воскресенье, 21 декабря 2014 г.

Урок 9 ФРАНЦИЯ

Зарождение абсолютизма. Религиозные войны. Генрих IV. Кардинал Ришелье.


Тема урока: РЕЛИГИОЗНЫЕ ВОЙНЫ И УКРЕПЛЕНИЕ АБСОЛЮТНОЙ МОНАРХИИ ВО ФРАНЦИИ


Цель урока: Учащиеся учатся делать сравнительный анализ, работать с документом (Нантский эдикт, «Политическое завещание» Ришелье), с иллюстрациями, решать проблемы, участвовать в дискуссии, делать выводы, оценивать явления с позиций разных слоев населения Франции XVI в. (оценка Варфоломеевской ночи, правления Генриха IV, государственная деятельность Ришелье), составлять характеристику исторического деятеля (Генрих IV, Ришелье).
Тип урока: комбинированный урок с элементами лабораторной работы.
Оборудование: Учебник, § 10. Карта «Реформация в Европе в XVI в.».
Образовательное пространство расширяется за счет чтения научно-популярной и художественной литературы: А. Дюма. Две Дианы; Королева Марго; Графиня де Монсоро; Сорокпять. П. Мериме. Хроника временКарла IX. Г. Манн. Молодые годыкороля Генриха; Зрелые годы короля Генриха IV.
Репродукции портретов Генриха IV. Филипп де Шампань. Тройной портрет кардинала Ришелье.
Телефильм «Графиня де Монсоро».
Основные понятия и термины: Эдикт, гугенот, лидер, месса, гарант.
Методы обучения: Проблемный или частично поисковый метод.
Варианты проблемных заданий:
1. Как вы думаете, соответствует ли признанию прирожденных прав человека лозунг католиков: «Один король, один закон и одна вера»?
2. В истории Франции фигура короля Генриха IV Бурбона стала воплощением национального единства и государственной независимости. По ходу урока подберите факты, которые могли бы подтвердить точку зрения французских историков.
3. Католики-фанатики называли Генриха IV «сатаной», «тираном»; гугеноты были признательны ему за предоставление им религиозного и светского самоуправления; народ слагал о нем легенды, называл его «наш добрый король»; историки называют его первым королем Нового времени. Чем вызваны эти характеристики? Исключают ли они друг друга? Каким же был на самом деле Генрих IV?

Ход урока

       I.       Организационный момент.

    II.       Актуализация опорных знаний.
Перед изучением нового материала учитель предлагает учащимся вспомнить из ранее изученного: подумайте, когда Франция стала централизованным государством. Назовите, какие черты абсолютизма были присущи королевской власти во Франции. Какую религию исповедовали французские короли?
После вступительной беседы восьмиклассники знакомятся с планом урока и вариантами проблемных заданий, выбирают по желанию одно или два задания для решения в течение урока.



 III.       Изучение нового материала.
1.      «Один король, но две веры».
Первый пункт плана изучается путем самостоятельной работы учащихся с книгой. По ходу работы им предлагается в тетради заполнить таблицу:
Распространение кальвинистского учения во Франции
Слои населения, поддерживающие кальвинизм
Причины, по которым кальвинизм распространился среди населения Франции
Представители старинной знати

Часть дворянства

Часть горожан, особенно в Южной Франции, и первые буржуа-предприниматели

Некоторая часть крестьянства


2. Начало жестоких религиозных войн.
3. Варфоломеевская ночь. Французы — жертвы религиозного фанатизма.
Изучение второго и третьего пунктов плана проводится сочетанием разных приемов: размышления, сюжетного повествовательного рассказа учителя, персонификации, беседы с классом, обращения к художественной литературе. Для формирования у учащихся умения оценивать политических деятелей с позиции их современников полезно включить в содержание рассказа характеристику государственного деятеля, данную французским мыслителем и гуманистом XVI в. Мишелем Монтенем.
Добродетель в политике — это добродетель с многочисленными изгибами, углами и поворотами... Она разношерстная и искусственная, не прямая и не четкая, не постоянная, не совсем невинная. Тот, кто идет в толпе, должен уметь отклоняться в сторону, прижимать локти, отступать или идти вперед, даже уметь свернуть с пути праведного, в зависимости от того, с чем он сталкивается: он должен руководствоваться не своими желаниями, а желаниями ближнего, не своими предложениями, а тем, что ему предлагают, в зависимости от эпохи, от людей, от дел.
Екатерине Медичи были присущи качества, о которых писал Монтень. Также она стремилась сохранить единство нации, расколотой на враждебные группировки. Королева была воплощением достоинств и недостатков своих современников. Она, как и все люди XVI в., не придавала особого значения человеческой жизни. Поэтому методы королевы-матери не очень смущали современников. Государственные интересы заставляли Екатерину Медичи иногда прибегать к убийству, но в тех случаях, когда у нее не было иного выхода.
Какая обстановка была в Париже накануне Варфоломеевской ночи? Только ли религиозная вражда выплеснулась в этом кровавом событии или к ней прибавилось общее озлобление горожан? Чтобы восстановить те далекие события, учитель привлекает фрагмент из книги И. Клула «Екатерина Медичи».
Когда Генрих Гиз проезжал через народные кварталы, он увидел, насколько возбужден и враждебно настроен по отношению к гугенотам парижский люд. Эта толпа была для него лучшей защитой от суровости короля... Он знал, как легко разжечь страсти этой толпы, доведенной до фанатизма многочисленными священниками церквей и монастырей. В эти жаркие августовские дни в город потоком хлынули дворяне-протестанты на свадьбу Маргариты; их разместили в основном в Лувре и поблизости от дворца, но также и в пригороде Сен-Жермен. Парижане приглядывались к этим гугенотам, вчерашним врагам, сегодня окружающим короля. Их удивляет и возмущает, что они смешались с католиками. Перенаселенный город бурлит: все свободные дома, постоялые дворы, таверны заняли конюхи, лакеи, солдаты. К постоянному городскому населению в большом количестве присоединились бедняки, которых голод погнал из деревень.
Это огромное количество обнищавшего населения становится свидетелем братания вельмож — католиков и протестантов и наблюдает за пышными праздниками по случаю свадьбы Маргариты и Генриха. Бедняки видят, как по деревянным мосткам проезжают великолепно одетые дамы и придворные. В глухие переулки доносятся отзвуки пиров и турниров: для фанатичных проповедников настала пора разжигать народное недовольство против протестантов. Отовсюду раздаются призывы к убийству. Всем ясно: готовится бунт. В пятницу, после покушения на Колиньи (в подготовке покушения участвовала Екатерина Медичи, так как адмирал был не только протестантом, но и политическим противником, призывавшим короля к вступлению в войну с могущественной католической Испанией, что противоречило убеждениям королевы-матери), новость об этом распространяется по всему городу подобно пороховому приводу. Горожане закрывают лавки, вооружаются, собираются в кварталах. Городской голова и городские старшины передают приказ ополченцам: под командованием своих капитанов явиться в городскую ратушу «тайно, не привлекая ничьего внимания». Они должны быть наготове, чтобы сдержать фанатичную и голодную толпу и предотвратить как грабежи и насилие, так и полное разграбление города вражескими войсками, которых так боятся добропорядочные коммерсанты.
...Екатерина Медичи... не сомневалась, что за неудавшимся покушением (на Колиньи) непременно последует вооружение протестантов. Она советуется со своими приближенными. Раз уж после ранения адмирала война становится неизбежной, она первая, а за ней и все остальные пришли к мнению, что лучше начать битву в Париже... Во время ужина у королевы гасконский дворянин Пардальян громко сказал, что виновники покушения на адмирала получат по заслугам. Екатерина решает действовать этой же ночью. Так как оказалось слишком много предполагаемых жертв, пришлось получать согласие короля.
Далее рассказ продолжается по учебнику (стр. 89). Заканчивая эту часть урока, следует провести беседу с учащимися, в ходе которой станет очевидно, что им понятны религиозные, социальные, политические причины, которые привели к трагедии Варфоломеевской ночи. Восьмиклассники выскажут свое осуждение в адрес религиозной нетерпимости и фанатизма, приводивших к кровопролитиям и повторяющимся в наше время.

4. Война трех Генрихов.
Рассказывая о «войне трех Генрихов», учитель может сказать, что обстановка в стране к началу правления Генриха III была очень сложной. Католики, рассчитывавшие, что после Варфоломеевской ночи гугенотам придет конец, были разочарованы и недовольны новым королем. Им казалось, что он недостаточно ревностно защищает веру. До 1572 г. он (тогда молодой принц Анжуйский) прославился как фанатичный католик, враг гугенотов. Накануне Варфоломеевской ночи именно Генрих III настоял на том, чтобы неожиданно ударить по этим «еретикам». Но, став королем, он разочаровал «добрых католиков», оказавшись весьма разумным политиком. В стране, где французы с обеих сторон призывали к насилию и убивали друг друга, он пытался установить мир. Будучи королем, он не казнит «еретиков», не ведет крупных войн, предпочитает переговоры. Смерть бездетного младшего брата в 1584 г. означала, что наследником французской короны становится гугенот Генрих Бурбон, и тогда дворяне-католики восстановили Католическую лигу во главе с Гизами. Для них смена династии означала потерю доступа к казне, к высшим должностям и землям, и это сплачивало «добрых католиков». В Париже параллельно создается Лига горожан, цель которой — не допустить резни католиков гугенотами. Особенно ревностные члены Лиги планировали не только занять укрепленные пункты столицы, но и захватить короля, постричь его в монахи или даже убить. Эти события подтолкнули Генриха III к расправе с Генрихом Гизом и руководителями Лиги.

5. Генрих IV — «король, спасший Францию».
Пятый пункт плана может быть рассмотрен путем рассказа учителя и работы с документом (Нантский эдикт). Затем ученики в форме плана записывают в тетрадь те действия Генриха IV, которые позволили ему получить лестную характеристику «короля, спасшего Францию».

 6. Кардинал Ришелье. Усиление Франции к середине XVII в. 
Последний сюжет изучается по учебнику. Работу с документом «Политическое завещание» Ришелье учащиеся выполняют самостоятельно (стр. 92). При возможной нехватке времени на уроке эти вопросы могут быть перенесены в домашнее задание.

  IV.            Закрепление изученного материала.
В заключительной части занятия учащиеся предъявляют свои варианты решения учебных проблем.

     V.            Домашнее задание.
§10, задание по контурной карте.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Слои населения, поддерживающие кальвинизм
Причины, по которым кальвинизм распространился среди населения Франции
Представители старинной знати
Часть дворянства
Часть горожан, особенно в Южной Франции, и первые буржуа-предприниматели
Некоторая часть крестьянства


НАНТСКИЙ ЭДИКТ
(13 апреля 1598 г.)
(выдержки из документа)

I. Во-первых, что воспоминание обо всем, что произошло с той и с другой стороны с начала марта 1585 г. до нашего  коронования и в течение других предшествовавших смут, будет изглажено, как будто ничего не происходило. Ни нашим генеральным прокурорам, ни иным лицам, государственным и частным, не будет дозволено никогда и ни по какому поводу упоминать об этом или преследовать судебным порядком в каких бы то ни было трибуналах и юрисдикциях.
III. Повелеваем, чтобы католическая апостольская римская религия была восстановлена во всех местах нашего королевства и повинующихся нам странах, где отправление ее было прервано, и да исповедуется она мирно и свободно без всяких смут и препятствий.
VI. Чтобы не дать никакого повода к смутам и распрям среди наших подданных, мы позволили и позволяем исповедующим так называемую реформированную религию жить и обитать во всех городах и местах нашего королевства и подчиненных нам областях без преследований, притеснений и принуждений делать что-либо в деле религии противное их совести; их не будут по этому поводу разыскивать в домах и местах, где они пожелают жить.
IX. Мы разрешаем также всем придерживающимся названной религии продолжать исповедовать ее во всех городах и подчиненных нам местах, где она была введена и несколько раз публично отправлялась в 1596 и 1597 гг. до конца августа, несмотря на все противоречащие этому постановления и судебные решения.
XIII. Мы весьма определенно запрещаем всем придерживающимся названной религии проявлять ее в службе, уставе, дисциплине или в народном образовании в нашем королевстве и подчиненных нам областях, а также во всем, что касается религии, за исключением мест, где это дозволено и пожаловано настоящим эдиктом.
XIV. [Запрещается] также всякое проявление названной религии при нашем дворе и в нашей свите и равным образом в наших землях и провинциях за Альпами, а также в нашем городе Париже и в окружности на пять миль от Парижа; однако все держащиеся названной религии, проживающие в упомянутых землях и заальпийских провинциях, в нашем городе Париже и окружности его на пять миль, не могут быть ни разыскиваемы в своих домах, ни принуждаемы делать что-либо против совести в отношении их религии, в остальном поступая согласно содержанию нашего настоящего эдикта.
XVIII. Также запрещаем всем нашим подданным всякого звания и положения отнимать силой и обманом, против воли их родителей, детей названной религии, чтобы окрестить и конфирмировать их в католической, апостольской и римской церкви. Эти же запрещения относятся и к исповедующим так называемую реформированную религию, под страхом примерного наказания.
XXI. Книги, касающиеся названной религии, могут печататься и публично продаваться только в городах и местах, где допущено публичное отправление названной религии. 
XXII. Повелеваем, чтобы не было никакого различия в отношении названной религии при приеме учеников в университеты, коллегии и школы, а больных и бедных в госпитали и учреждения общественного призрения.
XXV. Желаем и повелеваем, чтобы все исповедующие так называемую реформированную религию и их сторонники, какого бы звания и положения они ни были, обязались и принуждались всеми должными и разумными средствами, под страхом наказаний, содержащихся в эдиктах по этому поводу, платить и выполнять десятины священникам и прочим духовным и всем, кому они принадлежат согласно обычаю и кутюму (Кутюм — тоже обычное право, но записанное и кодифицированное.) местности.
XXVII. Чтобы тем лучше объединить желания наших подданных, согласно нашему намерению, и на будущее время прекратить все жалобы, мы объявляем, что все, кто исповедует или будет исповедовать так называемую реформированную религию, имеют право занимать и исправлять все общественные должности — королевские, сеньориальные или городские в нашем королевстве и подвластных нам провинциях, землях и сеньориях, несмотря на все противоречащие сему клятвы, и могут быть принимаемы и допускаемы к нам без различия.
XXX. Чтобы правосудие отправлялось и оказывалось нашим подданным без всякого пристрастия, ненависти или благоволения, ибо оно является одним из важнейших средств для поддержания мира и согласия, мы повелели и повелеваем, чтобы в нашем парижском парламенте была учреждена палата, составленная из президента и 16 советников парламента, которая будет называться палатой эдикта и будет ведать не только дела и процессы исповедующих так называемую реформированную религию, которые будут в ведомстве этого парламента, но и в ведомстве наших парламентов Нормандии и Бретани, согласно юрисдикции, которая присваивается ему настоящим эдиктом, до тех пор, пока в каждом из последних парламентов будет учреждена палата для отправления правосудия на местах (Парламентами во Франции назывались высшие судебные учреждения. Кроме парижского, было несколько парламентов в провинциях.).





Графиня де Монсоро / La Dame de Monsoreau (1971г., сериал)
Телесериал "Графиня де Монсоро"

Графиня де Монсоро / La dame de Monsoreau (2008) DVDRip [Лицензия]
Фильм "Графиня де Монсоро"
кардинал Ришелье

тройной портрет кардинала Ришелье




Комментариев нет:

Отправить комментарий