суббота, 6 декабря 2014 г.

Урок 7 РАСПРОСТРАНЕНИЕ РЕФОРМАЦИИ И КОНТРРЕФОРМАЦИЯ

Реформация в Женеве и появление кальвинистской церкви. Переход папства к Контрреформации. Орден иезуитов. Тридентский собор.


Тема урока: РАСПРОСТРАНЕНИЕ РЕФОРМАЦИИ В ЕВРОПЕ. БОРЬБА КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ ПРОТИВ РЕФОРМАЦИИ


Цель урока: учащиеся учатся сравнивать, анализировать, работать с документом, решать проблемы, участвовать в аналитической беседе и дискуссии, делать выводы, предъявлять результаты своей деятельности.
Тип урока: комбинированный урок с элементами лабораторной работы.
Оборудование: Учебник, §9.
Образовательное пространство расширяется за счет чтения художественной и научно-популярной литературы: Энциклопедия для детей: Всемирная история. — М.: Аванта +, 1995. — Т. 1. — С. 383—384. Будда. Конфуций. Саванаролла. Торквемада. Лойола / Сост. «ЛИО Редактор». — СПб., 1998. И. Р. Григулевич. Инквизиция. С. Цвейг. Совесть против насилия: Кастеллио против Кальвина.
Основные понятия и термины: Кальвинизм, кальвинистская церковь, пресвитер, орден иезуитов, иезуит, Контрреформация, религиозные войны.
Методы обучения: Проблемный или частично поисковый метод.
Варианты проблемных заданий:
1.Учеными-историками признано, что кальвинистское учение способствовало разрушению традиционного общества и активизации предпринимательской деятельности. В то же время французский мыслитель XVIII в. Вольтер сказал: «Кальвин открыл двери монастырей не для того, чтобы выгнать оттуда монахов, а чтобы вогнать туда весь мир». Совместимы ли эти точки зрения?
2.Одна из заповедей иезуитов гласила: «Папе надлежит повиноваться без всяких разговоров, даже ради греха, и надо совершить грех, смертный или простой, если начальник того требует во имя Господа нашего Иисуса Христа или в силу обета повиновения». Подумайте, какому обществу более подходит такая идеология — традиционному или индустриальному. Свою точку зрения аргументируйте.

Ход урока

       I.       Организационный момент.

    II.       Актуализация опорных знаний.
Урок начинается с беседы по вопросам домашнего задания. Для мотивации учебной деятельности учащихся учитель говорит:
«Несмотря на то, что движение за реформацию церкви началось в Германии, там оно не смогло развернуться в полную силу. Лютер не дал ответа на вопрос, какую позицию реформированная церковь должна занять по отношению к светским властям, и просто, как вы помните, подчинил свою церковь князьям. Такое решение устраивало не всех последователей Лютера, не устраивало оно и сторонников Реформации в Швейцарии, состоявшей из нескольких независимых и слабо связанных между собой земель — кантонов, которыми управляли богатые дворяне и городская верхушка. Население городов, недовольное произволом властей, стремилось к объединению страны и установлению сильной центральной власти, хотело уменьшить церковные поборы и получить монастырские земли. Под влиянием событий в Германии в Швейцарии началась Реформация, и страна раскололась на католиков и протестантов. Создателем нового христианского вероучения стал Жан Кальвин. Его учение — кальвинизм, оказав огромное влияние на современников, живет и сегодня. Мы должны выяснить на уроке, в чем заключались и заключаются сегодня причины привлекательности этого учения для человека».
Далее учитель знакомит восьмиклассников с проблемными заданиями и предлагает им выбрать любое из них.

 III.       Изучение нового материала.
1.      Ж. Кальвин и его учение о предопределении человека.
Первый пункт плана излагается по учебнику. Очень важно четко и доступно, используя приемы рассуждения и аналитической беседы, изложить учение Кальвина о предопределении человека, после чего можно приступить к работе над понятием кальвинизм. Следует учесть, что к вопросам об учении Кальвина и кальвинистской церкви учащимся придется неоднократно обращаться при изучении всего курса Новой истории в 8 и 9 классах.

2.      Кальвинистская церковь.
При изучении второго вопроса учитель может использовать прием проведения заочной экскурсии, предложив учащимся осмотреть Женеву времен Жана Кальвина. Дополняя сведения учебника, можно отметить, что Кальвин придавал устройству своей церкви еще большее значение, чем германские реформаторы, так как, по его замыслу, реформированная церковь должна была бороться не только со сторонниками папы римского, но и со светскими мыслителями, равнодушными к вопросам веры. Последних Кальвин считал более опасными врагами, чем «паписты». Он провел грань между религией и наукой. Математика, физика, химия и биология в странах, принявших кальвинизм, смогли развиваться более свободно, чем в католических государствах. Но перед учеными ставилось жесткое условие — они должны были признавать кальвинистские установления и не вмешиваться в вопросы веры.
Подводя итоги работы с понятиями «кальвинизм» и «кальвинистская церковь», учитель и учащиеся отвечают на вопрос о причинах популярности этого вероучения. Обобщая ответы школьников, учитель делает вывод, что отсутствие жесткой иерархической лестницы церковных чинов, устройство кальвинистской церкви, которое позволяло приспособить ее не только для швейцарских кантонов, но и для больших и сильных государств (таких, как Франция), гибкость политических взглядов самого Кальвина, признававшего за подданными право на свержение тирана, и, наконец, учение о предопределении — все эти достоинства учения Кальвина привели к его широкому распространению в Европе.

3.      Игнатий Лойола — создатель ордена иезуитов — орудия в борьбе за укрепление позиций католицизма.
Вопрос об ордене иезуитов учитель излагает в пределах учебника, организуя работу учащихся с документами: извлечениями из устава ордена и «Духовных упражнений» Игнатия Лойолы.

4.      Борьба пап с Реформацией.
При изучении четвертого вопроса, если позволяет время, в рассказ учителя можно внести некоторые дополнения.
В XVI в. многим европейцам казалось, что раскол между католиками и сторонниками Реформации может быть преодолен, нужно только, чтобы обе стороны начали искать возможность примирения. К тому же некоторые деятели католической церкви понимали, что их церковь проигрывает протестантской и по той причине, что ведет богослужения на латыни и пользуется латинской Библией, непонятной большинству верующих. Во второй половине XVI в. католические теологи тоже принялись переводить Библию на национальные языки, а некоторые даже были готовы отказаться от утверждения о непогрешимости папы. Католическая церковь долго колебалась, прежде чем пойти на полный разрыв с реформаторами. Решить эту проблему должен был Тридентский собор, продолжавшийся с 1545 по 1563 г. (протестанты в нем не участвовали). Победили противники реформ, отстоявшие все основные положения вероучения католической религии. Это, прежде всего церковная иерархия и власть папы, безбрачие священников, неизменность всех церковных обрядов, укрепление инквизиции. Тридентский собор (его работа проходила в г. Триденте, расположенном на итальянской территории южнее Тироля) осудил принципы предопределения и оправдания верой. Собор подтвердил верность католическому учению, а все сторонники реформы церкви были объявлены еретиками и поставлены вне закона. Тем самым католическая церковь дала право католикам преследовать и убивать лютеран, кальвинистов и сторонников других реформационных учений.

 IV.            Закрепление изученного материала.
В заключительной части урока учащиеся предъявляют свои решения проблемных заданий.

    V.            Домашнее задание.
 §9, задание по контурной карте.




Комментариев нет:

Отправить комментарий