суббота, 6 декабря 2014 г.

Урок 5 ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ

Жилье и домашняя утварь. Изменения в питании. Правила застолья. Одежда и мода.

Тема урока: ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ ЕВРОПЕЙЦЕВ


Цель урока: Уметь слушать рассказ учителя и по ходу рассказа выделять главное, сравнивать, анализировать, делать выводы, пользоваться иллюстративным материалом как источником содержания; при работе в группе взаимодействовать с товарищами: слушать, доказывать свою точку зрения; принять другую точку зрения, если она более убедительна; предъявлять результаты своей работы. Учащиеся понимают, что изменения в духовной и экономической жизни общества порождают новые явления в повседневной жизни.
Тип урока: комбинированный урок.
Оборудование: Учебник, §5.
Образовательное пространство расширяется за счет чтения научно-популярной и художественной литературы: Иллюстрированная энциклопедия моды (любое издание), М. Твен. Принц и нищий. М. Сервантес. Дон Кихот.
Репродукции картин голландских и французских художников (жанровые сцены, натюрморты, городские пейзажи). Якоб Корнелиус ван Остзанен. Портрет мужчины. Рембрандт Харменс ван Рейн. Портреты и жанровые сцены. Абрахам ван ден Темпель. Портрет молодой девушки.
Основные понятия и термины: Повседневность, канон
Методы обучения: Познавательное задание: подумайте, какие изменения произошли в повседневной жизни европейцев в XVI—XVIII вв. в сравнении с повседневной жизнью человека в XIV—XV вв. Чем эти изменения были вызваны?

Ход урока

       I.       Организационный момент.

    II.       Актуализация опорных знаний.
Урок начинается с беседы по вопросам домашнего задания.
После подведения итогов знаний учащихся об изменениях в составе европейского общества и причинах этих изменений учитель задает вопрос: что вы знаете о повседневной жизни людей раннего Нового времени? Вполне вероятно, что учащиеся смогут частично ответить на этот вопрос, используя знания, полученные из внешкольных источников: художественной литературы, кинофильмов и т. д. Выслушав ответы учеников, учитель предлагает дополнить эти знания и систематизировать их в ходе урока. Он знакомит восьмиклассников с темой урока, планом урока и познавательным заданием.

 III.       Изучение нового материала.
1.      «Избави нас, Господи, от чумы, голода и войны». «Столетия редкого человека».
Рассказывая о высокой смертности населения от эпидемий, можно сообщить, что в XVI в. население Западной Европы в результате «черной смерти» (чумы) сократилось на 1/5 часть. Эпидемии тифа, проказы, малярии, холеры, чумы поражали целые поколения европейцев. В XVII в. в 1624—1630, 1634—1639 гг. и в конце Тридцатилетней войны вспышки чумных заболеваний особенно сильными были в немецких землях, где потери населения от эпидемий и войны составили 60—75% (12—13 млн. человек), при этом 60% погибших приходилось на долю сельских жителей.
Население погибало не только от эпидемий, но и от пожаров, опустошений, приносимых войнами, повышения цен на продукты первой необходимости. Страшный зерновой кризис в XVI в. пережили Франция и Германия, а затем все Средиземноморье. Крестьянская война 1524—1525 гг. в немецких землях стоила жизни более чем ста тысячам человек. В таких условиях население росло медленно.
Говоря о высокой смертности среди населения, следует отметить особенно высокую смертность среди новорожденных: только половина из них достигала десятилетнего возраста. Сказывалось отсутствие медицинской помощи. Больниц в современном смысле не было, они существовали только как благотворительные учреждения, как приюты для больных, калек, престарелых бюргеров.
Только к концу XVII в. в связи с окончанием религиозных войн в Европе, улучшением питания и ростом личной гигиены население начинает расти. Для убедительной иллюстрации этого положения можно предложить учащимся заранее подготовленную таблицу:
Численность европейского населения
Численность населения некоторых европейских стран в XVII—XVIII вв.
Век
Численность населения (млн. человек)
Страна
Численность населения 
(млн. человек)
в XVII в.
в XVIII вв.
Начало XVII в.
95
Франция
около 20
около 26
Начало XVIII в.
130
Англия
около 5
свыше 6
Начало XIX в.
190
Пруссия
свыше 1
свыше 5,5


Испания
около 7,5
около 10,4

2.       «Скажи мне, что ты ешь, и я скажу тебе, кто ты есть».
В доиндустриальную эпоху подавляющая часть европейцев более половины того, что производила или зарабатывала, потребляла или тратила на приобретение продуктов питания. Исследователи приводят следующие данные: в Антверпене, где в XVI в. был самый высокий уровень жизни в Европе, семья каменщиков из пяти человек тратила на питание 78,5% дохода, из них 49,4% — на хлеб; 11,4% — на оплату жилья, отопление и освещение; на одежду и прочее — 10,1%.
Следует подчеркнуть различия в структуре питания в зависимости от региона и социального положения личности.
Иоганн Боэмус. «Обычаи питания в Германии» (начало XVI в.)
В то время как знати присуща дорогая еда, бюргеры живут очень умеренно. Работающие едят четыре раза в день, праздные — только два. Немного хлеба, затируха (каша) из овса или вареные бобы — пища крестьян, вода или сыворотка — их питье. Саксонцы пекут белый хлеб, пьют пиво, их пища тяжела и нелепа: сало, сухая колбаса, сырой лук, подсолнечное масло. Готовят много на воскресенье, чтобы потом есть всю неделю. Детей они не вскармливают, как у нас, кашей из муки с молоком, но дают жесткую пищу, которая проталкивается через детский ротик, после того как няня ее хорошо разжует... Вино потребляют только богатые, потому что оно привозится издалека, с Рейна, и стоит дорого.
Но чем выше была ступенька иерархической лестницы, на которой стоял человек, тем изысканнее и утонченнее была его пища.
Описание парадного обеда французского короля Людовика XVI (XVIII в.)
По возвращении во дворец... парадный обед. Он сервирован в одной из передних комнат... за маленький и, как того требует этикет, квадратный стол, заставленный серебром, садятся друг против друга король с королевой... Не будем подробно останавливаться на меню — это заняло бы не менее двух страниц. Оно состоит из пятидесяти различных кушаний — тут и четыре супа, и два очень солидных главных блюда: говядина с капустой и задняя часть телятины на вертеле... Затем подают еще шестнадцать блюд: тут и индюшачьи потроха в бульоне, и сладкое мясо в папильотках (т. е. приготовленное завернутым в промасленную бумагу), и молочный поросенок на вертеле, и бараньи котлетки, и телячья голова под острым соусом... Затем появляются четыре вида закусок... куски телятины, филе молодого кролика, холодные индюшата, телячьи поджилки; за ними следуют шесть жарких, два основательных салата и шестнадцать легких — из овощей, яиц и молочных продуктов; и наконец, на десерт — дивные фрукты: виноград, гранаты, груши, необыкновенного сорта вишни и т. д. и т. п. Четыреста каштанов и сорок восемь кексов завершают трапезу.
Разумеется, Людовик XVI не обязан был одолеть всего, просто ему был предложен широкий выбор любимых яств.

3.      О чем может рассказать мода.
При рассказе о моде в эпоху раннего Нового времени следует использовать репродукции картин художников: портреты, жанровые сцены, натюрморты — все это позволяет сформировать у восьмиклассников живые образы времени.

 IV.            Закрепление изученного материала.
Учащиеся отвечают на познавательное задание, сформулированное в начале урока.

    V.            Домашнее задание.
 § 5.
1.      Составить меню для домашних трапез в бедной городской семье, в зажиточной семье, в аристократической семье. При этом следует составить два варианта меню: первый — для XVI—XVII вв., второй — для XVIII в. Такое задание позволит также проверить усвоение учащимися динамики изменений в структуре питания, связанных с Великими географическими открытиями и постепенным ростом урожайности.
2.      Можно предложить учащимся — по желанию — выполнить дополнительное задание: используя материал для дополнительного чтения, заполнить таблицу:
Черты средневекового города
Черты города Нового времени
Город окружен крепостной стеной
Городское строительство вышло за рамки крепостной стены
Улицы в основном очень узкие, площади маленькие, тесные
Появились широкие улицы и более просторные площади
Очень мало общественных зданий: собор, ратуша, иногда госпиталь, где содержат больных, инвалидов
Появляется много общественных зданий: большое число соборов, ратуша, увеличивается число госпиталей, сиротские дома, больницы и т. д. В крупных городах есть биржа, банки, крытые рынки
Знать проживала за городской чертой в своих владениях
Строятся многочисленные дворцы, особняки, где живут представители привилегированных сословий и богатые буржуа
Готический архитектурный стиль применялся только при постройке общественных зданий и дворцов
Жилые дома, особняки и дворцы строятся в соответствии с господствующим архитектурным стилем (барокко, рококо)
Абрахам ван ден Темпель. Портрет молодой девушки.
Абрахам ван ден Темпель. Портрет молодой девушки.
Якоб Корнелиус ван Остзанен. Портрет мужчины. 


Рембрандт. Портрет пожилой женщины
Женская мода
Мужская мода


Мода

портрет Титуса сына Рембрандта
                      
Рембрандт. Даная
                       
Рембрандт. Ночной дозор
                       
Рембрандт. Урок анатомии доктора Тюльпа

                                           
                                            Рембрандт. Возвращение блудного сына




Комментариев нет:

Отправить комментарий