суббота, 6 декабря 2014 г.

Урок 2 ОТКРЫТИЯ ЕВРОПЕЙЦЕВ

Причины и предпосылки Великих географических открытий XV-XVI вв. Путешествия португальцев. Христофор Колумб и открытие Нового Света. Первое кругосветное путешествие.

Тема урока: ТЕХНИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ И ВЫХОД К МИРОВОМУ ОКЕАНУ


Цель урока: Учащиеся понимают, что Великие географические открытия были подготовлены техническими изобретениями, расширением знаний о Земле, ростом предпринимательской активности части общества. Великие географические открытия привели к новым представлениям о мире, к складыванию мирового рынка, к созданию первых колониальных империй. Учащиеся работают с картой (показывают маршруты путешествий), выделяют главное (составляют в тетради опорный конспект по вопросу «Причины Великих географических открытий»), сравнивают знания о Земле мыслителей древности и мыслителей XV в., систематизируют изменения в обществе, учатся работать в группах и предъявлять результаты своей учебной деятельности.
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование: Учебник, §1. Карта «Великие географические открытия и колониальные захваты в XV—XVII вв.».
Образовательное пространство расширяется за счет чтения научно-популярной и художественной литературы: Р. Сабатини. Христофор Колумб.
Основные понятия и термины: Бомбарда, мушкет, каравелла, дух предпринимательства Методы обучения: Частично поисковый метод.
Проблемное задание: представьте себе, что вы принимаете участие в конференции, где обсуждается проблема, к какой эпохе относятся Великие географические открытия — к Средневековью или Новому времени. Выскажите свою точку зрения и аргументируйте ее.

Ход урока

       I.       Организационный момент.

    II.       Актуализация опорных знаний.
Для логического перехода к изучению новой темы следует провести небольшую беседу с классом. Напоминая учащимся, что на прошлом уроке они приступили к изучению истории Нового времени, учитель предлагает ответить на следующие вопросы: когда и в связи с какими явлениями появился термин «Новое время»? Укажите хронологические рамки Нового времени и раннего Нового времени. Как вы думаете, почему в Новом времени выделяются эти два периода? Какими чертами обладал человек Нового времени? Чем он отличался от человека эпохи Средневековья? Как вы думаете, каким целям служил дух предпринимательства?
Обобщая ответы учащихся, следует подчеркнуть стремление наиболее активной части общества к отказу от традиционных форм ведения хозяйства, их интерес к постижению новых научных данных, желание увидеть мир своими глазами, способность принимать решения, связанные с известной долей риска.

 III.       Изучение нового материала.
1.      Новые изобретения и усовершенствования.
Учитель сообщает название первой главы учебника, подчеркивая, что Новое время берет свое начало от таких явлений, как Великие географические открытия, Возрождение и Реформация, и предлагает перейти к изучению новой темы, которой посвящены два урока.
Назвав тему урока и познакомив класс с написанным на доске планом, учитель в ходе вводной беседы предлагает восьмиклассникам подумать над проблемой: какой эпохе больше соответствуют Великие географические открытия — Средневековью или Новому времени?
Объяснение первого вопроса учитель сопровождает комментариями рисунков в учебнике и некоторыми дополнительными сведениями об изобретениях.

2.      Причины Великих географических открытий.
Рассказывая о роли книгопечатания для развития и распространения знаний, учитель предлагает учащимся прокомментировать иллюстрацию, на которой изображена типография XVI в. (СЛАЙД 1). Восьмиклассники вспоминают, что основоположником введения книгопечатания в Западной Европе являлся И. Гутенберг, начавший свою деятельность в первой половине XV в. Он разработал способ изготовления печатной формы путем набора текста из отдельных литеров, сконструировал приспособления, при помощи которого отливал литеры из сплава свинца с сурьмой, и построил ручной печатный станок. Им же был составлен рецепт особой печатной краски. Можно попросить учащихся определить, какие из перечисленных изобретений Гуттенберга они видят на этой гравюре. Восьмиклассники увидят работу наборщиков, набирающих под диктовку текст из отдельных литеров, в глубине помещения один из работников покрывает печатную форму краской, в центре работник на станке делает оттиски набранного текста на бумаге (хорошо виден пресс, вращающийся при помощи винта), подмастерье складывает подсохшие листы.
Очень интересна для понимания внутреннего мира человека XVI в. гравюра «Изобретатель пороха и нечистая сила» (гравюра на дереве, 1554 г.) (СЛАЙД 2). Можно попросить учащихся подумать, почему рядом с изобретателем пороха автор гравюры поместил изображение нечистой силы (так, как ее представляли себе люди того времени). Учитель отмечает, что люди, научившись изготавливать порох, не знали, почему происходит взрыв. Грохот, клубы дыма, запах серы, страшное, разрушающее действие нового оружия — ну как тут не прийти на ум мыслям о вмешательстве нечистой силы? На приведенной в учебнике гравюре за плечами производящего свои опыты открывателя пороха Бертольда Шварца изображен сатана. Очевидно, современники подозревали, что это он нашептал ученому монаху рецепт, унесший столько жизней. Мрачная картина виделась и великому Леонардо да Винчи, который писал: «Выйдет из недр некто, кто ужасающими криками оглушит стоящих поблизости и дыханием своим принесет смерть людям и разрушение городам и замкам». Кто же этот «некто»? Возможно, учащиеся смогут объяснить, что это пушка, отливаемая из бронзы в вырытой в земле яме (отсюда и «недра»). К наиболее известным, мощным пушкам относились с уважением, наделяли их таинственной сверхъестественной силой, давали им имена собственные: Волк, Лев и др. На стволах орудий были такие надписи: «Лев зовусь я, мой рев пронзителен»; «Я зовусь Петух. В драке я вперед прорвусь»; «Внезапный конец я. Падай ниц передо мною, советую я. К тебе резким прыжком иду я...». Эти примеры помогают школьникам представить себе уровень сознания людей того времени, опутанного суевериями.
Работа с понятиями «бомбарда», «мушкет», «каравелла» (иллюстрации).

3.      Энрике Мореплаватель и открытие ближней Атлантики. Вокруг Африки в Индию. 
При знакомстве восьмиклассников с историей усовершенствования в мореплавании и кораблестроении следует обратиться к следующему документу (раздается на парты) «Педру Нуньес. Трактат в защиту морской карты». Анализируя текст, восьмиклассники развивают умение работать с подлинными источниками.
Затем учитель может предложить учащимся самостоятельно прочитать в учебнике рассказы об открытиях португальцами ближней Атлантики и экспедиции Бартоломеу Диаша, найти маршруты этих экспедиций на карте.
В качестве итоговой проверки усвоенного учащимся поручается, пользуясь учебником, выписать в тетрадь причины Великих географических открытий. Такое задание может выполняться как в форме индивидуальной, так и в форме групповой работы (4—6 человек в группе).

 IV.            Закрепление изученного материала.
На последнем этапе урока восьмиклассники отвечают на проблемное задание. Объясняя, почему Великие географические открытия стали одним из явлений, открывших эпоху Нового времени, учащиеся приводят следующие доводы. Великие географические открытия стали возможны, когда:
1) люди перестали непреклонно следовать старым традициям;
2) появилось понимание необходимости внедрения новых методов ведения хозяйства, технических изобретений и усовершенствований;
3) человек позволил себе усомниться в достоверности старых географических знаний и захотел узнать истинное положение вещей;
4) у европейцев выросла уверенность в своих возможностях и при нарушении их сухопутной торговли с Востоком они рискнули шагнуть в неизведанное — открыть морской путь в Индию;
5) в обществе появились люди, обладающие предпринимательской активностью, стремлением разбогатеть, способные пойти на риск.
Существование этих явлений характерно для эпохи Нового времени.

    V.            Домашнее задание.
 § 1, задание по контурной карте (1-4, только путешествие Б. Диаша), выучить значение понятий, рассмотренных на уроке. Как называются приборы, изображенные в учебнике (стр. 15), каково их предназначение?

                                                     ПРИЛОЖЕНИЕ

«Педру Нуньес. Трактат в защиту морской карты»
(фрагмент)
Вполне очевидно, что открытие новых берегов, островов, континентов не было делом случая; наши мореплаватели отправлялись на путь хорошо подготовленными, они располагали инструментами, были знакомы с астрономией и геометрией. Они знали все, что должны были знать, как об этом пишет Птолемей в первой книге своей «Географии». Они брали с собой карты с точным указанием румбов, это уже не были карты  древних, которые знали лишь двенадцать ветров и путешествовали без компаса. Поэтому они и пускались в путь только при попутном ветре в корму, шли вдоль берегов, насколько это было возможно. О плавании древних по Индийскому морю можно прочитать у Птолемея. Наши карты отличаются от их карт.

Вопросы и задания: знание каких наук было необходимо для успехов мореплавания? В чем автор документа видит преимущество мореплавателей – своих современников перед мореплавателями – современниками Птолемея?




типография XVI века

"Изобретатель пороха и нечистая сила" (гравюра на дереве, 1554)

бомбарда

бомбарда

бомбарда


мушкетер с мушкетом

Комментариев нет:

Отправить комментарий