воскресенье, 21 декабря 2014 г.

Урок 12  АНГЛИЯ

Изменения в обществе. Королевская Реформация. Елизавета I. Приход к власти Стюартов.


Тема урока: КОРОЛЕВСКАЯ ВЛАСТЬ И РЕФОРМАЦИЯ В АНГЛИИ. БОРЬБА ЗА ГОСПОДСТВО НА МОРЯХ


Цель урока: Учащиеся учатся делать сравнительный анализ (сравнивают англиканскую церковь с католической), работать с документом (выписывают в тетрадь мероприятия королевы Елизаветы, обеспечившие успех ее правления), работать с иллюстрациями, решать проблемы, участвовать в дискуссии, делать выводы, оценивать события и явления с разных точек зрения (оценивать с точки зрения представителей разных слоев населения тюдоровской Англии, чем закончился для страны XVI в.).
Тип урока: комбинированный урок с элементами лабораторной работы.
Оборудование: Учебник, §13. Карта «Англия в XVI – первой половине XVII вв.»
Образовательное пространство расширяется за счет чтения художественной и научно-популярной литературы: М. Твен. Принц и нищий. С.Цвейг. Мария Стюарт. В. Скотт. Аббат., Кенилворт. Р. Хаггарт. ХозяйкаБлосхолма.
Репродукции портретов Елизаветы I. Дж. Гауэр. Портрет Елизаветы на фоне гибнущей армады.
Фильмы: «Елизавета (1998) и «Золотой век» (2007) с участием Кейт Бланшетт.
Основные понятия и термины: Англиканская церковь, пуритане, «кровавое законодательство» Тюдоров, корсар, капер.
Методы обучения: Проблемный или частично поисковый метод.
Варианты проблемных заданий:
1. Подумайте, чем Реформация в Англии отличалась от Реформации в Германии. Найдите общие черты и различия между англиканской и католической церковью.
2. Во время коронационной процессии в 1559 г. Елизавета I Тюдор пообещала своему народу, что будет о нем заботиться: «И пока вы просите меня, чтобы я оставалась вашей доброй госпожой и королевой, вы можете быть уверены, что я буду так стараться для вас, как никакая королева не старалась. У меня хватит воли и, я думаю, хватит власти. И верьте мне, что для безопасности и спокойствия вас всех я не пожалею, если надо, пролить свою кровь. Да отблагодарит Господь вас всех!» Подумайте, выполнила ли королева свое обещание.
3. Подумайте, какие новые методы управления и пропаганды использовала Елизавета I. Почему она была популярна во всех слоях английского общества?

Ход урока

       I.       Организационный момент.

    II.       Актуализация опорных знаний.
Изучение нового материала на этом уроке опирается на ранее полученные знания об абсолютизме и о Реформации. В связи с этим учащимся предлагается ответить на вопросы, при помощи которых они актуализируют ранее полученные знания об абсолютизме: вспомните, что такое абсолютизм. Укажите основные признаки абсолютной королевской власти. Как вы думаете, можно ли считать абсолютизм явлением, приносящим пользу государству и подданным? Выскажите ваше мнение.
Подводя итоги беседы с учащимися, учитель отмечает, что в XVI в. Реформация охватила и Англию. В результате этого движения была создана англиканская (национальная) церковь, укрепилась королевская власть.
Учитель знакомит учащихся с темой, планом урока и проблемными заданиями (первое задание выполняют все, второе и третье — по выбору учащихся).

 III.       Изучение нового материала.

1. Генрих VIII и начало Реформации «сверху». Содержание и методы королевской Реформации.
Учащимся дается задание: по ходу рассказа учителя и работе с документами записать в тетрадь ответ на вопрос «Отличия англиканской церкви от католической». Работу по анализу документа (Томас Кромвель. «Инструкция английскому духовенству») учащиеся проводят индивидуально (в случае затруднения это может быть комментированное чтение). Дополнительно нескольким учащимся могут быть предложены для анализа карточки с извлечением из Акта о супрематии (верховенстве).
Акт о супрематии (1534)
...Для содействия христианской религии в королевстве Англия, для подавления и уничтожения всех злоупотреблений, существующих в нем до сих пор, да будет властью настоящего парламента установлено, что король, наш верховный государь, его наследники и преемники, короли этого королевства, должен быть принимаем, признаваем, почитаем единственным на свете верховным главой церкви Англии... и должен владеть имперской короной этого королевства и всеми титулами, почестями, достоинствами, привилегиями... и доходами, присущими и принадлежащими достоинству Верховного главы церкви. Нашему верховному государю и его наследникам и преемникам, королям этого королевства, должно принадлежать полное право и власть периодически инспектировать... поддерживать порядок, подавлять, исправлять, реформировать, сдерживать... все те заблуждения, ереси, злоупотребления, проступки и беспорядки, которые всякого рода духовная власть... должна законным образом реформировать... для угождения всемогущему Богу, для успеха христианской религии, для сохранения мира, единства, для спокойствия в королевстве. Употребление каких-либо обычаев другой страны, иностранного закона, иностранной власти, предписаний и тому подобного противоречит вышесказанному...
В результате выполнения задания в тетрадях учащихся должна появиться примерно следующая запись:
Отличия англиканской церкви от католической
1.  Англиканская церковь не подчиняется папе римскому.
2. Главой англиканской церкви является король.
3. Церковь и монастыри лишаются имущества.
4. Монастыри закрываются, а монахи из них изгоняются.
5. В основе учения англиканской церкви, как и лютеранства, лежит идея «оправдания    верой».
6. Сохранились обряды: крещение, причащение и покаяние.
7. Допускались почитание икон и пышные облачения духовенства, органная музыка во время богослужений.
8. Библия была переведена на английский язык, и богослужения проводились на английском языке.
При подведении итогов выполненного задания следует отметить, что разрыв отношений с Римом стал важным шагом в становлении английского национального государства и в укреплении королевской власти. Монархия в борьбе за власть одержала победу над церковью, к тому же королевская казна получила ее богатства.

2.      Мария Кровавая и попытки Контрреформации.
Изучение второго пункта плана проходит в пределах учебника (стр. 109). Важно, чтобы учащиеся смогли оценить политику Марии Кровавой как попытку Контрреформации.

3.      Елизавета I. Укрепление англиканской церкви и абсолютизма.
Перед рассмотрением последующих событий истории Англии во второй половине XVI в. перед учащимися ставятся проблемные задания.
Рассказ ведется по учебнику (стр. 110-111) и дополняется обращением к документам. Говоря о Елизавете I как защитнице англиканской церкви и протестантизма, следует подчеркнуть, что королева была далека от религиозного фанатизма. Об этом свидетельствует следующий факт: Елизавета I Тюдор, как и ее отец, Генрих VIII, объявила себя главой англиканской церкви, а протестантизм — официальной религией королевства. Многие приближенные подталкивали ее к дальнейшей реформе англиканской церкви и уничтожению «папистских пережитков». Но Елизавета не стала вводить никаких новшеств и заявила: «Я лучше тысячу раз отстою католическую мессу, чем позволю совершиться тысяче преступлений во имя ее отмены».

4.      Борьба с Испанией за морское первенство.
В 1588 г., когда испанцы собрали огромный флот в 130 кораблей для вторжения в Англию, весь народ Англии поднялся на защиту страны. Вооружались и стар и млад. На подступах к столице строились укрепления. Королева Елизавета I направилась к одному из них — форту Тилбери, чтобы воодушевить английских солдат. Она появилась перед ними верхом, в доспехах, с маршальским жезлом в руках и произнесла речь (сокращенная версия представлена в учебнике на стр. 112).

Из речи королевы Елизаветы в Тилбери, обращенной к английским солдатам (1588)

Мой добрый народ, те, кто пекутся о нашей безопасности, убеждали нас, что следует проявлять осторожность, когда мы предстанем перед множеством вооруженных людей. Но уверяю вас, что я не хотела бы жить, не доверяя моему верному и любящему народу. Пусть боятся тираны. Я всегда жила так, что после Господа главной своей опорой и защитой считала верные сердца и доброе расположение моих подданных. И посему, как вы видите, я сейчас среди вас, не для развлечения или забавы, но полная решимости в самой гуще и в пылу сражения остаться жить или умереть среди вас, пасть во прахе во имя моего Господа, моего королевства, моего народа, моей чести и моей крови. Я знаю, что наделена телом слабой и хрупкой женщины, но у меня сердце и душа короля, и короля Англии... Я сама возьмусь за оружие, сама стану вашим генералом, вашим судьей и вознагражу каждого по заслугам на поле брани.

            Вопросы к документу: 1. Подумайте, о каких чертах личности королевы говорит ее приезд в армию и текст этого выступления. 2. Как вы оцениваете ее поступок: как искренний порыв или ловкий дипломатический ход?

  IV.            Закрепление изученного материала.
В заключение урока учащиеся отвечают на проблемные задания.

     V.            Домашнее задание.
 §13, задание по контурной карте. В тетради можно записать перечень тех мероприятий  Елизаветы I, которые принесли успех ее почти полувековому правлению.

ПРИЛОЖЕНИЕ

 Акт о супрематии (1534)


...Для содействия христианской религии в королевстве Англия, для подавления и уничтожения всех злоупотреблений, существующих в нем до сих пор, да будет властью настоящего парламента установлено, что король, наш верховный государь, его наследники и преемники, короли этого королевства, должен быть принимаем, признаваем, почитаем единственным на свете верховным главой церкви Англии... и должен владеть имперской короной этого королевства и всеми титулами, почестями, достоинствами, привилегиями... и доходами, присущими и принадлежащими достоинству Верховного главы церкви. Нашему верховному государю и его наследникам и преемникам, королям этого королевства, должно принадлежать полное право и власть периодически инспектировать... поддерживать порядок, подавлять, исправлять, реформировать, сдерживать... все те заблуждения, ереси, злоупотребления, проступки и беспорядки, которые всякого рода духовная власть... должна законным образом реформировать... для угождения всемогущему Богу, для успеха христианской религии, для сохранения мира, единства, для спокойствия в королевстве. Употребление каких-либо обычаев другой страны, иностранного закона, иностранной власти, предписаний и тому подобного противоречит вышесказанному...






Герб королевства Англии 1554-1558

Елизавета Тюдор на фоне гибнущей Великой Армады

фильм "Елизавета"

трейлер к фильму "Елизавета"

фильм "Елизавета. Золотой век"

трейлер к фильму "Елизавета. Золотой век"

Комментариев нет:

Отправить комментарий