суббота, 6 декабря 2014 г.

Урок 3 ЗАВОЕВАНИЕ НОВОГО СВЕТА

Конкистадоры в Новом Свете. Первые колонии. Освоение европейцами Северной Америки. Последствия Великих географических открытий.


Тема урока: ВСТРЕЧА МИРОВ. ВЕЛИКИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ И ИХ ПОСЛЕДСТВИЯ


Цель урока: Учащиеся должны прийти к пониманию, что Великие географические открытия привели к новым представлениям о мире, к складыванию мирового рынка, к созданию колониальных империй, что каждое историческое событие, явление имеет неоднозначные последствия; за новые достижения на пути своего развития человечеству приходится платить высокую цену.  Развитие картографических умений (показываются маршруты экспедиций и открытые земли), самостоятельный анализ, выделение главного, обобщение и систематизация, самостоятельная работа с источниками (составление опорного конспекта по 4-му пункту плана урока), развитие коммуникативных умений при работе в группах, предъявление результатов учебного задания, самоанализ. Воспитание негативного отношения к колониальной политике, к самому факту порабощения человека человеком и навязывания своих религиозных и культурных воззрений.
Тип урока: комбинированный урок с элементами лабораторной и групповой работы. 
Оборудование: Учебник, §1-2. Карта «Великие географические открытия и колониальные захваты в XV—XVII вв.».
Образовательное пространство расширяется за счет чтения научно-популярной и художественной литературы: В. Травинский. Звезда мореплавателя (Магеллан).
Основные понятия и термины: Аркебуза, конкиста, колонизация, революция цен.
Методы обучения: Частично поисковый метод.
Варианты проблемных заданий:
1. Великие географические открытия устранили изоляцию двух миров, привели к созданию мирового рынка, но ценой этого достижения стало уничтожение древних государств с их высокой культурой и физическое уничтожение индейцев. Следует ли считать Великие географические открытия прогрессивным явлением в истории развития общества?
2. Почему урок об открытии новых земель назван «встреча миров», а не «открытие Америки»? Какое название, с вашей точки зрения, является более правильным и почему?

Ход урока

       I.       Организационный момент.

    II.       Актуализация опорных знаний.
Урок начинается с проверки домашнего задания. Учитель предлагает ученикам вспомнить о причинах Великих географических открытий. Это может быть устный ответ одного ученика, а также проверка нескольких планов ответа на этот вопрос, сделанных дома или на прошлом уроке в классе. Затем следует выслушать рассказ учащегося об открытиях португальцев в ближней Атлантике.
После этого учитель обращает внимание восьмиклассников на тему, план урока и проблемные задания, написанные на доске. Учащимся предлагается выбрать одну из двух проблем и принять участие в ее обсуждении в конце урока.
Мотивацией для деятельности учеников может быть рассказ учителя.
В 1992 г. в мире отмечалось 500-летие открытия Америки Колумбом. К этому событию было издано много книг, печатались научные статьи, проводились различные конференции. Некоторые ученые предложили заменить привычное определение «открытие Америки», поскольку оно соответствует только взглядам европейцев, более точным понятием «встреча двух миров» (подчеркивая этим существование у аборигенов своего мира, до встречи с европейцами). Однако часть исследователей считает, что коренным американцам эта встреча была совсем не нужна и навязана вопреки их воле. Подумайте сегодня над этой проблемой и изложите в конце урока свою точку зрения.
Таким образом, учитель предлагает ученикам взять на себя роль экспертов и попытаться разобраться в сложной проблеме.

 III.       Изучение нового материала.
1.      Христофор Колумб. Поиски пути в Индию. Открытие нового материка.
Данный вопрос рассматривается учащимися самостоятельно либо в группах (стр. 14-17 учебника) с составлением опорного конспекта.

2.      Фернан Магеллан. Первое кругосветное путешествие.
К рассказу о первом кругосветном путешествии можно добавить, что король Испании и император Германии Карл V щедро наградил вернувшихся живыми участников экспедиции Магеллана, а командиру корабля разрешил иметь герб с изображением муската, корицы, гвоздики и шлема, украшенного изображением земного шара, под которым красовалась надпись: «Ты первый объехал вокруг меня».
Рассказ об экспедициях великих мореплавателей следует сопровождать составлением в тетради хронологии Великих географических открытий и разметкой в контурной карте:
1488 г. — Бартоломеу Диаш, обогнув Африку, вышел в Индийский океан.
1497—1498 гг. — Васко да Гама, обогнув Африку, достиг берегов Индии.
1492 г. — Христофор Колумб открыл новый материк, названный Америкой.
1519—1522 гг. — Фернан Магеллан совершил первое кругосветное путешествие.
Возможно промежуточное проблемное задание: Почему Х. Колумб, зная об открытии пути вокруг Африки Барталамеу Диашом, все-таки поплыл на Запад?

3.      Западноевропейская колонизация новых земель. Испанцы и португальцы в Новом Свете.
Третий пункт плана позволяет использовать прием беседы. Учитель сообщает ученикам, что у завоевателей был девиз: «Бог, слава и золото!» «Подумайте, — говорит учитель, — чьи это ценности? Представители каких слоев населения могли входить в состав экспедиции завоевателей?»
В результате беседы учащиеся укажут, что среди завоевателей были рыцари, наемники, люди, не имевшие постоянного заработка, монахи. Следует добавить, что среди них было много и тех, кто стремился скрыться от инквизиции.
Для конкретизации представлений европейцев об аборигенах можно познакомить учащихся с фрагментами из дневника первого путешествия Колумба. Карточки с текстом раздаются учащимся (либо они зачитывают отрывок на стр. 15 учебника).
Из дневника Христофора Колумба
12 октября 1492 г. после встречи с индейцами острова Гуанахани Колумб записал:
«Поскольку они держали себя дружественно по отношению к нам и поскольку я сознавал, что лучше обратить их в нашу святую веру любовью, а не силой, я дал им красные колпаки и стеклянные четки, что вешают на шею, и много других малоценных предметов, которые доставили им большое удовольствие. И они так хорошо отнеслись к нам, что это казалось чудом. Они вплавь переправлялись к лодкам, где мы находились, и приносили нам попугаев и хлопковую пряжу в мотках, и дротики, и много других вещей, и обменивали все это на другие предметы, которые мы им давали, как, например, на маленькие стеклянные четки и погремушки. С большой охотой отдавали они все, чем владели.
Но мне казалось, что эти люди бедны и нуждаются во всем. Все они ходят нагие... И все люди, которых я видел, были еще молоды, никому из них не было более 30 лет, и сложены они были хорошо, и тела у них были красивые, а волосы грубые, совсем как конские, и короткие... Некоторые разрисовывают себя черной краской... другие красной краской... Они не носят и не знают железного оружия: когда я показывал им шпаги, они хватались за лезвия и по неведенью обрезали себе пальцы. Никакого железа у них нет. Их дротики — это палицы без железа. Некоторые дротики имеют на конце рыбьи зубы, у других же наконечники из иного материала...
Они должны быть хорошими, и толковыми, и сметливыми слугами — я заметил, что они очень быстро научились повторять то, что им говорилось, и я полагаю, что они легко станут христианами, так как мне показалось, что нет у них никаких верований. И, с Божьей помощью, я привезу отсюда для ваших высочеств шесть человек, которых возьму при отправлении в обратный путь, чтобы научились они говорить по-испански. Тварей никаких, кроме попугаев, я на острове не видел».
Вопросы и задания:
1. Какие действия аборигенов позволили Христофору Колумбу оценить их поступки как дружественные?
2. Найдите в тексте доказательства того, что аборигены и испанцы принадлежали к разным формам человеческого общества.
3. Следует ли из характеристики Колумба, данной им аборигенам, что он отнесся к ним как к равным? Свою точку зрения подтвердите словами из текста.

4.      Значение Великих географических открытий.
Изучение вопроса о значении Великих географических открытий можно организовать тремя вариантами:
1. Беседа с классом, сопровождающаяся записью плана ответа на доске (ученики записывают план в тетрадях).
2. Работа в группах и дальнейшее предъявление результатов деятельности представителями групп.
3. Индивидуальная работа учеников с учебником и составление плана ответа в тетради (при необходимости можно использовать памятку).

  IV.            Закрепление изученного материала.
Заключительная часть урока — обсуждение проблемы, поставленной в начале учебной деятельности. Следует понимать, что все зависит от мировоззрения того исследователя, который дает оценку событию (так как однозначного ответа на проблему не существует). Следовательно, имеются и положительные, и отрицательные последствия Великих географических открытий.
При наличии времени попросите учащихся подумать, что из содержания урока показалось им важным для себя лично, почему.

     V.            Домашнее задание.
 § 1-2, задание по контурной карте (4-7).






Магелланов пролив

герб Элькано



Комментариев нет:

Отправить комментарий