Урок
5 ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ
Жилье и домашняя утварь. Изменения в
питании. Правила застолья. Одежда и мода.
Тема
урока: ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ ЕВРОПЕЙЦЕВ
Цель урока: Уметь
слушать рассказ учителя и по ходу рассказа выделять главное, сравнивать,
анализировать, делать выводы, пользоваться иллюстративным материалом как
источником содержания; при работе в группе взаимодействовать с товарищами:
слушать, доказывать свою точку зрения; принять другую точку зрения, если она
более убедительна; предъявлять результаты своей работы. Учащиеся понимают, что
изменения в духовной и экономической жизни общества порождают новые явления в
повседневной жизни.
Тип урока: комбинированный
урок.
Оборудование:
Учебник, §5.
Образовательное пространство расширяется за счет
чтения научно-популярной и художественной литературы: Иллюстрированная энциклопедия моды (любое издание), М. Твен. Принц и нищий. М. Сервантес. Дон Кихот.
Репродукции картин
голландских и французских художников (жанровые сцены, натюрморты, городские
пейзажи). Якоб Корнелиус ван
Остзанен. Портрет мужчины. Рембрандт Харменс ван Рейн. Портреты
и жанровые сцены. Абрахам ван
ден Темпель. Портрет молодой девушки.
Основные
понятия и термины: Повседневность, канон
Методы
обучения: Познавательное задание: подумайте, какие изменения произошли в
повседневной жизни европейцев в XVI—XVIII вв. в сравнении с повседневной жизнью
человека в XIV—XV вв. Чем эти изменения были вызваны?
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний.
Урок начинается с беседы по вопросам домашнего
задания.
После подведения итогов знаний учащихся об
изменениях в составе европейского общества и причинах этих изменений учитель
задает вопрос: что вы знаете о повседневной жизни людей раннего Нового времени?
Вполне вероятно, что учащиеся смогут частично ответить на этот вопрос,
используя знания, полученные из внешкольных источников: художественной
литературы, кинофильмов и т. д. Выслушав ответы учеников, учитель предлагает
дополнить эти знания и систематизировать их в ходе урока. Он знакомит восьмиклассников
с темой урока, планом урока и познавательным заданием.
III.
Изучение
нового материала.
1.
«Избави
нас, Господи, от чумы, голода и войны». «Столетия редкого человека».
Рассказывая о высокой
смертности населения от эпидемий, можно сообщить, что в XVI в. население
Западной Европы в результате «черной смерти» (чумы) сократилось на 1/5 часть.
Эпидемии тифа, проказы, малярии, холеры, чумы поражали целые поколения
европейцев. В XVII в. в 1624—1630, 1634—1639 гг. и в конце Тридцатилетней войны
вспышки чумных заболеваний особенно сильными были в немецких землях, где потери
населения от эпидемий и войны составили 60—75% (12—13 млн. человек), при этом
60% погибших приходилось на долю сельских жителей.
Население погибало не
только от эпидемий, но и от пожаров, опустошений, приносимых войнами, повышения
цен на продукты первой необходимости. Страшный зерновой кризис в XVI в.
пережили Франция и Германия, а затем все Средиземноморье. Крестьянская война
1524—1525 гг. в немецких землях стоила жизни более чем ста тысячам человек. В
таких условиях население росло медленно.
Говоря о высокой
смертности среди населения, следует отметить особенно высокую смертность среди
новорожденных: только половина из них достигала десятилетнего возраста. Сказывалось
отсутствие медицинской помощи. Больниц в современном смысле не было, они
существовали только как благотворительные учреждения, как приюты для больных,
калек, престарелых бюргеров.
Только к концу XVII
в. в связи с окончанием религиозных войн в Европе, улучшением питания и ростом
личной гигиены население начинает расти. Для убедительной иллюстрации этого
положения можно предложить учащимся заранее подготовленную таблицу:
Численность европейского населения
|
Численность населения некоторых
европейских стран в XVII—XVIII вв.
|
|||
Век
|
Численность населения (млн. человек)
|
Страна
|
Численность населения
(млн. человек)
|
|
в XVII в.
|
в XVIII вв.
|
|||
Начало XVII в.
|
95
|
Франция
|
около 20
|
около 26
|
Начало XVIII в.
|
130
|
Англия
|
около 5
|
свыше 6
|
Начало XIX в.
|
190
|
Пруссия
|
свыше 1
|
свыше 5,5
|
Испания
|
около 7,5
|
около 10,4
|
2.
«Скажи мне, что ты ешь, и я скажу тебе, кто ты
есть».
В доиндустриальную эпоху подавляющая
часть европейцев более половины того, что производила или зарабатывала,
потребляла или тратила на приобретение продуктов питания. Исследователи
приводят следующие данные: в Антверпене, где в XVI в. был самый высокий уровень
жизни в Европе, семья каменщиков из пяти человек тратила на питание 78,5%
дохода, из них 49,4% — на хлеб; 11,4% — на оплату жилья, отопление и освещение;
на одежду и прочее — 10,1%.
Следует подчеркнуть различия в структуре
питания в зависимости от региона и социального положения личности.
Иоганн Боэмус. «Обычаи питания в Германии» (начало XVI в.)
В
то время как знати присуща дорогая еда, бюргеры живут очень умеренно.
Работающие едят четыре раза в день, праздные — только два. Немного хлеба,
затируха (каша) из овса или вареные бобы — пища крестьян, вода или сыворотка —
их питье. Саксонцы пекут белый хлеб, пьют пиво, их пища тяжела и нелепа: сало,
сухая колбаса, сырой лук, подсолнечное масло. Готовят много на воскресенье,
чтобы потом есть всю неделю. Детей они не вскармливают, как у нас, кашей из
муки с молоком, но дают жесткую пищу, которая проталкивается через детский
ротик, после того как няня ее хорошо разжует... Вино потребляют только богатые,
потому что оно привозится издалека, с Рейна, и стоит дорого.
Но чем выше была ступенька иерархической
лестницы, на которой стоял человек, тем изысканнее и утонченнее была его пища.
Описание парадного обеда французского короля Людовика XVI (XVIII в.)
По
возвращении во дворец... парадный обед. Он сервирован в одной из передних
комнат... за маленький и, как того требует этикет, квадратный стол,
заставленный серебром, садятся друг против друга король с королевой... Не будем
подробно останавливаться на меню — это заняло бы не менее двух страниц. Оно
состоит из пятидесяти различных кушаний — тут и четыре супа, и два очень
солидных главных блюда: говядина с капустой и задняя часть телятины на
вертеле... Затем подают еще шестнадцать блюд: тут и индюшачьи потроха в
бульоне, и сладкое мясо в папильотках (т. е. приготовленное завернутым в
промасленную бумагу), и молочный поросенок на вертеле, и бараньи котлетки, и
телячья голова под острым соусом... Затем появляются четыре вида закусок...
куски телятины, филе молодого кролика, холодные индюшата, телячьи поджилки; за
ними следуют шесть жарких, два основательных салата и шестнадцать легких — из
овощей, яиц и молочных продуктов; и наконец, на десерт — дивные фрукты:
виноград, гранаты, груши, необыкновенного сорта вишни и т. д. и т. п. Четыреста
каштанов и сорок восемь кексов завершают трапезу.
Разумеется,
Людовик XVI не обязан был одолеть всего, просто ему был предложен широкий выбор
любимых яств.
3.
О чем
может рассказать мода.
При
рассказе о моде в эпоху раннего Нового времени следует использовать репродукции
картин художников: портреты, жанровые сцены, натюрморты — все это позволяет
сформировать у восьмиклассников живые образы времени.
IV.
Закрепление
изученного материала.
Учащиеся отвечают на
познавательное задание, сформулированное в начале урока.
V.
Домашнее
задание.
§ 5.
1. Составить
меню для домашних трапез в бедной городской семье, в зажиточной семье, в
аристократической семье. При этом следует составить два варианта меню: первый —
для XVI—XVII вв., второй — для XVIII в. Такое задание позволит также проверить
усвоение учащимися динамики изменений в структуре питания, связанных с Великими
географическими открытиями и постепенным ростом урожайности.
2. Можно
предложить учащимся — по желанию — выполнить дополнительное задание: используя
материал для дополнительного чтения, заполнить таблицу:
Черты средневекового города
|
Черты города Нового времени
|
Город окружен крепостной стеной
|
Городское строительство вышло
за рамки крепостной стены
|
Улицы в основном очень узкие,
площади маленькие, тесные
|
Появились широкие улицы и более
просторные площади
|
Очень мало общественных зданий: собор,
ратуша, иногда госпиталь, где содержат больных, инвалидов
|
Появляется много общественных зданий:
большое число соборов, ратуша, увеличивается число госпиталей, сиротские
дома, больницы и т. д. В крупных городах есть биржа, банки, крытые
рынки
|
Знать проживала за городской чертой
в своих владениях
|
Строятся многочисленные дворцы,
особняки, где живут представители привилегированных сословий и богатые буржуа
|
Готический архитектурный стиль
применялся только при постройке общественных зданий и дворцов
|
Жилые дома, особняки и дворцы строятся
в соответствии с господствующим архитектурным стилем (барокко,
рококо)
|
Абрахам ван ден Темпель. Портрет молодой
девушки.
|
Якоб Корнелиус ван Остзанен. Портрет мужчины. |
Рембрандт. Портрет пожилой женщины |
Женская мода |
Мужская мода |
Мода |
портрет Титуса сына Рембрандта |
Рембрандт. Даная |
Рембрандт. Ночной дозор |
Рембрандт. Урок анатомии доктора Тюльпа |
Рембрандт. Возвращение блудного сына |
Комментариев нет:
Отправить комментарий