суббота, 6 декабря 2014 г.

Урок 6  РЕФОРМАЦИЯ В ГЕРМАНИИ

Германия накануне Реформации. Мартин Лютер и начало Реформации. Народная Реформация. От зарождения протестантизма до Аугсбургского мира.


Тема урока: НАЧАЛО РЕФОРМАЦИИ В ЕВРОПЕ. ОБНОВЛЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА.


Цель урока: учащиеся учатся переносить ранее полученные знания на изучение нового материала, сравнивать, анализировать, участвовать в эвристической беседе, работать с документом, участвовать в дискуссии, решать проблемные задания, делать выводы. Формирование уважительного отношения к представителям других религиозных воззрений.
Тип урока: комбинированный урок с элементами лабораторной работы.
Оборудование: учебник, §8.  Карта «Реформация в Европе в XVI в.».
Репродукции картин художников: Лукас Кранах. Мартин Лютер (несколько работ).
Основные понятия и термины: Реформация, революция, обмирщение сознания, лютеранская церковь, протестант.
Методы обучения: Проблемный или частично поисковый метод.
Варианты проблемных и познавательных заданий:
1. Подумайте, почему движение за реформацию церкви началось в XVI в., а не в XIV и не в XV в. Чем учение Лютера и устройство лютеранской церкви привлекали различные слои европейского населения?
2. Аугсбургский религиозный мир признал равноправными католичество и протестантство. В то же самое время он закрепил политическую раздробленность страны. Как вы оцените значение этого мира для Германии?
3. Подумайте, что дала Реформация в Германии князьям, дворянам, горожанам и крестьянам.
Ход урока

       I.       Организационный момент.

    II.       Актуализация опорных знаний.
Этот урок начинает новую тему, посвященную изучению истории Реформации в Европе. По своему содержанию урок является занятием повышенной трудности, как и все уроки, связанные с изучением вопросов мировоззрения людей. Возраст восьмиклассников обязывает учителя сочетать доступность изложения с научностью содержания.
Во вступительной беседе учитель обращается к ученикам с рядом вопросов, цель которых — актуализировать внутрипредметные связи, что должно помочь восьмиклассникам понять причины процесса Реформации в Европе: Вспомните, почему уже XV в. европейской истории ученые характеризуют как «осень Средневековья»? Какие явления говорят о кризисе традиционного общества в XV в.? Какими чертами обладал человек Нового времени? Чем он отличался от средневекового человека?
Обобщая ответы учащихся, учитель указывает на то, что кризис традиционного общества, выразившийся в изменениях в области экономической, политической и духовной жизни общества, не мог не коснуться и вопросов религиозного мировоззрения и устройства церкви. Стремление части общества к выбору собственного жизненного пути, в том числе и индивидуального общения с Богом, вылилось в Реформацию. Затем учитель знакомит учащихся с планом урока и вариантами проблемных заданий.

 III.       Изучение нового материала.
1.      Причины религиозной революции в Европе в XVI в.
Объяснение нового материала дается в объеме учебника и не требует значительного расширения. Рассмотрение первого вопроса (стр. 70-71 учебника) может сопровождаться составлением на доске плана «Причины Реформации».
Поясняя вопрос о торговле индульгенциями, которую так активно вела католическая церковь, не следует все сводить к «жадности» пап и монахов; необходимо указать, что это явление также стало следствием бурно развивавшихся рыночных отношений, захвативших и церковь.

2.      Мартин Лютер и начало борьбы за Реформацию.
Перейдя ко второму пункту плана, надо объяснить, почему именно Германия стала родиной Реформации. Учитель сообщает, что в XVI в. почти все страны Европы пытались ограничить непомерные притязания пап римских, и в первую очередь денежные поборы. В этих условиях самыми беззащитными оказались раздробленные германские земли, в которых отсутствовала сильная королевская власть. Папы и их опора в стране — высшее немецкое духовенство — действовали в германских землях совершенно безнаказанно. Выразителями общего возмущения в Германии стали народные проповедники, преимущественно из числа низшего духовенства, прежде всего гуманисты. Новые идеалы нашли свое выражение в литературе, где бурно развивалась сатира (следует вспомнить произведения Ульриха фон Гуттена и Эразма Роттердамского), в городской поэзии. Эти же идеалы отражены и в изобразительном искусстве того времена, уже знакомом учащимся по творчеству Дюрера.
Следует подвести учащихся к выводу, что именно гуманисты подготовили почву для распространения идей Лютера и одними из первых откликнулись на его выступление с 95 тезисами против индульгенций.

3.      Учение М. Лютера — «спасение верой».
Третий вопрос плана — самый сложный для восприятия учениками — можно объяснить, пользуясь приемами эвристической беседы и комментированного чтения. При изучении этого вопроса учитель может также организовать самостоятельную работу учащихся с документом, что позволяет им углубить знания об учении Лютера и лютеранской церкви.

4.      Народная Реформация и крестьянская война.
Четвертый пункт плана коротко освещается учителем (прием информативного сообщения), районы крестьянской войны показываются по карте. Если же учитель имеет дополнительное время, то можно воспользоваться приведенным ниже материалом.
Крестьянская война в Германии
Томас Мюнцер
Крестьянская война выдвинула ряд сильных фигур; одна из них — Томас Мюнцер. Он родился около 1498 г. в графстве Штольберг, в Гарце. Его отец был повешен штольбергским графом. Мюнцер достиг высокой для того времени образованности — получил степень доктора теологии3 и был знаком с античной и гуманистической литературой. Мюнцер избрал для себя деятельность священника, которая в условиях того времени давала ему возможность общения с народными массами... Свободно обращаясь с текстами Священного Писания, он трактовал их в антицерковном духе.
Поддерживая в первые годы реформационного движения начатую Лютером борьбу против католической церкви, Мюнцер уже тогда выступал со своим особым толкованием характера и целей этой борьбы... выдвигал... основные принципы своего собственного учения. Мюнцер решительно отвергал тезис Лютера о необходимости пассивного смирения в светских делах... Призывая народные массы к устранению зла, к свержению безбожных князей и уничтожению своих угнетателей, Мюнцер указывал, что в этом заключается основная задача... реформационного движения. Он резко выступал против представления о «милосердном» Боге, стоящем над миром и требующем от людей смирения и подчинения существующему насилию. Согласно... воззрениям Мюнцера, нет Бога вне нас самих, вне земного мира... В понятие Бога он вкладывал идею подчинения индивидуальных интересов общественным. Ссылка Мюнцера на авторитет слова Божьего и Священного Писания служила ему аргументом в его пропаганде революционного социального переворота.
...Энергичная защита Мюнцером насущных нужд широких народных масс сделала его вождем крестьянско-плебейского лагеря, перешедшего в 1524 г. к открытой борьбе.
Боевые действия в Тюрингии
Как только в Швабии началось крестьянское восстание, Томас Мюнцер направился в Тюрингию, в вольный имперский город Мюльгаузен. ...17 марта 1525 г. в Мюльгаузене произошла революция. Вместо старого патрицианского совета был избран «вечный совет» во главе с Мюнцером. «Вечный совет» провозгласил уничтожение всякой власти, общность всех имуществ, равную для всех обязанность трудиться.
Немецкие князья объединили свои силы, в их распоряжении находились 6000 пехоты, 2600 конницы и много бомбард. Мюнцер собрал 8000 человек. Его отряд имел 8 бомбард. Боеспособность отряда была ниже, чем у войска князей, так как в крестьянских отрядах насчитывалось мало бывших солдат, они не имели хороших командиров, были плохо вооружены и малодисциплинированны. Сам Мюнцер познаниями в военном деле не обладал.
Князья повели себя вероломно. 16 мая они начали переговоры с крестьянами и заключили с ними перемирие, а затем неожиданно перешли в наступление. Мюнцер расположил свой отряд на одной высоте («гора битвы») в районе Франкенгаузена и построил укрепленный лагерь. Князья послали к крестьянам парламентера с предложением выдать Мюнцера живым, за что обещали им амнистию...
Пока крестьянский отряд обсуждал предложение князей, колонны ландскнехтов4, имея кавалерию на флангах, начали окружать лагерь Мюнцера. Под прикрытием огня бомбард ландскнехты приблизились к лагерю, где встретили незначительное сопротивление. Линия повозок была легко прорвана, и крестьяне в беспорядке побежали к Франкенгаузену и к лесу, попадая под удары обходных колонн ландскнехтов и конницы. Из 8000 крестьян было убито 5000 человек. На плечах отступавших крестьян в Франкенгаузен ворвалась конница князей, взявшая город без особого труда. Раненый Мюнцер был взят в плен, подвергнут пыткам и обезглавлен.
25 мая соединенные княжеские войска, насчитывавшие 11 800 человек, окружили и взяли Мюльгаузен, который защищали 1200 бюргеров. Князья сожгли и разграбили несколько городов и деревень. Многих крестьян казнили. Таким же террором окончились крестьянские восстания в Эльзасе и в альпийских землях Австрии. Во время крестьянской войны только со стороны восставших погибло 150 000 человек.

5. «Чья страна — того и вера». Католики и протестанты.
Раскрывая пятый пункт плана — о княжеской Реформации, основное внимание следует уделить значению Аугсбургского религиозного мира. Это сложная проблема, так как при том, что этот мир уравнял в правах католиков и протестантов, он затормозил процесс создания единого национального государства. Деление германских земель на католические и протестантские стало причиной неисчислимых бедствий Германии на протяжении последующих ста лет и одной из причин ее отставания от других европейских стран в течение XVI—XVIII вв.

 IV.            Закрепление изученного материала.
В заключительной части урока учащиеся предъявляют результаты своей познавательной деятельности.

    V.            Домашнее задание.
 § 8, задание по контурной карте.
                                                             
                                                                 ПРИЛОЖЕНИЕ

Мартин Лютер и раннее лютеранское богословие

Основанием богословия Мартина Лютера было учение об оправдании верой, которое и побудило его отвергнуть систему римско-католической церкви. Перед обнародованием тезисов, Лютер написал девяносто семь тезисов, которые более ясно отражают его ранние богословские взгляды. Но именно девяносто пять тезисов форсировали раскол с Римом.
Фундаментальное откровение об оправдании верой является основой не только лютеранства, но и всего протестантского движения. В отличие от католического учения об оправдании по вере и делам, Лютер категорически заявил, что оправдание дается только верой. Оправдание значит, что человек в глазах Бога считается праведным. Если человек верует в Иисуса Христа, Бог вменяет ему праведность Христа. Бог уже не смотрит на его грехи, но смотрит только на праведность Христа и вознаграждает его соответственно.
Лозунгами Реформации были такие слова: только благодать, только вера, только Писание и только Христос (sola gratia, sola fide, sola Scriptura, sola Christus). Иными словами, спасение зависит только от Божьей благодати, а не от человеческих действий. Оно дается только верой в Бога, доверием Богу, а не делами человека. Только Писание является авторитетным источником учений и единственным авторитетом для нашего спасения. Христос является единственным искуплением за наши грехи, мы можем найти спасение только в Нем.
Мартин Лютер назвал свое богословие «богословием креста». От начала и до конца, спасение является делом Божьей благодати, купленной на Голгофе. Искупление Иисуса Христа, совершенное Им на кресте, - вот что делает спасение доступным для нас.
Лютер противопоставил свое богословие креста с другими концепциями, которые он назвал богословием славы. Мы можем иметь богословие креста, только если будем учить, что спасение приходит строго от Божьей благодати на основании креста. Если мы добавляем что-либо к этому, делая человеческие дела частью процесса спасения, то мы удаляемся от того, что Иисус Христос сделал для нас и начинаем прославлять человека. Человек становится со-искупителем, в результате чего появляется богословие славы, восхваляющее человеческие достижения. Все богословие Лютера вращалось вокруг искупления только верой и богословия креста.
Лютер отверг авторитет традиции и заявил, что Писание является единственным доктринальным авторитетом. Вследствие этого протестантская Реформация делала акцент на изучении Библии и на том, что ответы на вопросы надо искать в ней, а не в церковной иерархии.
Обновленное внимание к Писанию было значительным удалением от католического богословия и практик. В 1229 г. католическая церковь запретила прихожанам читать Библию, потому что те не имели богословского образования и не могут понять ее, а только придут в заблуждение. Вместо этого прихожанам следует принимать за авторитет толкования и провозглашения церкви.
Действительно, практически все Библии тогда были написаны на латыни, мертвом языке церковных ритуалов и науки, а не на языке народа. Также вся литургия проводилась на латыни, и поэтому в целом была непонятной для простого человека, пришедшего на мессу.
Лютер заявил, что Библия, литургия и проповедь должны быть на языке народа. Он верил, что простой человек, может понять основную суть Писания, и сам перевел Библию на немецкий язык, чтобы сделать ее доступной для всех.


95 тезисов


       
                              
                            Лютер сжигает буллу Папы

Лютер в Вормсе

                                                                  
     
                                      
                                        Страсти по Лютеру (фильм)

                                         

Комментариев нет:

Отправить комментарий