Урок
4 МАТЕРИАЛЬНЫЙ МИР И ОБЩЕСТВО
Изменения в обществе. Брак и семья, положение
женщины. Технические усовершенствования. Хозяйствование, мануфактуры,
капитализм.
Тема
урока: ДУХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ПРЕОБРАЗУЕТ ЭКОНОМИКУ. НОВЫЕ ЦЕННОСТИ
ПРЕОБРАЗУЮТ ОБЩЕСТВО
Цель урока: учащиеся
учатся выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи,
использовать ранее приобретенные знания для получения новых знаний, сравнивать
(рынки, банки в Средние века и в Новое время, мастерская ремесленника
и мануфактура), определять круг необходимых знаний для решения проблемы (что
мне необходимо знать для решения проблемы, что я уже знаю, что мне необходимо
узнать), самостоятельно работать с учебником (чтение баллады), предъявлять
результаты учебной деятельности.
Умение работать творчески в ситуации «так могло
быть»; умение взглянуть на изучаемую эпоху глазами современников; умение
«прожить» жизнь избранного персонажа; умение доказывать свою точку зрения и
принимать чужую, если она убедительна.
Учащиеся узнают о причинах возникновения
мануфактур; усваивают, что мануфактура является капиталистическим предприятием
и признаком рождения хозяйственного уклада, основанного на частной
собственности и рыночном хозяйстве; понимают, что рождение капитализма
свидетельствует о глубоком кризисе традиционного общества.
Учащиеся понимают, что дух предпринимательства и
развитие капиталистического уклада меняют структуру общества: увеличивается
численность буржуазии и наемных работников, крестьянство освобождается от
зависимости.
Тип урока: комбинированный
урок.
Оборудование:
Учебник, §3-4, карта «Западная Европа в 1648 г.» Иллюстрации, подходящие к
теме урока.
Образовательное пространство расширяется за счет
чтения научно-популярной, художественной литературы: Д. Дефо. Робинзон Крузо, М. Твен. Принц и нищий.
Основные
понятия и термины: Монополия, биржа, мануфактура, капитал, капиталист, капиталистическое
хозяйство, откупщик, талья, фермер, новое дворянство, огораживание.
Методы
обучения: Частично поисковый метод.
Варианты познавательных и проблемных заданий:
1.
Подумайте, какие изменения в экономической жизни
служат доказательством разложения традиционного общества?
2.
Как вы думаете, какие новые ценности больше
всего влияют на изменение структуры европейского общества? Дайте оценку этим
изменениям с позиции представителей каждой социальной группы.
Ход урока
I. Организационный момент.
II.
Актуализация
опорных знаний.
После проверки домашнего задания учитель знакомит учащихся
с темой и планом урока и мотивирует их учебную деятельность постановкой
проблемных заданий.
Объяснение нового
материала строится по плану урока. Беседа с учащимися имеет своей целью
выделить изменения, которые произошли в обществе в XVI—XVII вв., и показать,
что они связаны с изменениями в хозяйственной деятельности (особенно в период
развития капиталистического уклада), с ростом предпринимательской активности у
части европейского населения и возникшими в обществе новыми ценностями.
III.
Изучение
нового материала.
1.
«Все продается на рынке...». Развитие мировой
торговли. Банки и биржи.
Здесь уместен рассказ
учителя, обращение к карте и рисункам учебника, позволяющим создать зрительный
образ изучаемой эпохи. Кроме того, следует предложить ученикам вспомнить, какие
они читали книги или смотрели фильмы, расширяющие их знания по этим вопросам.
Рассказывая о
развитии торговли, учитель может сказать:
«Как и в эпоху Средневековья, торговля способствовала обогащению
городов и городские власти покровительствовали торговле, строго наказывая тех,
кто вел свои дела нечестным образом.
Власти следили за тем, чтобы монеты не были испорчены, чтобы в таверне
порция еды и питья отпускалась по заведенной мере. В каждом торговом городе
имелись образцы принятых в нем мер и весов, которые хранились под особым
контролем специальных должностных лиц. За определенную плату они разрешали
приезжим купцам сверить их меры с теми, что были приняты в их городе. В крупных
городах существовали профессиональные мерщики зерна и жидкостей. По мере роста
торговли распространилась практика клеймения гирь, а также «приборов» для
измерения длины и объема. Какие-либо обманы с мерами и весами у городских ворот
могли нанести ущерб городскому правительству, так как пошлины на ввозимый товар
были важнейшим источником пополнения городской казны.
Использование неправильных мер приравнивалось к воровству и подлежало
строгому наказанию. Нарушителей подвергали штрафу, а чужакам запрещали
торговать в этом городе. В некоторых городах Германии в XIV—XVI вв. булочников,
выпекавших хлеб меньшего, чем положено, веса, сажали в клетку, подвешенную к
сооружению, похожему на колодезного журавля и установленного на берегу реки.
Эту клетку периодически опускали в реку так, чтобы вода покрывала жулика с
головой. Частота и продолжительность таких погружений зависела от допущенного
недовеса».
Более полное
представление о купеческих монополиях может дать знакомство с извлечением из
книги Ф. Броделя «Игры обмена». Текст может быть размножен и роздан учащимся
вместе с вопросами.
Заметим, что вся крупная торговля Амстердама была подчинена узким группкам
крупных купцов, диктовавших цены на немалое число важных продуктов: китовый ус
и китовый жир, сахар, итальянские шелка, благовония, медь, селитру.
Практическим оружием этих монополий были огромные склады, более емкие, более
дорогие, чем большие корабли. В них удавалось держать массу зерна, равную
10—12-кратной годовой потребности Соединенных провинций (1671 г.), сельдь или
пряности, английские сукна или французское вино... шведскую мебель, табак из
Мэриленда, венесуэльское какао, русскую пушнину и испанскую шерсть,
прибалтийскую пеньку... Правило всегда было одно: закупить у производителя по
низкой цене за наличные деньги, лучше уплатив вперед, поместить на склад и
дожидаться повышения цены... Как только предвиделась война, сулящая высокие
цены на становящиеся редкими чужеземные товары, амстердамские купцы до отказа
набивали пять или шесть этажей своих складов...
Вопросы:
1. Какие причины
приводили к созданию монополий?
2. Как монополии
влияли на формирование рыночных цен?
2.
Мануфактура
— предприятие нового типа. Рождение капитализма.
Наиболее сложными для
восприятия являются проблемы, связанные с зарождением капитализма.
Выясняя причины
перехода к мануфактуре, учитель предлагает учащимся ответить на вопросы: что
представляла собой цеховая система в эпоху Средневековья? Почему эта система
перестала удовлетворять общество?
Важно подчеркнуть,
что с притоком золота и серебра из Нового Света того, что производили
ремесленники в своих мастерских, уже не хватало. Рассказав о создании крупных
предприятий, учитель объясняет понятие капитал.
Это основное понятие, которым учащиеся будут пользоваться и в будущем, поэтому
важно избежать ошибки, не отождествлять капитал и деньги. Определение, данное в
учебнике, вполне доступно учащимся, но для его полного усвоения следует
продолжить работу над ним и на последующих уроках.
Рассказав о создании
мануфактур, учитель вводит понятия капиталист-предприниматель,
наемные работники, мануфактура. Знания о двух типах мануфактур — рассеянной
и централизованной — не являются обязательными. Хорошо, если есть возможность
обратиться к картинам «Мастерская ремесленника» и «Мануфактура». Затем учащимся
предлагается ответить на вопрос: почему мануфактура является предприятием
нового типа? Задача учащихся — сделать сравнительный анализ и выделить отличия
мануфактуры от ремесленной мастерской. Целесообразно при выполнении этого
задания заполнить таблицу:
Отличия капиталистической мануфактуры от ремесленной мастерской
Вопросы для сравнения
|
Ремесленная мастерская
|
Капиталистическая мануфактура
|
Каковы размеры предприятия?
|
||
Кто работал на предприятии?
|
||
Какие орудия труда применялись?
|
||
Кому принадлежали орудия труда и
изготовленная продукция?
|
||
Существовало ли разделение труда?
|
После работы с
таблицей учащимся предлагается самостоятельно прочитать извлечение из «Баллады
о знаменитом суконщике Джеке из Ньюбери» Томаса Делони и ответить на вопросы.
Задание достаточно увлекательное и простое, но оно помогает восьмиклассникам
усвоить основные черты предприятия нового типа.
3.
Буржуазия
Нового времени. Крестьянская Европа. «Люди с дорожной обочины».
В учебнике говорится
о «верхушке» буржуазии — купцах, ведущих международную торговлю, крупных
банкирах и откупщиках. В рамках этого рассказа можно углубить знания учащихся
об этике предпринимателей раннего Нового времени.
Хотя торговая буржуазия и не рисковала на поле брани, ей приходилось
рисковать в своей конторе, на бирже, в банке или на торговом корабле.
Представителям этой группы населения необходимы были трезвый расчет и
предвидение. Купец, часто попадая в опасную ситуацию на море, на дороге, в
чужой стране, должен уметь быстро принимать решения, обладать большим
мужеством. Чтобы преуспеть в коммерции, купцы и банкиры должны были владеть иностранными
языками. Купцам полезно было разбираться в положении небесных светил и смене
времен суток, изучать обычаи тех мест, где они вели торговлю, быть миролюбивыми
и сдержанными и, что особенно важно, разбираться в тех людях, которых брали в
торговые компаньоны.
Уже в XV в. стало считаться, что дело, которое ведет глава семьи,- дело
всей семьи, переходящее по наследству от отцов к сыновьям. Именно в этих семьях
при признании главенства отца центром семьи становится ребенок — продолжатель
дела отца.
Цель жизни торговцев и предпринимателей — получить наибольшую прибыль с
наименьшими затратами. В их среде содержанием жизни и главной ценностью стал
считаться профессиональный труд, ради него следовало жертвовать любым видом
отдыха, даже сном и едой. Такая напряженная деятельность заставляла уже в
XV—XVI вв. ценить земное время, которое стало исчисляться не религиозными
праздниками, а сроками платежа, часами или днями работы или путешествия. Время
требовало постоянного ускорения в делах.
В этой среде принято было говорить: «Делайте свои дела вовремя, потому
что время — самая дорогая из всех вещей, которыми мы обладаем... Перед тем как
заснуть, вспомните, что было сделано за день, и, если в чем-то обнаружили
небрежность, сейчас же примите меры, ибо лучше потерять сон, чем упустить
время... Сон, еду и прочее всегда можно наверстать, и только упущенное время —
нет».
В среде деловых людей вырабатывается
новый тип религиозности, объединяющий веру в Бога и страх перед загробными
карами с коммерческим подходом к «добрым делам», за которые
ожидаются возмещения, выражающиеся в получении прибыли и материальном
благосостоянии. Эти люди умели считать и копить деньги, но они же щедро
тратили их на строительство общественных зданий в родном городе, заказывали
художникам картины религиозного и светского содержания.
Риск, связанный
с торговлей и денежными операциями, заставлял буржуазию вкладывать деньги
в недвижимость. Они скупали земли разорившегося дворянства,
на которых начинали капиталистическое хозяйство. Известный ученый Ф. Бродель
писал о французских негоциантах XVI—XVII вв., благодаря
деятельности которых «виноградники района Бордо и Бургундии развились...
в довольно крупные предприятия... Результатом было разделение задач и
ролей, формирование капиталистической цепочки хозяйствования, очень ясно
выраженной в Бордо: управляющий... руководил всем
предприятием, деловой человек управлял сферой виноградарства;
ему помогали главный служащий... отвечавший за вспашку,
и главный виноградарь... который занимался виноградниками и изготовлением
вина и имел под началом квалифицированных рабочих».
Рассказывая о крестьянской Европе, можно
подчеркнуть, что вплоть до XIX в. большинство крестьянских хозяйств вело
производство преимущественно для собственного потребления. Обменивался или продавался
на рынке лишь небольшой излишек произведенных продуктов. В свободное от
сельскохозяйственных работ время крестьянская семья сама изготавливала
необходимые инструменты, материалы и одежду. Осенью подготавливали пеньку, лен
и шерсть, прядением, которых женщины были заняты в зимние месяцы. Мужчины ткали
холсты, шили из шкур овец и других животных обувь, плели корзины из тростника и
ивы, делали деревянные вилы и грабли, мастерили необходимую глиняную посуду. В
XVII—XVIII вв. в Центральной и Западной Европе крестьянский дом являлся
настоящей мастерской, а члены крестьянской семьи знали многие ремесла. Такое
хозяйство было докапиталистическим. Но наряду с ним развивалось и фермерское
хозяйство (пояснить данное понятие).
Последний пункт плана следует дополнить
объяснением такого явления, как рост бедности в связи с увеличением числа лиц,
занятых трудом по найму. Наемный труд скудно оплачивался и в эпоху
традиционного общества, особенно страдали от этого женщины, что подтверждает
известная жалоба ткачих, относящаяся еще к XII в. (текст жалобы можно раздать
учащимся).
Там целый день такие ткани,
Что любо-дорого глядеть, А что прикажешь нам надеть? Работа наша все труднее, А мы ткачихи все беднее, В отрепьях нищенских сидим, Мы вдоволь хлеба не едим, Нам хлеб отвешивают скупо. Надеждам предаваться глупо, Нам платят жалкие гроши: Итак, мол, все вы хороши. И понедельной нашей платы |
Едва хватает на заплаты.
Сегодня грош, и завтра грош, Скорее с голоду помрешь, Чем наживешь себе чертоги. Весьма плачевные итоги! Нам полагается тощать, Чтобы других обогащать. Мы день и ночь должны трудиться, Нам спать ночами не годится, Ленивых могут наказать, Усталых будут истязать... |
Развитию активной предпринимательской
деятельности капиталистов сопутствует «новая бедность» — бедность лиц,
работающих по найму, но получающих за свой труд жалкое вознаграждение.
Дополняя материал о борьбе властей с
нищими и бродягами, можно добавить, что в XVI в. многие городские советы вводят
положения о принудительном труде для работоспособных бродяг (работоспособными
считались мужчины до 60 лет). В Кёльне выловленных во время облав отправляли
работать грузчиками на Рейн, в гавань, или заставляли разносить воду и дрова в
дома состоятельных бюргеров. В 70-е гг. XVI в. совет принял решение отправлять
всех бродяг на строительство собора Св. Северина: «...носить камни и землю и
платить им как голодающим по 3 альбуса». В 1610 г. трудоспособные нищие строили
городские стены, других выслали из города. В начале XVII в. городские власти
предприняли не имевшую успеха попытку создать «работные дома»: мужчин
направляли работать на лесопильни, а женщин — в прядильные мастерские. Особенно
жесткими были законы против нищих и бродяг в Англии.
После того как ученики прочитают
документы и ответят на вопросы к ним, следует отметить, что жестокое
преследование бродяг и нищих объяснялось не только потребностью городских и
сельских предпринимателей в дешевой рабочей силе, не только опасностью, которую
представляли толпы бродяг и нищих для других слоев населения, но и изменившимся
отношением к бедности. Достойной уважения и милосердия становится лишь та
бедность, которая связана с невозможностью трудиться в силу уважительных
причин, связанных с возрастом, болезнью, увечьем.
В заключение учащиеся делают вывод о
влиянии разрушения традиционного общества и активной предпринимательской
деятельности на изменение состава населения.
IV.
Закрепление
изученного материала.
После этого учащиеся
предъявляют варианты решения познавательных заданий. Важно, чтобы, говоря о
глубоком кризисе традиционного общества, они назвали рост торговли, развитие
денежного обращения, банков, бирж, капиталистических предприятий — мануфактур и
само явление становления капитализма. Ученики должны объяснить, как разрушение
традиционного общества меняет социальную структуру, какие ценности стали
наиболее значимы для людей, как эти ценности и изменение хозяйственной жизни
повлияли на их стиль жизни и положение в обществе.
V.
Домашнее
задание.
§3-4.
Из «Баллады о знаменитом суконщике Джеке из Ньюбери» Томаса Делони
В одном просторном и длинном сарае
Двести ткацких станков стоят,
И двести ткачей – на них посмотри! –
Трудятся здесь от зари до зари.
Возле каждого молча мальчик сидит,
Челнок он готовит, а мастер сердит…
В соседнем сарае в душной пыли
Сто чесальщиц шерсти – сюда их свезли.
В другом помещении – идёмте туда! –
Двести работниц, дети труда,
Не зная устали, шерсть прядут
И грустную песню поют.
А рядом с ними на грязном полу
Полтораста детишек в этом аду.
За пенни в день они шерсть щипают,
Грубую от тонкой отделяют.
В балладе далее говорится, что в следующем
помещении 50 стригалей стригут шерсть, а рядом с ними 80 декатировщиков
обрабатывают готовую ткань. Кроме того в красильне работают 40 красильщиков и
на сукновальне еще 20 человек.
Вопросы к документу: сколько рабочих трудились на одного хозяина? Какие
виды работы выполняли разные группы рабочих на его мануфактуре? Найдите в
отрывке слова, по которым можно судить об условиях труда рабочих. Какие
признаки мануфактуры можно определить по этому отрывку?
До 15 февраля 1971 года английские деньги исчислялись
следующим образом:
Самой маленькой денежной мерой был фартинг (farthing), равный 1/4 пенса;
Дальше шли полпенса,
называвшиейся хэйпенни (halfpenny or ha'penny);
Дальше - пенни (1
пенс), 1/240-ая фунта стерлингов;
Дальше были монетки в 2 и 3 пенса - тапенс и трипенс (twopence/tupence, threepence);
Гроут (groat) -
монета в 4 пенса;
Сикспенс
(sixpence) - 6 пенсов;
Шиллинг
(shilling) - 12 пенсов;
Флорин (florin,
fl.) - 2 шиллинга
Полкроны
(half-crown) - 2 шиллинга и 6 пенсов
Крона (crown) - 5
шиллингов
Фунт стерлингов
(pound sterling) или соверен (sovereign)
= 4 кроны = 20 шиллингов = 240 пенсов
Гинея (guinea) -
21 шиллинг = 1 фунт 1 шиллинг
·
В 1837-м году послать письмо из Лондона в
Брайтон (80 вёрст = 50 миль) стоило 8 пенсов
·
1802
- газета "The
Weekly Political Register" стоит 1 шиллинг
·
1816 - та же газета стоит 2 пенса
·
1632 - 1 фунт мыла стоит 3 пенса
·
Во времена Якова (Джеймса) стоимость перехода из
дворянского сословия в бароны - 1080 фунтов стерлингов
·
Четверть пшеницы при Якове стоит 15 шиллингов
·
1512, 1533, 1570 - воловья говядина стоила 1/2
пенни за фунт
·
XVI век - "хороший" (образцово
упитанный) гусь стоит 4 пенса (1 гроут)
·
XVI век - индюк стоит 3 пенса
·
XVI век - курица стоит 2 пенса (1/2 гроута)
·
1688 - свинья стоит 16 шиллингов за штуку
·
1688 - олень стоит 2 фунта стерлингов за штуку
·
1688 - коза стоит 10 шиллингов за штуку
·
1688 - заяц стоит 1,5 шиллинга за штуку
·
1688 - кролик стоит 5 пенсов за штуку
·
1688 - пшеница по 28 шиллингов за квартер, рожь
по 20 шиллингов, ячмень по 16, овёс по 12, горох и бобы по 20
·
1515 - ремесленники получают 5 1/2 пенса в день
от хозяина, чернорабочие - 3 пенса
Фунт – 0,45359237 кг
Квартер - 11,34 кг
в мастерской ремесленника |
мануфактура |
фильм "Принц и нищий" |
Комментариев нет:
Отправить комментарий