Урок
10 ИСПАНИЯ
Испания на рубеже XV-XVI столетий. Правление Карла V. Филипп II. Упадок Испании.
Тема
урока:
Цель урока: Ознакомить
восьмиклассников с процессом формирования колониальной империи в Испании. Выяснить особенности
внутренней и внешней политики испанского двора. Учащиеся учатся переносить
ранее полученные знания на изучение нового материала, сравнивать,
анализировать, участвовать в эвристической беседе, работать с документом,
участвовать в дискуссии, решать проблемные задания, делать выводы.
Тип урока: комбинированный
урок с элементами лабораторной работы.
Оборудование:
Учебник, §11. Карты «Испания в 16 – первой половине 17 вв.» «Экономическая
карта Испании в 16 веке», «Англо-испанская борьба в 16-17 вв.».
Образовательное пространство расширяется за счет
чтения художественной и научно-популярной литературы: М. Сервантес. Дон Кихот Ламанческий.
Основные
понятия и термины: кортесы, комунерос, аутодафе.
Методы
обучения: Проблемный или частично поисковый метод.
Проблемное задание: Согласны ли вы со следующим
высказыванием: «История Испании XVI—XVII веков — судьба державы,
пережившей крах, не потерпев поражения на поле брани, но рухнувшей под влиянием
непомерных амбиций, основывавшихся на таком ненадежном фундаменте, как доходы
от американского золота и серебра».
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний.
Беседа по вопросам:
1.
Что такое реконкиста и когда она завершилась?
2.
В каком году Колумб открыл Америку?
3.
Кто такие конкистадоры? Какова их роль в истории?
Работа с понятием «абсолютная монархия».
1.
Кому принадлежала верховная власть в стране?
2.
Кому принадлежала власть на местах?
3.
Кто утверждал налоги?
4.
Кто издавал законы?
5.
Как собиралась армия?
III.
Изучение
нового материала.
1.
Испанский
абсолютизм.
Работа с картой:
1.
Назвать государства, граничащие с Испанией.
2.
Назвать колонии, принадлежащие Испании.
3.
Назвать территории, которыми владела Испания.
Работа с учебником (стр. 93-97). Оформление
опорного конспекта «Характерные черты испанской абсолютной монархии». Работа с понятием «кортесы». Предлагаем ребятам
сравнить абсолютизм во Франции и Испании и сделать выводы.
2.
Внутренняя
и внешняя политика испанского двора.
Сравниваем экономические карты Франции и Испании 16
века. Необходимо дать характеристику проводимой внутренней политики Карла V и Филиппа II.
Восстание комунерос предлагаем учащимся
охарактеризовать по плану изучения восстаний. Работа с понятиями «инквизиция» и
«аутодафе». Рассматривается и анализируется следующий документ.
Отрывки из отчета
о приговоренных к смертной казни
"Во-первых: Орбиан, фламандец ... по
профессии переплетчик, 30 лет. Он сжег несколько картин с изображением Господа
нашего Иисуса Христа и других святых и вообще придерживался учения Лютера,
считая его хорошим. Он, кроме того, осмелился учить других. Он показал себя
упрямым, а потому был проклят и передан представителям светского суда для
сжигания заживо с конфискацией его имущества, движимого и недвижимого.
Во-вторых: Хуана де Перес, португалка ... Она
придерживалась иудейской веры и хранила ее долгие годы, соблюдая все
предписания и церемоний тем самым соблазняла др. Она исповедала и примирилась с
церковью. Она наказывается отлучением и пожизненным заключением. Ее движимое и
недвижимое имущество конфискуется.
В-тринадцати: Хуан Коринео - Морисками. Хотел
уехать в Берберию. Наказывается ста ударами розг.
В-тридцать вторых: Андрес Консено, крестьянин,
говорил, что перед священниками не следует исповедоваться в тяжелых грехах, ибо
они такие люди как он. Он должен покаяться и получить сто ударов розгами.
Посудите:
1. Кто
оказывался перед судом инквизиции?
2. За что людей
судили?
3. Справедливыми были
наказания?
В вопросе внешней политики обращаем особое внимание
восьмиклассников на отношения Испании с Англией и Нидерландами.
IV.
Закрепление
изученного материала.
В заключительной части урока учащиеся предъявляют
результаты своей познавательной деятельности при решении проблемного задания.
V.
Домашнее
задание.
§ 11.
владения Габсбургов |
дворец Эскориал |
герб испанского короля Филиппа II |
Комментариев нет:
Отправить комментарий