоение нового материала.
Оборудование: Учебник, §14. Карты «Тридцатилетняя война 1618-1648 гг.», «Европа в XVII в.».
Образовательное пространство расширяется за счет чтения художественной и научно-популярной литературы: Ф. Шиллер. Лагерь Валленштейна; Смерть Валленштейна; Драмы;Стихотворения. Тридцатилетняя война.
Репродукции: Теодор де Бри. Прощание солдата в 1600 г.; Гравюра Павла Понция с картины Ван Дейка. Густав Адольф, король шведский; Валленштейн (гравюра на меди); Высадка Густава Адольфа; Смерть Густава Адольфа в битве при Лютцене; Эгерское убийство. Все указанные иллюстрации представлены в книге: Егер О. Всемирная история: Новая история.
Основные понятия и термины: Коалиция, батальон.
Методы обучения: Проблемный или частично поисковый метод.
Варианты познавательных и проблемных заданий:
1. Как вы считаете, была ли Тридцатилетняя война войной за «чистоту веры» или ее цели выходили за рамки чисто религиозных задач? Свою точку зрения аргументируйте.
2. Историки говорят, что Тридцатилетняя война «завершила собой целую эпоху». Как вы думаете, о какой эпохе идет речь? Прокомментируйте эту точку зрения.
3. Историки считают, что Вестфальский мир установил в Европе новую систему международных отношений. Что они имеют в виду? Прокомментируйте эту точку зрения.

Ход урока

       I.       Организационный момент.

    II.       Актуализация опорных знаний.
Учитель знакомит учащихся с темой, планом урока и познавательными заданиями (по выбору).

 III.       Изучение нового материала.
1.      Почему происходили международные конфликты?
2.      Тридцатилетняя война — первая общеевропейская война и последняя  из религиозных войн.
3.      Ход войны. Состояние вооружения. Военная система. «Армия кормит себя сама».
4.      Тяжелые последствия войны для европейского населения.
Основные приемы деятельности учителя — объяснение и размышление по вопросам достаточно сложного содержания. Следует учесть, что восьмиклассники впервые знакомятся с темой «Международные отношения». Ввиду большой плотности содержания не следует требовать от них заучивания всего объема нового материала. Учащиеся должны знать, какие точки зрения на политическое устройство Европы существовали в XVII в., и понимать, что эпохе Нового времени более соответствовала идея существования в Европе национальных государств, что, хотя Тридцатилетняя война и началась, как война религиозная, она превратилась в средство для решения политических проблем. Ход военных действий сообщается в пределах учебника, но акцентировать внимание учащихся на различных периодах этой войны не следует. Важно, что бы ученики увидели бедствия, которые война несла воюющим странам, особенно тем, на чьей территории велись военные действия, а также мирному населению. Можно добавить, что эта война имела самые пагубные последствия для хозяйственной жизни Германии. Целые сельские области превратились в пустыни, и там, где еще в начале XVII в. крестьяне обрабатывали поля, в 50-х гг. шумел молодой лес.
Города пострадали меньше, у них были крепкие стены, но если вражеской армии удавалось захватить город, он подвергался полному разграблению.
О бедствиях населения рассказывает документ — извлечение из «похождений Симплициуса Симплициссимуса».

Г. Я. К. фон Гриммельсгаузен «Симплициссимус» (1668) (отрывок)

«…какие мерзкие и поистине неслыханные свирепости чинились повсюду в нашу немецкую войну… Первое, что учинили и предприняли те всадники в расписанных копотью покоях моего батьки, было то, что они поставили там лошадей; после чего всяк приступил к особливым трудам, кои все означали сущую погибель и разорение. Ибо в то время, как некоторые принялись бить скотину, варить и жарить, так что казалось, будто готовится тут веселая пирушка, другие свирепствовали во всем доме и перешарили его сверху донизу, так что не пощадили даже укромный покой, как если бы там было сокрыто само золотое руно Колхиды. Иные увязывали в большие узлы сукна, платья и всяческую рухлядь, как если бы сбирались открыть ветошный ряд, а что не положили взять с собою, то ломали и разоряли до основания; иные кололи шпагами стога соломы и сена, как будто мало им было переколоть овец и свиней; иные вытряхивали пух из перин и совали туда сало, сушеное мясо, а также утварь, как будто оттого будет мягче спать. Иные сокрушали окна и печи, как если бы их приход возвещал нескончаемое лето; сминали медную и оловянную посуду, после чего укладывали ее погнутой и покореженной; кровати, столы, стулья и скамьи они все пожгли, хотя на дворе лежало сухих дров довольно. Напоследок побили все горшки и миски, либо оттого, что с большей охотой ели они жаркое, либо намеревались тут всего один раз оттрапезовать. …
Тут стали они отвинчивать кремни от пистолетов и на их место ввертывать пальцы мужиков и так пытали бедняг, как если бы хотели сжечь ведьму, понеже одного из тех пойманных мужиков уже засовали в печь и развели под ним огонь, хотя он им еще ни в чем не признался. Другому обвязали голову веревкой и так зачали крутить палкой ту веревку, что у него изо рта, носа и ушей кровь захлестала. Одним словом, у каждого из них была своя хитрость, как мучить крестьян, и каждый мужик имел свою отличную от других мyку.»

5. Условия и значения Вестфальского мира. 
Изучение вопроса об условиях и значении Вестфальского мира может быть организовано как самостоятельная работа учащихся с текстом учебника и картой, результатом которой будет составление в тетради плана этого вопроса.
Для иллюстрации обстановки, в которой происходило окончание войны, можно привести следующий текст:
После подписания мира «гонцы были разосланы с этой радостной вестью ко всем частям войска и отдельным отрядам, а особые печатные объявления распространили повсюду весть об этом великом событии. Многие в Германии не хотели верить этому известию и даже утратили сознательное понимание самого слова «мир». Все успели почти одичать от нескончаемой и повсеместной войны. Множество людей и свет-то Божий увидели впервые в какой-нибудь лесной трущобе, в какой-нибудь неведомой глуши пустыря, куда укрылось население их деревни вместе с семьями и имуществом, избегая неистовства и грабежей того полчища разнузданной сволочи, которая тащилась вслед за войском.
Для большинства населения Германии мирное течение жизни представлялось уже чем-то сказочным, и совершенно несбыточным казался такой обыденный быт, при котором скот мог в полной безопасности стоять в хлеву, гуси, утки и куры — спокойно бродить по двору, путники — беспрепятственно двигаться по большим дорогам, а добрые люди — веселиться под мирным кровом местных гостиниц и харчевен... И вот, наконец, меч возвращался в свои ножны и обильный поток крови и слез должен был иссякнуть!

 IV.            Закрепление изученного материала.
В последней части урока учащиеся предъявляют свои варианты решения выбранных ими познавательных и проблемных заданий. Они отмечают, что Тридцатилетняя война, начавшись как религиозная, превратилась в средство для решения политических проблем — правящая в Священной Римской империи германской нации династия Габсбургов стремилась установить свой контроль над возможно большей частью европейской территории, а другие монархи пытались этого не допустить; что Тридцатилетняя война завершила эпоху религиозных войн; что новая система международных отношений, установленных Вестфальским миром,— это система, основанная на равновесии сил, вызванном ослаблением Габсбургов и усилением Франции Людовика XIV.

    V.            Домашнее задание.
 §14, задание по контурной карте.





Теодор де Бри. Прощание солдата в 1600 г.; Гравюра Павла Понция с картины Ван Дейка

Валленштейн
Эгерское убийство


смерть Валленштейна

смерть Валленштейна

астролог Сени у тела Валленштейна

Густав Адольф - король шведский

высадка Густава Адольфа

гибель Густава Адольфа в битве при Лютцене

Питер Брейгель старший. Торжество смерти



Комментариев нет:

Отправить комментарий