Урок
15 ПОЛЬСКОЕ ГОСУДАРСТВО
Польское государство. Фольварочно-барщинная
система. Шляхетная демократия. Образование Речи Посполитой. Внешняя политика.
Культура.
Цель урока: ознакомить
учащихся с особенностями социально-экономического и политического развития
Польши в XVI – первой
половине XVII в. и
внешней политикой Речи Посполитой; развивать умения учащихся устанавливать
связи между событиями отечественной и мировой истории; составлять исторические
схемы; воспитывать у учащихся негативное отношение к политике экспансии.
Тип урока: изучение
нового материала
Оборудование:
Учебник, §17. Карта «Образование Речи Посполитой».
Образовательное пространство расширяется за счет
чтения художественной и научно-популярной литературы: Г. Сенкевич. Огнем и мечом. Потоп. Пан Володыёвский. (Одноименные
фильмы Ежи Гофмана).
Основные
понятия и термины: фольварк, магнат, шляхта, сейм, уния, униаты, экспансия,
Речь Посполитая.
Методы
обучения: Изучение нового материала.
Проблемное задание: пояснить содержание выражения
«Польша держится на непорядке».
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний.
Опираясь на знания учащихся, полученные в курсе
всемирной истории (7 класс) и истории Украины (8 класс), учитель может провести
беседу по следующим вопросам:
1.
Где и когда возникло Польское королевство?
2.
Как происходило объединение польских земель?
3.
Как складывались отношения Польши с Великим
княжеством Литовским и Галицко-Волынским княжеством?
4.
Суть и значение Кревской унии (1385 г.).
III.
Изучение
нового материала.
1.
Экономическое
развитие и государственная политика Польши.
Учитель сообщает, что
к XVI веку Польша была
крупным многонациональным государством, в состав которого вошли польские,
литовские и украинские земли, Пруссия, часть Ливонии (сопровождается
демонстрацией на карте). В отличие от передовых стран Западной Европы,
вступивших в эпоху активного развития мануфактурного производства, Польша
оставалась аграрной (сельскохозяйственной) страной.
Характеризуя торговые
связи Польши со странами Западной Европы, учитель составляет на доске схему
(восьмиклассники переносят ее в тетрадь) или учащиеся самостоятельно на основе
материала учебника (стр. 134-135) составляют опорную схему «Экспорт и импорт
Польши со странами Западной Европы».
Опираясь на известные
ученикам факты Новой истории, просим их вспомнить, как поступали
землевладельцы, когда земля из источника существования превращалась в источник
получения прибыли? (примером могут служить огораживание в Англии).
Предлагаем учащимся
установить причинно-следственную связь между увеличением спроса на
сельскохозяйственную продукцию в Западной Европе и резким усилением
феодальной эксплуатации и закрепощением крестьян в Украине, Белоруссии,
Литве. Работа с понятиями «фольварк», «магнат», «шляхта».
В XV – XVI вв. шляхта приобретает все больший
политический вес. Польское королевство превращается в шляхетскую республику.
Власть короля ограничивается сеймом (парламентом), который состоял из сената (в
нем заседали магнаты и представители королевской администрации) и палаты послов
(представители сеймиков воеводств). Король был выборным; ему запрещалось
принимать важные решения без согласия сейма. Король не имел постоянной армии,
его финансы и землевладение были ограничены.
Беседа по вопросам:
1.
Сравните схемы политического устройства Польши и
других стран Западной Европы. Какое наблюдается отличие?
2.
Стремилась ли Польша к установлению абсолютизма?
3.
Какую роль играла шляхта в государственном
управлении. Дать оценку.
2.
Реформация
и Контрреформация в Польше.
Беседа по вопросам:
1.
Что такое Реформация?
2.
Какие реформационные направления получили
распространение в Польше?
3.
Почему крестьяне не поддержали Реформацию?
4.
Как относились польские короли к движению за
обновление церкви?
5.
Что такое Контрреформация?
6.
Какие контрреформационные движения получили
распространение в Польше?
В ходе беседы учащиеся приходят к выводу о том, что
в Польско-Литовском государстве, где рыночными отношениями были охвачены только
крупные помещики, идеи Реформации не смогли найти прочной социальной базы.
Учащиеся вспоминают, кто поддержал учение Лютера. Православное население Речи
Посполитой относилось к духовным новшествам как к чему-то чуждому. Поэтому
католической церкви удалось быстро вытеснить из Польши распространившиеся здесь
реформационные учения, в результате чего произошла Контрреформация, т.е.
восстановление влияния католической церкви.
3.
Создание
Речи Посполитой.
Учитель предлагает учащимся с помощью учебника
(стр. 137-138) и карты «Образование Речи Посполитой» выполнить следующие
задания, которые фиксируются в рабочей тетради и контурных картах (работа с
понятиями «уния» и «униаты»):
1.
Отметить место подписания Люблинской унии и
указать год.
2.
Отметить земли Литовского княжества, которые
непосредственно вошли в состав Польского королевства, вследствие Люблинской
унии.
3.
Обвести границы Речи Посполитой во времена
наивысшего ее могущества.
4.
Экспансия
на Восток.
Учащимися
составляется опорный конспект «Внешняя политика Речи Посполитой» и оформляется
контурная карта на основе карты исторического атласа «Образование Речи
Посполитой» и материала учебника (стр. 139-140). (Можно использовать как
иллюстративный материал и с целью активизации познавательной деятельности
постеры к фильмам Ежи Гофмана и трилогию Г. Сенкевича). Работа с понятием "экспансия".
Схема
(вариант)
1. Отношения
с Русским государством – главная проблема во внешней политике Речи Посполитой:
А)
участие в Ливонской войне (присоединение Ливонии в 1582 году)
Б)
поддержка польским двором воцарения в Москве Лжедмитрия I.
В)
безрезультатные войны с Москвой 1609-1618, 1632-1634 гг.
2.
Войны со Швецией:
А) 1600-1629 гг. (утрата большей части Ливонии)
Б) 1655-1660 гг. («Потоп»)
3.
Южное направление – войны с Турцией:
А) 1620-1621 гг. (Хотинская война)
Б) 1672-1676 гг. (Польша уступила Подолию,
Правобережная Украина за исключением Белоцерковского и Паволочского округов,
переходила под власть турецкого вассала — гетмана Петра Дорошенко, превращаясь,
таким образом, в османский протекторат).
4. Национально-освободительная
война украинского народа под руководством Б. Хмельницкого 1648-1657 гг. После
подписания Хмельницким договора с Москвой (1654 г.) эта война для поляков
превратилась во внешнюю войну с Московским государством.
Так как этот вопрос более детально
рассматривается в курсе «Истории Украины», ограничимся только лишь выполнением
работы в контурных картах (задание №6) – изменение границ Речи Посполитой,
вследствие Андрусовского перемирия (1667 г.) и «Вечного мира» (1686 г.).
IV.
Закрепление
изученного материала.
В заключение урока
учащиеся отвечают на проблемное задание.
V.
Домашнее
задание.
§17, задание по контурной карте (если не
успели выполнить на уроке). Привести примеры достижений польской культуры в XVI – XVII вв.
Сигизмунд III - польский король |
фильм "Огнем и мечом" |
фильм "Потоп" |
фильм "Пан Володыёвский" |
Комментариев нет:
Отправить комментарий