суббота, 6 декабря 2014 г.

Урок 4 МАТЕРИАЛЬНЫЙ МИР И ОБЩЕСТВО

Изменения в обществе. Брак и семья, положение женщины. Технические усовершенствования. Хозяйствование, мануфактуры, капитализм.


Тема урока: ДУХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ПРЕОБРАЗУЕТ ЭКОНОМИКУ. НОВЫЕ ЦЕННОСТИ ПРЕОБРАЗУЮТ ОБЩЕСТВО


Цель урока: учащиеся учатся выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, использовать ранее приобретенные знания для получения новых знаний, сравнивать (рынки, банки в Средние века и в Новое время, мастерская ремесленника и мануфактура), определять круг необходимых знаний для решения проблемы (что мне необходимо знать для решения проблемы, что я уже знаю, что мне необходимо узнать), самостоятельно работать с учебником (чтение баллады), предъявлять результаты учебной деятельности.
Умение работать творчески в ситуации «так могло быть»; умение взглянуть на изучаемую эпоху глазами современников; умение «прожить» жизнь избранного персонажа; умение доказывать свою точку зрения и принимать чужую, если она убедительна.
Учащиеся узнают о причинах возникновения мануфактур; усваивают, что мануфактура является капиталистическим предприятием и признаком рождения хозяйственного уклада, основанного на частной собственности и рыночном хозяйстве; понимают, что рождение капитализма свидетельствует о глубоком кризисе традиционного общества.
Учащиеся понимают, что дух предпринимательства и развитие капиталистического уклада меняют структуру общества: увеличивается численность буржуазии и наемных работников, крестьянство освобождается от зависимости.
Тип урока: комбинированный урок.
Оборудование: Учебник, §3-4, карта «Западная Европа в 1648 г.» Иллюстрации, подходящие к теме урока.
Образовательное пространство расширяется за счет чтения научно-популярной, художественной литературы: Д. Дефо. Робинзон Крузо, М. Твен. Принц и нищий.
Основные понятия и термины: Монополия, биржа, мануфактура, капитал, капиталист, капиталистическое хозяйство, откупщик, талья, фермер, новое дворянство, огораживание.
Методы обучения: Частично поисковый метод.
Варианты познавательных и проблемных заданий:
1.      Подумайте, какие изменения в экономической жизни служат доказательством разложения традиционного общества?
2.      Как вы думаете, какие новые ценности больше всего влияют на изменение структуры европейского общества? Дайте оценку этим изменениям с позиции представителей каждой социальной группы.

Ход урока

       I.       Организационный момент.

    II.       Актуализация опорных знаний.
После проверки домашнего задания учитель знакомит учащихся с темой и планом урока и мотивирует их учебную деятельность постановкой проблемных заданий.
Объяснение нового материала строится по плану урока. Беседа с учащимися имеет своей целью выделить изменения, которые произошли в обществе в XVI—XVII вв., и показать, что они связаны с изменениями в хозяйственной деятельности (особенно в период развития капиталистического уклада), с ростом предпринимательской активности у части европейского населения и возникшими в обществе новыми ценностями.

 III.       Изучение нового материала.
1.       «Все продается на рынке...». Развитие мировой торговли. Банки и биржи.
Здесь уместен рассказ учителя, обращение к карте и рисункам учебника, позволяющим создать зрительный образ изучаемой эпохи. Кроме того, следует предложить ученикам вспомнить, какие они читали книги или смотрели фильмы, расширяющие их знания по этим вопросам.
Рассказывая о развитии торговли, учитель может сказать:
«Как и в эпоху Средневековья, торговля способствовала обогащению городов и городские власти покровительствовали торговле, строго наказывая тех, кто вел свои дела нечестным образом.
Власти следили за тем, чтобы монеты не были испорчены, чтобы в таверне порция еды и питья отпускалась по заведенной мере. В каждом торговом городе имелись образцы принятых в нем мер и весов, которые хранились под особым контролем специальных должностных лиц. За определенную плату они разрешали приезжим купцам сверить их меры с теми, что были приняты в их городе. В крупных городах существовали профессиональные мерщики зерна и жидкостей. По мере роста торговли распространилась практика клеймения гирь, а также «приборов» для измерения длины и объема. Какие-либо обманы с мерами и весами у городских ворот могли нанести ущерб городскому правительству, так как пошлины на ввозимый товар были важнейшим источником пополнения городской казны.
Использование неправильных мер приравнивалось к воровству и подлежало строгому наказанию. Нарушителей подвергали штрафу, а чужакам запрещали торговать в этом городе. В некоторых городах Германии в XIV—XVI вв. булочников, выпекавших хлеб меньшего, чем положено, веса, сажали в клетку, подвешенную к сооружению, похожему на колодезного журавля и установленного на берегу реки. Эту клетку периодически опускали в реку так, чтобы вода покрывала жулика с головой. Частота и продолжительность таких погружений зависела от допущенного недовеса».
Более полное представление о купеческих монополиях может дать знакомство с извлечением из книги Ф. Броделя «Игры обмена». Текст может быть размножен и роздан учащимся вместе с вопросами.
Заметим, что вся крупная торговля Амстердама была подчинена узким группкам крупных купцов, диктовавших цены на немалое число важных продуктов: китовый ус и китовый жир, сахар, итальянские шелка, благовония, медь, селитру. Практическим оружием этих монополий были огромные склады, более емкие, более дорогие, чем большие корабли. В них удавалось держать массу зерна, равную 10—12-кратной годовой потребности Соединенных провинций (1671 г.), сельдь или пряности, английские сукна или французское вино... шведскую мебель, табак из Мэриленда, венесуэльское какао, русскую пушнину и испанскую шерсть, прибалтийскую пеньку... Правило всегда было одно: закупить у производителя по низкой цене за наличные деньги, лучше уплатив вперед, поместить на склад и дожидаться повышения цены... Как только предвиделась война, сулящая высокие цены на становящиеся редкими чужеземные товары, амстердамские купцы до отказа набивали пять или шесть этажей своих складов...
Вопросы:
1. Какие причины приводили к созданию монополий?
2. Как монополии влияли на формирование рыночных цен?

2.      Мануфактура — предприятие нового типа. Рождение капитализма.
Наиболее сложными для восприятия являются проблемы, связанные с зарождением капитализма.
Выясняя причины перехода к мануфактуре, учитель предлагает учащимся ответить на вопросы: что представляла собой цеховая система в эпоху Средневековья? Почему эта система перестала удовлетворять общество?
Важно подчеркнуть, что с притоком золота и серебра из Нового Света того, что производили ремесленники в своих мастерских, уже не хватало. Рассказав о создании крупных предприятий, учитель объясняет понятие капитал. Это основное понятие, которым учащиеся будут пользоваться и в будущем, поэтому важно избежать ошибки, не отождествлять капитал и деньги. Определение, данное в учебнике, вполне доступно учащимся, но для его полного усвоения следует продолжить работу над ним и на последующих уроках.
Рассказав о создании мануфактур, учитель вводит понятия капиталист-предприниматель, наемные работники, мануфактура. Знания о двух типах мануфактур — рассеянной и централизованной — не являются обязательными. Хорошо, если есть возможность обратиться к картинам «Мастерская ремесленника» и «Мануфактура». Затем учащимся предлагается ответить на вопрос: почему мануфактура является предприятием нового типа? Задача учащихся — сделать сравнительный анализ и выделить отличия мануфактуры от ремесленной мастерской. Целесообразно при выполнении этого задания заполнить таблицу:
Отличия капиталистической мануфактуры от ремесленной мастерской
Вопросы для сравнения
Ремесленная мастерская
Капиталистическая мануфактура
Каковы размеры предприятия?


Кто работал на предприятии?


Какие орудия труда применялись?


Кому принадлежали орудия труда и изготовленная продукция?


Существовало ли разделение труда?




После работы с таблицей учащимся предлагается самостоятельно прочитать извлечение из «Баллады о знаменитом суконщике Джеке из Ньюбери» Томаса Делони и ответить на вопросы. Задание достаточно увлекательное и простое, но оно помогает восьмиклассникам усвоить основные черты предприятия нового типа.

3.      Буржуазия Нового времени. Крестьянская Европа. «Люди с дорожной обочины».
В учебнике говорится о «верхушке» буржуазии — купцах, ведущих международную торговлю, крупных банкирах и откупщиках. В рамках этого рассказа можно углубить знания учащихся об этике предпринимателей раннего Нового времени.
Хотя торговая буржуазия и не рисковала на поле брани, ей приходилось рисковать в своей конторе, на бирже, в банке или на торговом корабле. Представителям этой группы населения необходимы были трезвый расчет и предвидение. Купец, часто попадая в опасную ситуацию на море, на дороге, в чужой стране, должен уметь быстро принимать решения, обладать большим мужеством. Чтобы преуспеть в коммерции, купцы и банкиры должны были владеть иностранными языками. Купцам полезно было разбираться в положении небесных светил и смене времен суток, изучать обычаи тех мест, где они вели торговлю, быть миролюбивыми и сдержанными и, что особенно важно, разбираться в тех людях, которых брали в торговые компаньоны.
Уже в XV в. стало считаться, что дело, которое ведет глава семьи,- дело всей семьи, переходящее по наследству от отцов к сыновьям. Именно в этих семьях при признании главенства отца центром семьи становится ребенок — продолжатель дела отца.
Цель жизни торговцев и предпринимателей — получить наибольшую прибыль с наименьшими затратами. В их среде содержанием жизни и главной ценностью стал считаться профессиональный труд, ради него следовало жертвовать любым видом отдыха, даже сном и едой. Такая напряженная деятельность заставляла уже в XV—XVI вв. ценить земное время, которое стало исчисляться не религиозными праздниками, а сроками платежа, часами или днями работы или путешествия. Время требовало постоянного ускорения в делах.
В этой среде принято было говорить: «Делайте свои дела вовремя, потому что время — самая дорогая из всех вещей, которыми мы обладаем... Перед тем как заснуть, вспомните, что было сделано за день, и, если в чем-то обнаружили небрежность, сейчас же примите меры, ибо лучше потерять сон, чем упустить время... Сон, еду и прочее всегда можно наверстать, и только упущенное время — нет».
В среде деловых людей вырабатывается новый тип религиозности, объединяющий веру в Бога и страх перед загробными карами с коммерческим подходом к «добрым делам», за которые ожидаются возмещения, выражающиеся в получении прибыли и материальном благосостоянии. Эти люди умели считать и копить деньги, но они же щедро тратили их на строительство общественных зданий в родном городе, заказывали художникам картины религиозного и светского содержания.
Риск, связанный с торговлей и денежными операциями, заставлял буржуазию вкладывать деньги в недвижимость. Они скупали земли разорившегося дворянства, на которых начинали капиталистическое хозяйство. Известный ученый Ф. Бродель писал о французских негоциантах XVI—XVII вв., благодаря деятельности которых «виноградники района Бордо и Бургундии развились... в довольно крупные предприятия... Результатом было разделение задач и ролей, формирование капиталистической цепочки хозяйствования, очень ясно выраженной в Бордо: управляющий... руководил всем предприятием, деловой человек управлял сферой виноградарства; ему помогали главный служащий... отвечавший за вспашку, и главный виноградарь... который занимался виноградниками и изготовлением вина и имел под началом квалифицированных рабочих».
Рассказывая о крестьянской Европе, можно подчеркнуть, что вплоть до XIX в. большинство крестьянских хозяйств вело производство преимущественно для собственного потребления. Обменивался или продавался на рынке лишь небольшой излишек произведенных продуктов. В свободное от сельскохозяйственных работ время крестьянская семья сама изготавливала необходимые инструменты, материалы и одежду. Осенью подготавливали пеньку, лен и шерсть, прядением, которых женщины были заняты в зимние месяцы. Мужчины ткали холсты, шили из шкур овец и других животных обувь, плели корзины из тростника и ивы, делали деревянные вилы и грабли, мастерили необходимую глиняную посуду. В XVII—XVIII вв. в Центральной и Западной Европе крестьянский дом являлся настоящей мастерской, а члены крестьянской семьи знали многие ремесла. Такое хозяйство было докапиталистическим. Но наряду с ним развивалось и фермерское хозяйство (пояснить данное понятие).
Последний пункт плана следует дополнить объяснением такого явления, как рост бедности в связи с увеличением числа лиц, занятых трудом по найму. Наемный труд скудно оплачивался и в эпоху традиционного общества, особенно страдали от этого женщины, что подтверждает известная жалоба ткачих, относящаяся еще к XII в. (текст жалобы можно раздать учащимся).
Там целый день такие ткани,
Что любо-дорого глядеть,
А что прикажешь нам надеть?
Работа наша все труднее,
А мы ткачихи все беднее,
В отрепьях нищенских сидим,
Мы вдоволь хлеба не едим,
Нам хлеб отвешивают скупо.
Надеждам предаваться глупо,
Нам платят жалкие гроши:
Итак, мол, все вы хороши.
И понедельной нашей платы
Едва хватает на заплаты.
Сегодня грош, и завтра грош,
Скорее с голоду помрешь,
Чем наживешь себе чертоги.
Весьма плачевные итоги!
Нам полагается тощать,
Чтобы других обогащать.
Мы день и ночь должны трудиться,
Нам спать ночами не годится,
Ленивых могут наказать,
Усталых будут истязать...
Развитию активной предпринимательской деятельности капиталистов сопутствует «новая бедность» — бедность лиц, работающих по найму, но получающих за свой труд жалкое вознаграждение.
Дополняя материал о борьбе властей с нищими и бродягами, можно добавить, что в XVI в. многие городские советы вводят положения о принудительном труде для работоспособных бродяг (работоспособными считались мужчины до 60 лет). В Кёльне выловленных во время облав отправляли работать грузчиками на Рейн, в гавань, или заставляли разносить воду и дрова в дома состоятельных бюргеров. В 70-е гг. XVI в. совет принял решение отправлять всех бродяг на строительство собора Св. Северина: «...носить камни и землю и платить им как голодающим по 3 альбуса». В 1610 г. трудоспособные нищие строили городские стены, других выслали из города. В начале XVII в. городские власти предприняли не имевшую успеха попытку создать «работные дома»: мужчин направляли работать на лесопильни, а женщин — в прядильные мастерские. Особенно жесткими были законы против нищих и бродяг в Англии.
После того как ученики прочитают документы и ответят на вопросы к ним, следует отметить, что жестокое преследование бродяг и нищих объяснялось не только потребностью городских и сельских предпринимателей в дешевой рабочей силе, не только опасностью, которую представляли толпы бродяг и нищих для других слоев населения, но и изменившимся отношением к бедности. Достойной уважения и милосердия становится лишь та бедность, которая связана с невозможностью трудиться в силу уважительных причин, связанных с возрастом, болезнью, увечьем.
В заключение учащиеся делают вывод о влиянии разрушения традиционного общества и активной предпринимательской деятельности на изменение состава населения.
  IV.           
            Закрепление изученного материала.
После этого учащиеся предъявляют варианты решения познавательных заданий. Важно, чтобы, говоря о глубоком кризисе традиционного общества, они назвали рост торговли, развитие денежного обращения, банков, бирж, капиталистических предприятий — мануфактур и само явление становления капитализма. Ученики должны объяснить, как разрушение традиционного общества меняет социальную структуру, какие ценности стали наиболее значимы для людей, как эти ценности и изменение хозяйственной жизни повлияли на их стиль жизни и положение в обществе.

     V.            Домашнее задание.
 §3-4.

                                                                 ПРИЛОЖЕНИЕ


Из «Баллады о знаменитом суконщике Джеке из Ньюбери» Томаса Делони
В одном просторном и длинном сарае
Двести ткацких станков стоят,
И двести ткачей – на них посмотри! –
Трудятся здесь от зари до зари.
Возле каждого молча мальчик сидит,
Челнок он готовит, а мастер сердит…
В соседнем сарае в душной пыли
Сто чесальщиц шерсти – сюда их свезли.
В другом помещении – идёмте туда! –
Двести работниц, дети  труда,
Не зная устали, шерсть прядут
И грустную песню поют.
А рядом с ними на грязном полу
Полтораста детишек в этом аду.
За пенни в день они шерсть щипают,
Грубую от тонкой отделяют.

В балладе далее говорится, что в следующем помещении 50 стригалей стригут шерсть, а рядом с ними 80 декатировщиков обрабатывают готовую ткань. Кроме того в красильне работают 40 красильщиков и на сукновальне еще 20 человек.

Вопросы к документу: сколько рабочих трудились на одного хозяина? Какие виды работы выполняли разные группы рабочих на его мануфактуре? Найдите в отрывке слова, по которым можно судить об условиях труда рабочих. Какие признаки мануфактуры можно определить по этому отрывку?

До 15 февраля 1971 года английские деньги исчислялись следующим образом:
Самой маленькой денежной мерой был фартинг (farthing), равный 1/4 пенса;
Дальше шли полпенса, называвшиейся хэйпенни (halfpenny or ha'penny);
Дальше - пенни (1 пенс), 1/240-ая фунта стерлингов;
Дальше были монетки в 2 и 3 пенса - тапенс и трипенс (twopence/tupence, threepence);
Гроут (groat) - монета в 4 пенса;
Сикспенс (sixpence) - 6 пенсов;
Шиллинг (shilling) - 12 пенсов;
Флорин (florin, fl.) - 2 шиллинга
Полкроны (half-crown) - 2 шиллинга и 6 пенсов
Крона (crown) - 5 шиллингов
Фунт стерлингов (pound sterling) или соверен (sovereign) = 4 кроны = 20 шиллингов = 240 пенсов
Гинея (guinea) - 21 шиллинг = 1 фунт 1 шиллинг
·        В 1837-м году послать письмо из Лондона в Брайтон (80 вёрст = 50 миль) стоило 8 пенсов
·        1802 - газета "The Weekly Political Register" стоит 1 шиллинг
·        1816 - та же газета стоит 2 пенса
·        1632 - 1 фунт мыла стоит 3 пенса
·        Во времена Якова (Джеймса) стоимость перехода из дворянского сословия в бароны - 1080 фунтов стерлингов
·        Четверть пшеницы при Якове стоит 15 шиллингов
·        1512, 1533, 1570 - воловья говядина стоила 1/2 пенни за фунт
·        XVI век - "хороший" (образцово упитанный) гусь стоит 4 пенса (1 гроут)
·        XVI век - индюк стоит 3 пенса
·        XVI век - курица стоит 2 пенса (1/2 гроута)
·        1688 - свинья стоит 16 шиллингов за штуку
·        1688 - олень стоит 2 фунта стерлингов за штуку
·        1688 - коза стоит 10 шиллингов за штуку
·        1688 - заяц стоит 1,5 шиллинга за штуку
·        1688 - кролик стоит 5 пенсов за штуку
·        1688 - пшеница по 28 шиллингов за квартер, рожь по 20 шиллингов, ячмень по 16, овёс по 12, горох и бобы по 20
·        1515 - ремесленники получают 5 1/2 пенса в день от хозяина, чернорабочие - 3 пенса

Фунт – 0,45359237 кг
Квартер - 11,34 кг


в мастерской ремесленника

мануфактура

фильм "Принц и нищий"


Комментариев нет:

Отправить комментарий