пятница, 26 декабря 2014 г.

Урок 15 ПОЛЬСКОЕ ГОСУДАРСТВО

Польское государство. Фольварочно-барщинная система. Шляхетная демократия. Образование Речи Посполитой. Внешняя политика. Культура.

Тема урока: РЕЧЬ ПОСПОЛИТАЯ

Цель урока: ознакомить учащихся с особенностями социально-экономического и политического развития Польши в XVI – первой половине XVII в. и внешней политикой Речи Посполитой; развивать умения учащихся устанавливать связи между событиями отечественной и мировой истории; составлять исторические схемы; воспитывать у учащихся негативное отношение к политике экспансии.
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование: Учебник, §17. Карта «Образование Речи Посполитой».
Образовательное пространство расширяется за счет чтения художественной и научно-популярной литературы: Г. Сенкевич. Огнем и мечом. Потоп. Пан Володыёвский. (Одноименные фильмы Ежи Гофмана).
Основные понятия и термины: фольварк, магнат, шляхта, сейм, уния, униаты, экспансия, Речь Посполитая.
Методы обучения: Изучение нового материала.
Проблемное задание: пояснить содержание выражения «Польша держится на непорядке».

Ход урока

       I.       Организационный момент.

    II.       Актуализация опорных знаний.
Опираясь на знания учащихся, полученные в курсе всемирной истории (7 класс) и истории Украины (8 класс), учитель может провести беседу по следующим вопросам:
1.      Где и когда возникло Польское королевство?
2.      Как происходило объединение польских земель?
3.      Как складывались отношения Польши с Великим княжеством Литовским и Галицко-Волынским княжеством?
4.      Суть и значение Кревской унии (1385 г.).

 III.       Изучение нового материала.
1.      Экономическое развитие и государственная политика Польши.
Учитель сообщает, что к XVI веку Польша была крупным многонациональным государством, в состав которого вошли польские, литовские и украинские земли, Пруссия, часть Ливонии (сопровождается демонстрацией на карте). В отличие от передовых стран Западной Европы, вступивших в эпоху активного развития мануфактурного производства, Польша оставалась аграрной (сельскохозяйственной) страной.
Характеризуя торговые связи Польши со странами Западной Европы, учитель составляет на доске схему (восьмиклассники переносят ее в тетрадь) или учащиеся самостоятельно на основе материала учебника (стр. 134-135) составляют опорную схему «Экспорт и импорт Польши со странами Западной Европы». 
 
Опираясь на известные ученикам факты Новой истории, просим их вспомнить, как поступали землевладельцы, когда земля из источника существования превращалась в источник получения прибыли? (примером могут служить огораживание в Англии).
Предлагаем учащимся установить причинно-следственную связь между увеличением спроса на сельскохозяйственную продукцию в Западной Европе и резким усилением феодальной эксплуатации и закрепощением крестьян в Украине, Белоруссии, Литве. Работа с понятиями «фольварк», «магнат», «шляхта».
В XVXVI вв. шляхта приобретает все больший политический вес. Польское королевство превращается в шляхетскую республику. Власть короля ограничивается сеймом (парламентом), который состоял из сената (в нем заседали магнаты и представители королевской администрации) и палаты послов (представители сеймиков воеводств). Король был выборным; ему запрещалось принимать важные решения без согласия сейма. Король не имел постоянной армии, его финансы и землевладение были ограничены.
Беседа по вопросам:
1.      Сравните схемы политического устройства Польши и других стран Западной Европы. Какое наблюдается отличие?
2.      Стремилась ли Польша к установлению абсолютизма?
3.      Какую роль играла шляхта в государственном управлении. Дать оценку.

2.      Реформация и Контрреформация в Польше.
Беседа по вопросам:
1.      Что такое Реформация?
2.      Какие реформационные направления получили распространение в Польше?
3.      Почему крестьяне не поддержали Реформацию?
4.      Как относились польские короли к движению за обновление церкви?
5.      Что такое Контрреформация?
6.      Какие контрреформационные движения получили распространение в Польше?
В ходе беседы учащиеся приходят к выводу о том, что в Польско-Литовском государстве, где рыночными отношениями были охвачены только крупные помещики, идеи Реформации не смогли найти прочной социальной базы. Учащиеся вспоминают, кто поддержал учение Лютера. Православное население Речи Посполитой относилось к духовным новшествам как к чему-то чуждому. Поэтому католической церкви удалось быстро вытеснить из Польши распространившиеся здесь реформационные учения, в результате чего произошла Контрреформация, т.е. восстановление влияния католической церкви.

3.      Создание Речи Посполитой.
Учитель предлагает учащимся с помощью учебника (стр. 137-138) и карты «Образование Речи Посполитой» выполнить следующие задания, которые фиксируются в рабочей тетради и контурных картах (работа с понятиями «уния» и «униаты»):
1.      Отметить место подписания Люблинской унии и указать год.
2.      Отметить земли Литовского княжества, которые непосредственно вошли в состав Польского королевства, вследствие Люблинской унии.
3.      Обвести границы Речи Посполитой во времена наивысшего ее могущества.

4.      Экспансия на Восток.
Учащимися составляется опорный конспект «Внешняя политика Речи Посполитой» и оформляется контурная карта на основе карты исторического атласа «Образование Речи Посполитой» и материала учебника (стр. 139-140). (Можно использовать как иллюстративный материал и с целью активизации познавательной деятельности постеры к фильмам Ежи Гофмана и трилогию Г. Сенкевича). Работа с понятием "экспансия".
Схема (вариант)
1.      Отношения с Русским государством – главная проблема во внешней политике Речи Посполитой:
А) участие в Ливонской войне (присоединение Ливонии в 1582 году)
Б) поддержка польским двором воцарения в Москве Лжедмитрия I.
В) безрезультатные войны с Москвой 1609-1618, 1632-1634 гг.
2.  Войны со Швецией:
     А) 1600-1629 гг. (утрата большей части Ливонии)
     Б) 1655-1660 гг. («Потоп»)
3.  Южное направление – войны с Турцией:
     А) 1620-1621 гг. (Хотинская война)
     Б) 1672-1676 гг. (Польша уступила Подолию, Правобережная Украина за исключением Белоцерковского и Паволочского округов, переходила под власть турецкого вассала — гетмана Петра Дорошенко, превращаясь, таким образом, в османский протекторат).
4. Национально-освободительная война украинского народа под руководством Б. Хмельницкого 1648-1657 гг. После подписания Хмельницким договора с Москвой (1654 г.) эта война для поляков превратилась во внешнюю войну с Московским государством.
Так как этот вопрос более детально рассматривается в курсе «Истории Украины», ограничимся только лишь выполнением работы в контурных картах (задание №6) – изменение границ Речи Посполитой, вследствие Андрусовского перемирия (1667 г.) и «Вечного мира» (1686 г.).

 IV.            Закрепление изученного материала.
В заключение урока учащиеся отвечают на проблемное задание.

    V.            Домашнее задание.
 §17, задание по контурной карте (если не успели выполнить на уроке). Привести примеры достижений польской культуры в XVI – XVII вв.



Сигизмунд III - польский король

фильм "Огнем и мечом"

фильм "Потоп"

фильм "Пан Володыёвский"





Комментариев нет:

Отправить комментарий