воскресенье, 21 декабря 2014 г.

Урок 10  ИСПАНИЯ

Испания на рубеже XV-XVI столетий. Правление Карла V. Филипп II. Упадок Испании.
 

Тема урока:

Цель урока: Ознакомить восьмиклассников с процессом формирования колониальной  империи в Испании. Выяснить особенности внутренней и внешней политики испанского двора. Учащиеся учатся переносить ранее полученные знания на изучение нового материала, сравнивать, анализировать, участвовать в эвристической беседе, работать с документом, участвовать в дискуссии, решать проблемные задания, делать выводы.
Тип урока: комбинированный урок с элементами лабораторной работы.
Оборудование: Учебник, §11. Карты «Испания в 16 – первой половине 17 вв.» «Экономическая карта Испании в 16 веке»,  «Англо-испанская борьба в 16-17 вв.».
Образовательное пространство расширяется за счет чтения художественной и научно-популярной литературы: М. Сервантес. Дон Кихот Ламанческий.
Основные понятия и термины: кортесы, комунерос, аутодафе.
Методы обучения: Проблемный или частично поисковый метод.
Проблемное задание: Согласны ли вы со следующим высказыванием: «История Испании XVI—XVII веков — судьба державы, пережившей крах, не потерпев поражения на поле брани, но рухнувшей под влиянием непомерных амбиций, основывавшихся на таком ненадежном фундаменте, как доходы от американского золота и серебра».

Ход урока

       I.       Организационный момент.

    II.       Актуализация опорных знаний.
Беседа по вопросам:
1. Что такое реконкиста и когда она завершилась?
2. В каком году Колумб открыл Америку?
3. Кто такие конкистадоры? Какова их роль в истории?
Работа с понятием «абсолютная монархия».
1.      Кому принадлежала верховная власть в стране?
2.      Кому принадлежала власть на местах?
3.      Кто утверждал налоги?
4.      Кто издавал законы?
5.      Как собиралась армия?

 III.       Изучение нового материала.
1.      Испанский абсолютизм.
Работа с картой:
1.      Назвать государства, граничащие с Испанией.
2.      Назвать колонии, принадлежащие Испании.
3.      Назвать территории, которыми владела Испания.
Работа с учебником (стр. 93-97). Оформление опорного конспекта «Характерные черты испанской абсолютной монархии». Работа  с понятием «кортесы». Предлагаем ребятам сравнить абсолютизм во Франции и Испании и сделать выводы.



2.      Внутренняя и внешняя политика испанского двора.
Сравниваем экономические карты Франции и Испании 16 века. Необходимо дать характеристику проводимой внутренней политики Карла V и Филиппа II.
Восстание комунерос предлагаем учащимся охарактеризовать по плану изучения восстаний. Работа с понятиями «инквизиция» и «аутодафе». Рассматривается и анализируется следующий документ.

Отрывки из отчета о  приговоренных к смертной казни

"Во-первых: Орбиан, фламандец ... по профессии переплетчик, 30 лет. Он сжег несколько картин с изображением Господа нашего Иисуса Христа и других святых и вообще придерживался учения Лютера, считая его хорошим. Он, кроме того, осмелился учить других. Он показал себя упрямым, а потому был проклят и передан представителям светского суда для сжигания заживо с конфискацией его имущества, движимого и недвижимого.
Во-вторых: Хуана де Перес, португалка ... Она придерживалась иудейской веры и хранила ее долгие годы, соблюдая все предписания и церемоний тем самым соблазняла др. Она исповедала и примирилась с церковью. Она наказывается отлучением и пожизненным заключением. Ее движимое и недвижимое имущество конфискуется.
В-тринадцати: Хуан Коринео - Морисками. Хотел уехать в Берберию. Наказывается ста ударами розг.
В-тридцать вторых: Андрес Консено, крестьянин, говорил, что перед священниками не следует исповедоваться в тяжелых грехах, ибо они такие люди как он. Он должен покаяться и получить сто ударов розгами.
Посудите:
1.      Кто оказывался перед судом инквизиции?
2.      За что людей судили?
3.      Справедливыми были наказания?

В вопросе внешней политики обращаем особое внимание восьмиклассников на отношения Испании с Англией и Нидерландами.


  IV.            Закрепление изученного материала.
В заключительной части урока учащиеся предъявляют результаты своей познавательной деятельности при решении проблемного задания.

     V.            Домашнее задание.
 § 11.





владения Габсбургов


дворец Эскориал


герб испанского короля Филиппа II




Комментариев нет:

Отправить комментарий