понедельник, 20 июля 2015 г.




Урок 18 ЗАРОЖДЕНИЕ НОВОЙ КУЛЬТУРЫ

Итальянские гуманисты. Гуманисты за Альпами. Появление утопий. Политические теории


Тема урока: ВЫСОКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ.


Цель урока: Учащиеся осваивают алгоритм логических операций осмысления теоретического материала: обобщая и систематизируя исторические знания, делают выводы о взаимосвязи в развитии духовной и материальной культуры; приобретают опыт установления преемственных связей между культурами различных эпох (античность — Возрождение).
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование: Учебник, §6, §16 (до стр. 130).
Образовательное пространство расширяется за счет художественной и научно-популярной литературы: Л. Любимов. Искусство Западной Европы; Небо не слишком высоко.   
Основные понятия и термины: Античность, Возрождение (Ренессанс), гуманизм, философия, аскетизм, культура, искусство, культурное наследие, утопия, роман, драматург, сонет, мадригал, опера.
Методы обучения: Иллюстративно-репродуктивный, частично поисковый методы.
Проблемное задание: Эпоха Возрождения знает много примеров того, как простой люд с неподдельным интересом следил за рождением живописных шедевров, а потом с ликованием носил их по улицам города, с глубоким волнением наблюдал за постройкой нового дворца или возведением грандиозного купола собора. Многие правители итальянских городов и даже папы являлись крупнейшими знатоками искусства и собирателями уникальных художественных коллекций. Являются ли эти факты свидетельством того, что искусство стало неотъемлемой частью жизни общества эпохи Возрождения? Как вам кажется, сохранилась (утрачена, изменилась) эта традиция в наше время? Каким, по-вашему, должно быть отношение современного человека к культурному наследию?

Ход урока

       I.       Организационный момент.

    II.       Актуализация опорных знаний.
Данные уроки открывают раздел, посвященный изучению вопросов художественной культуры Европы эпохи Возрождения. Учитывая объем и степень сложности этого материала, целесообразно не проводить опрос учащихся. В хорошо подготовленном классе, где ученики имеют опыт коллективных обсуждений, учитель может начать занятие краткой вводной беседой. Учитель предлагает поразмышлять о социальной роли искусства, используя вопросы: что можно сказать об обществе, которое заботится о приумножении культурных богатств, завещанных предшественниками, и об обществе, которое, наоборот, разбазаривает, а то и вовсе уничтожает их? Какие обстоятельства могут способствовать (мешать) процветанию искусств? Что побуждает людей иногда жертвовать очень многим ради создания или сохранения произведений культуры?
Желательно, чтобы учащиеся, высказывая свои мнения об отношении общества к культурному наследию в разные исторические периоды, вспомнили исторические факты, поясняющие и дополняющие их ответы. Беседа способствует осознанию школьниками культуры как своеобразной памяти человечества. Уважение к культурному наследию, забота о его сохранении — признак полноценного и гармоничного общества, свидетельство нравственного здоровья нации.
Объявляя тему урока, учитель отмечает, что Возрождение — одна из наиболее ярких и драматичных страниц истории человечества. Эпоха титанов обогатила мировую культуру выдающимися памятниками — свидетелями времени. Вдумчивому и внимательному собеседнику эти памятники могут многое «рассказать» о своем времени и его творцах, если вступить с ними в диалог.

 III.       Изучение нового материала.
1.      Высокое Возрождение: античное наследие и «диалог культур».  «...Небо не слишком высоко». Философия гуманизма.
Какие события подготовили эпоху Возрождения? Важно обратить внимание на экономико-политическую обусловленность грандиозного переворота, который совершался в философии и искусстве. Ученики, несомненно, назовут развитие производства, увеличение числа разнообразных мануфактур, появление торговых союзов, расширение торговых и культурных связей, чему в немалой степени способствовали Великие географические открытия.
Почему родиной Ренессанса стала Италия? Обсуждение вопроса важно для понимания преемственности в развитии художественной культуры. Учитель обобщает ответы, подчеркивая, что не только интенсивное развитие буржуазных отношений, богатые банки, обширные торговые связи способствовали формированию культуры Возрождения. Сыграла свою роль и историческая судьба античного наследия. Данте писал: «Развалины стен Рима заслуживают почитания, и земля, на которой стоит город, священнее, чем думают люди». Именно в период раннего Возрождения образованная итальянская знать, правители городов и папы всячески поощряли поиски и изучение памятников античности. К этому времени восходит судьба первых частных музеев, открытых для посещения публикой (в 1471 г. коллекция античных произведений, принадлежащая папе римскому, была выставлена для обозрения всех желающих). Можно воспользоваться отрывком из книги Л. Любимова «Искусство Западной Европы»:
Итальянские гуманисты открывали мир классической древности, разыскивали в забытых книгохранилищах творения древних авторов и кропотливым трудом очищали их от искажений, внесенных средневековыми монахами. Поиски их были отмечены пламенным энтузиазмом. Когда перед Петраркой, которого принято считать первым гуманистом, вырисовывался в пути силуэт монастыря, он буквально дрожал от мысли, что там, может быть, находится какая-нибудь классическая рукопись. Другие откапывали обломки колонн, статуй, барельефы, монеты. Отвлеченная красота византийской иконы меркла перед теплой, живой красотой мраморной Венеры, на радость всей Флоренции или всего Рима извлеченной из земли, где она пролежала более тысячи лет. «Я воскрешаю мертвых»,- говорил один из итальянских гуманистов, посвятивший себя археологии (М., 1982. — С. 117).
В беседе учитель еще раз обращает внимание класса на то, что эпоха Возрождения — замечательный пример «воскрешения из небытия» огромного пласта античной культуры, ставшего источником вдохновения для творцов искусства Нового времени. Благодаря образованности гуманистов современное человечество получило возможность прикоснуться к истокам античной цивилизации, участвовать в «диалоге культур». В свою очередь, культура Ренессанса будет питать творческие поиски последующих поколений, связывая воедино прошлое и настоящее. Целесообразно назвать (или, если есть возможность, показать в слайдах) памятники античной культуры, возвращенные человечеству в эпоху Возрождения. Можно здесь же упомянуть папу Юлия II (1503-1513), который  вошел в историю не только как один из наиболее воинственных пап, но и как щедрый (хотя и деспотичный) меценат искусства. В 1506 году было начато строительство нового собора св. Петра в соответствии с планами архитектора Донато Браманте (1444—1514). В 1512 году были открыты для обозрения фрески в Сикстинской капелле, которые считаются вершиной творчества гениального Микеланджело Буонарроти (1475—1564). Этот же художник был создателем незаконченного надгробия Юлия II и прекрасного купола, венчающего Ватиканский собор. В 1508—1512 годах апартаменты Ватиканского папского дворца украшает еще один знаменитый художник, Рафаэль Санти (1483—1520) (станцы Рафаэля). (Знакомство с этими шедеврами эпохи Возрождения предстоит на следующих уроках). Папа  Юлий II был одним из первых, кто открыл художественные коллекции своих дворцов для публики, таким образом, распространяя знания об истории искусства и культуры.
Логично завершить беседу обсуждением.
Кто такие гуманисты? Какими они видели мир и человека? Ответы учащихся о взглядах гуманистов дополняются новыми сведениями (в объеме учебника, стр. 52-54). В ходе беседы вполне уместны уточняющие вопросы: какие слои населения и почему приветствовали взгляды гуманистов? Как изменилась жизнь людей в эпоху Возрождения?

2.      Гуманист из Роттердама. Первые утопии.
Учитывая большой объем материала обсуждения произведений Э. Роттердамского, У. Шекспира, М. Сервантеса, а так же творчество Т. Мора и Ф. Рабле рекомендуется дать обзорно. На урок целесообразно отобрать небольшие, яркие, «ключевые» фрагменты произведений, которые ученики слушают, читают (в книге или хрестоматии), работают с распечатанными текстами (либо с текстом, воспроизведенным на экране; возможно использование аудиозаписей), возможно так же использование материала учебника (стр. 55-57), комментируют, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение, обмениваются впечатлениями.
·        Мир литературы Ренессанса для восьмиклассников открывается книгой Эразма Роттердамского «Похвала глупости». Учитель указывает, что произведение было завершено в 1508 г., после возвращения автора из Италии и посвящена знаменитому гуманисту, своему лучшему другу, Томасу Мору. Чтобы узнать, что же хотел сказать автор современникам, предложим ученикам прочесть фрагменты  глав и ответить на вопросы: кто является главным персонажем произведения? Как строится повествование? Почему автор выбирает подобную форму? Назовите спутников Глупости. Суммируя мнения, учитель может подчеркнуть, что автор прибегнул к помощи сатиры, показывая пороки своих современников в зеркале смеха. Но, как доказало время, произведение не менее интересно и далеким потомкам. Чем может привлекать книга современного читателя?

·        Характеристику  романа «Золотая книга, столь же полезная, как и приятная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия» и личности Томаса Мора учитель может провести основываясь на текст учебника (стр. 55-56). Обсуждение позволит учащимся выделить то, что роман был создан автором под влиянием гнетущей действительности и выражает его сострадание тысячам людей, лишенным крова. Ученики вспомнят исторический контекст — развитие капиталистических отношений в Англии, сопровождавшееся огораживанием и повсеместным сгоном крестьян с земли («Ваши овцы … обычно такие кроткие, довольные очень немногим, теперь, говорят, стали такими прожорливыми и неукротимыми, что поедают даже людей, разоряют и опустошают поля, дома и города ...»). Эти фрагменты несут на себе яркий отпечаток того времени. В других моментах они увидят истинно гуманистические мечты писателя о совершенном общественном устройстве, взаимоотношениях людей, которые и сегодня звучат очень современно. Стоит указать школьникам, что название романа стало нарицательным — утопиями называют произведения, описывающие некое идеальное устройство жизни. Может быть, они вспомнят другие известные им произведения (в том числе и современные), относящиеся к этому жанру, например: Томмазо Кампанелла «Город солнца», Герберт Уэллс «Люди как боги», И. А. Ефремов «Туманность Андромеды», А. Лукьянов «Чёрная пешка».

·        Знакомство с сатирическим романом Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» можно предварить коротким комментарием. Автор работал над произведением около 20 лет. Герои романа — добрые короли-великаны, часто встречающиеся в народных сказаниях. Возможно, эти образы фантазии Рабле «подсказала» роспись Сикстинской капеллы (вне всякого сомнения, писатель видел ее), с той лишь разницей, что образы Микеланджело титаничны, а персонажи Рабле гротескны (работа с понятиями).
Почти все проблемы, волновавшие современников, так или иначе, нашли воплощение в книге: воспитание и образование, войны и политика, религиозные предрассудки и роль женщины в обществе, идеальное общественное устройство и взаимоотношения различных слоев населения. В свойственной ему манере Рабле жестко высмеивает отжившие феодальные порядки и традиции.
Но Рабле не мог ограничиться только критикой того, что не устраивало его в реальной жизни. Особое место в книге занимают образы умного, дерзкого и циничного пройдохи Панурга, брата Жана — заступника обиженных, доброго и смелого человека, и, наконец, самого Гаргантюа. Именно Гаргантюа, центральный и самый любимый персонаж Рабле, воплощает идеал мудрого, справедливого, гуманного правителя, такого, каким хотели видеть государя гуманисты.

·        Среди писателей и поэтов Возрождения имя Уильяма Шекспира знакомо восьмиклассникам лучше других. Возможно, некоторые видели экранизацию его произведений, знают их содержание. Для обсуждения на уроке учитель выберет одну или несколько трагедий (фрагменты из них), исходя из возможностей класса, степени подготовленности учеников. Например, из «Гамлета» для работы на уроке учащимся можно предложить отрывок, рисующий историческую эпоху.
                                      Король,
Чей образ только что предстал пред нами,
Как вам известно, вызван был на бой
Властителем норвежцев Фортинбрасом.
В бою осилил храбрый Гамлет наш,
Таким и слывший в просвещенном мире.
Противник пал. Имелся договор,
Скрепленный с соблюденьем правил чести,
Что вместе с жизнью должен Фортинбрас
Оставить победителю и земли,
В обмен на что и с нашей стороны
Пошли в залог обширные владенья,
И ими завладел бы Фортинбрас,
Возьми он верх. По тем же основаньям
Его земля по названной статье
Вся Гамлету досталась. Дальше вот что.
Его наследник, младший Фортинбрас,
В избытке прирожденного задора
Набрал по всей Норвегии отряд
За хлеб готовых в бой головорезов.
Приготовлений видимая цель,
Как это подтверждают донесенья,—
Насильственно, с оружием в руках,
Отбить отцом утраченные земли.
Вот тут-то, полагаю, и лежит
Важнейшая причина наших сборов,
Источник беспокойства и предлог
К сумятице и сутолоке в крае.
(Горацио)
Вместе с тем гораздо важнее сосредоточить внимание на тех проблемах, которые тревожат нас и сегодня. Прочтем вместе с учениками отрывки, послушаем, о чем говорят герои трагедии, и предложим подумать: с мнением кого из героев вы согласитесь? Кому вы хотели бы возразить? Какие мысли показались созвучны вашим собственным размышлениям?
Рост жизни не в одном развитье мышц.
По мере роста тела в нем, как в храме,
Растет служенье духа и ума.
(Лаэрт)
                                     Что значит человек,
Когда его заветные желанья —
Еда да сон? Животное — и все.
Наверно, тот, кто создал нас с понятьем
О будущем и прошлом, дивный дар
Вложил не с тем, чтоб разум гнил без пользы.
(Гамлет)
Быть или не быть, вот в чем вопрос. Достойно ль
Смиряться под ударами судьбы,
Иль надо оказать сопротивленье
И в смертной схватке с целым морем бед
Покончить с ними? Умереть. Забыться.
И знать, что этим обрываешь цепь
Сердечных мук и тысячи лишений,
Присущих телу. Это ли не цель
Желанная? Скончаться. Сном забыться.
Уснуть... и видеть сны? Вот и ответ.
Какие сны в том смертном сне приснятся,
Когда покров земного чувства снят?
Вот в чем разгадка. Вот что удлиняет
Несчастьям нашим жизнь на столько лет.
А то кто снес бы униженья века,
Неправду угнетателя, вельмож
Заносчивость, отринутое чувство,
Нескорый суд и более всего
Насмешки недостойных над достойным,
Когда как просто сводит все концы
Удар кинжала! Кто бы согласился,
Кряхтя, под ношей жизненной плестись,
Когда бы неизвестность после смерти,
Боязнь страны, откуда ни один
Не возвращался, не склоняла воли
Мириться лучше со знакомым злом,
Чем бегством к незнакомому стремиться!
Так всех нас в трусов превращает мысль
И вянет, как цветок, решимость наша
В бесплодье умственного тупика.
(Гамлет)
И я на клятвы не скупился, помню.
Нет, эти вспышки не дают тепла,
Слепят на миг и гаснут в обещанье.
Не принимай их, дочка, за огонь.
Будь поскупей на будущее время.
Пускай твоей беседой дорожат.
Не торопись навстречу, только кликнут.
А Гамлету верь только в том одном,
Что молод он и меньше в повеленье
Стеснен, чем ты; точней — совсем не верь.
А клятвам и подавно. Клятвы — лгуньи.
Не то они, чем кажутся извне.
Они, как опытные надувалы,
Нарочно дышат кротостью святош,
Чтоб обойти тем легче.
(Полоний)
Удушлив смрад злодейства моего.
На мне печать древнейшего проклятья:
Убийство брата. Жаждою горю,
Всем сердцем рвусь, но не могу молиться.
Помилованья нет такой вине.
Как человек с колеблющейся целью,
Не знаю, что начать, и ничего
Не делаю. Когда бы кровью брата
Был весь покрыт я, разве и тогда
Омыть не в силах небо эти руки?
Что делала бы благость без злодейств?
Зачем бы нужно было милосердье?
Мы молимся, чтоб бог нам не дал пасть
Иль вызволил из глубины паденья.
Отчаиваться рано. Выше взор!
Я пал, чтоб встать. Какими же словами
Молиться тут? «Прости убийство мне»?
Нет, так нельзя. Я не вернул добычи.
При мне все то, зачем я убивал:
Моя корона, край и королева.
За что прощать того, кто тверд в грехе?
У нас нередко дело заминает
Преступник горстью золота в руке,
И самые плоды его злодейства
Есть откуп от законности. Не то
Там, наверху. Там в подлинности голой
Лежат деянья наши без прикрас,
И мы должны на очной ставке с прошлым
Держать ответ. Так что же? Как мне быть?
Покаяться? Раскаянье всесильно.
Но что, когда и каяться нельзя!
Мучение! О грудь, чернее смерти!
О лужа, где, барахтаясь, душа
Все глубже вязнет!
(Король)
Какое чудо природы человек! Как благородно рассуждает! С какими безграничными способностями! Как точен и поразителен по складу и движеньям! Поступками как близок к ангелам! Почти равен богу — разуменьем! Красота вселенной! Венец всего живущего!
(Гамлет)
Придать беседе о «вечных» ценностях более личностный характер, вызвать сильный эмоциональный отклик помогут лирические стихотворения Шекспира. Глубокий и прекрасный мир человеческих чувств раскрывается перед читателем в цикле из 154 сонетов. Одни воспевают дружбу с замечательным юношей, другие повествуют о пылкой и мучительной любви к прекрасной черноокой женщине; в некоторых стихах лирический герой произносит страстные монологи о лицемерии и жестокости общества.
Знакомство с сонетами дает возможность немного поговорить об особенностях поэзии. Стоит напомнить, что сонет — форма стихотворения из 14 строк — возник в Италии в XIII в. и стал особенно популярен в эпоху Возрождения. Обратим внимание учеников на то, что строки сгруппированы особым образом: четыре — четыре — четыре-две. В чем смысл такого построения произведения? Перечитывая текст, ученики, вероятно, заметят, что последние строки носят характер философского обобщения (их было бы интересно прокомментировать). В контексте разговора уместно отметить и музыкальность сонетов (не случайно многие из них привлекали композиторов). Если позволяет время, можно сказать несколько слов об искусстве перевода, о том, насколько трудно искать в другом языке стихотворные эквиваленты, стараясь передать не только смысл, но и звучание оригинала, образный, ассоциативный строй произведения. Мы имеем возможность читать сонеты Шекспира в удивительном переводе С. Я. Маршака.
Эту часть занятия лучше организовать в форме урока-концерта, во время которого сонеты прозвучат в исполнении учителя или учеников. Рекомендуется послушать записи чтецов или певцов. Для обсуждения в классе могут быть использованы тексты, приведенные ниже, или любые другие, по выбору учителя (учеников).
87 
Прощай! Тебя удерживать не смею.
Я дорого ценю любовь твою. 
Мне не по средствам то, чем я владею, 
И я залог покорно отдаю. 
 
Я, как подарком, пользуюсь любовью. 
Заслугами не куплена она. 
И, значит, добровольное условье 
По прихоти нарушить ты вольна.
  
Дарила ты, цены не зная кладу 
Или не зная, может быть, меня.
И не по праву взятую награду 
Я сохранял до нынешнего дня.
  
Был королем я только в сновиденье. 
Меня лишало трона пробужденье.
  
90 
Уж если ты разлюбишь,— так теперь, 
Теперь, когда весь мир со мной в раздоре. 
Будь самой горькой из моих потерь, 
Но только не последней каплей горя!
  
И если скорбь дано мне превозмочь, 
Не наноси удара из засады. 
Пусть бурная не разрешится ночь
Дождливым утром — утром без отрады.
  
Оставь меня, но не в последний миг, 
Когда от мелких бед я ослабею, 
Оставь сейчас, чтоб сразу я постиг, 
Что это горе всех невзгод больнее.
  
Что нет невзгод, а есть одна беда — 
Твоей любви лишиться навсегда.
  
102 
Люблю, —но реже говорю об этом, 
Люблю нежней, —но не для многих глаз. 
Торгует чувством тот, кто перед светом 
Всю душу выставляет напоказ.
 
Тебя встречал я песней, как приветом, 
Когда любовь нова была для нас. 
Так соловей гремит в полночный час 
Весной, но флейту забывает летом.
  
Ночь не лишится прелести своей, 
Когда его умолкнут излиянья. 
Но музыка, звуча со всех ветвей, 
Обычной став, теряет обаянье.
  
И я умолк, подобно соловью: 
Свое пропел и больше не пою.
  
130 
Ее глаза на звезды не похожи, 
Нельзя уста кораллами назвать, 
Не белоснежна плеч открытых кожа, 
И черной проволокой вьется прядь.
  
С дамасской розой, алой или белой, 
Нельзя сравнить оттенок этих щек.
А тело пахнет так, как пахнет тело, 
А не фиалки нежной лепесток.
  
Ты не найдешь в ней совершенства линий, 
Особенного света на челе. 
Не знаю я, как шествуют богини, 
Но милая ступает по земле.
  
И все ж она уступит тем едва ли, 
Кого в сравненьях пышных оболгали.
  
133 
Будь проклята душа, что истерзала 
Меня и друга прихотью измен. 
Терзать меня тебе казалось мало,— 
Мой лучший друг захвачен в тот же плен.
  
Жестокая, меня недобрым глазом 
Ты навсегда лишила трех сердец: 
Теряя волю, я утратил разом 
Тебя, себя и друга, наконец.
  
Но друга ты избавь от рабской доли 
И прикажи, чтоб я его стерег. 
Я буду стражем, находясь в неволе, 
И сердце за него отдам в залог.
  
Мольба напрасна. Ты — моя темница, 
И все мое со мной должно томиться.
  
146 
Моя душа, ядро земли греховной, 
Мятежным силам отдаваясь в плен, 
Ты изнываешь от нужды духовной 
И тратишься на роспись внешних стен.
 
Недолгий гость, зачем такие средства 
Расходуешь на свой наемный дом? 
Чтобы слепым червям отдать в наследство 
Имущество, добытое трудом?
  
Расти, душа, и насыщайся вволю, 
Копи свой клад за счет бегущих дней 
И, лучшую приобретая долю, 
Живи богаче, внешне победне́й.
  
Над смертью властвуй в жизни быстротечной, 
И смерть умрет, а ты пребудешь вечно.
  
66 
Зову я смерть. Мне видеть невтерпеж 
Достоинство, что просит подаянья, 
Над простотой глумящуюся ложь, 
Ничтожество в роскошном одеянье,
  
И совершенству ложный приговор, 
И девственность, поруганную грубо, 
И неуместной почести позор, 
И мощь в плену у немощи беззубой,
  
И прямоту, что глупостью слывет, 
И глупость в маске мудреца, пророка, 
И вдохновения зажатый рот, 
И праведность на службе у порока.
  
Все мерзостно, что вижу я вокруг, 
Но как тебя покинуть, милый друг! 
·        Роман Сервантеса «Дон Кихот», одно из наиболее ярких произведений Возрождения, воплощает противоречия самой эпохи. Роман был опубликован в 1605 г. и на первый взгляд продолжал традицию «рыцарского романа», чрезвычайно распространенного и популярного жанра. Однако его появление сильно озадачило читателя (пускай учащиеся выскажут предположения – почему?) Сервантес в своём романе “Дон Кихот” изображает жизнь Испании классического периода её культуры, в нём воплотились свойственные испанскому характеру благородство, жёсткая ирония, мечтательность и суровый реализм. Эта книга дорога и понятна всем народам, что не часто случается с художественными произведениями. Сервантес устами “безумного рыцаря” высказывает демократические идеи, способные облагородить его время. Стремясь защитить слабых и обездоленных, Дон Кихот проявляет великодушие и мудрость.
Роман во многом представляет собою итог личной жизни Сервантеса, полной героических стремлений и катастрофических неудач (мужественный солдат, отличившийся в бою, затем раб у алжирского паши, совершивший 4 неудачных побега, но в конце выкупленный миссионерами, агент по закупкам провианта, сборщик недоимок, трижды попадающий в тюрьму. Эта книга пережила века. (Почему?)
Обсуждение поможет ученикам понять, что странности поведения и смешные на первый взгляд поступки не могут скрыть мужество, благородство, возвышенную душу Рыцаря Печального Образа, считающего, что его истинное предназначение — «помогать слабым, мстить за угнетенных и карать низость». Стремление героя помочь тем, кто несчастен, непоколебимая вера в свои силы роднит Дон Кихота с героями Возрождения. Важно подчеркнуть, что образ Дон Кихота со временем приобрел символическое значение; мы и сегодня прибегаем к образу этого литературного героя. Предложите учащимся вопросы для обсуждения: можете ли вы назвать ситуации, в которых обычно вспоминают Дон Кихота? Что означает выражение «донкихотство»? Поясните, как вы понимаете выражение «бороться с ветряными мельницами». Что оно означает и в каких ситуациях используется?

6. Музыкальное искусство Западной Европы в эпоху Возрождения.
Беседа о развитии музыкальной культуры в эпоху Возрождения проводится в объеме материала, предоставляемого учителем, либо, как сообщение одного из  учащихся. Чтобы создать у восьмиклассников более образное представление, можно предложить им рассмотреть изображения сцен музицирования в произведениях художников Возрождения: Караваджо «Лютнист», «Музыканты»; Мастер Женских Полуфигур (Неизвестный нидерландский живописец) «Музыкантши», Геррит ван Хонтхорст «Концерт», «Молодая женщина, играющая на виоле да гамба» и др. работы.
Работа с понятиями «мадригал» и «опера».

  IV.            Закрепление изученного материала.
Используя добытые знания, собственные впечатления от знакомства с памятниками культуры эпохи Возрождения, попросим учащихся высказать суждения о том, насколько, с нашей точки зрения, современны (или безнадежно устарели) мысли, высказанные гуманистами.

     V.            Домашнее задание.

§6, §16 (до стр. 130). Почему произведение Макиавелли «Государь» нельзя считать утопией? Ответ обоснуйте.

Эразм Роттердамский. Похвала глупости. (1509)
  ГЛАВА I
Пусть грубые смертные толкуют обо мне, как им угодно, – мне ведомо, на каком худом счету Глупость даже у глупейших, – все же я дерзаю утверждать, что мое божественное присутствие, и только оно одно, веселит богов и  людей. Наилучшее тому доказательство – перед вами: едва взошла я на кафедру в этом многолюдном собрании, как все лица просияли небывалым, необычайным весельем, все  подались вперед и  повсеместно раздался  радостный, ликующий смех…
… В то время как  даже великие  риторы  лишь  при   помощи  длинной,  старательно  обдуманной  речи понуждают вас  стряхнуть  с души тяжелые  заботы,  я  достигла  этого сразу, единым моим появлением.

ГЛАВА III

… Кому, однако,  как не Глупости,  больше подобает  явиться трубачом  собственной славы и самой себе  подыгрывать на  флейте? Кто  может лучше изобразить меня, нежели я сама? Разве что  тот, кому я известна ближе, нежели  себе  самой!
… Наконец, я применяю на деле народную пословицу, гласящую: "Сам  выхваляйся,  коли  люди  не  хвалят".  Не знаю, чему  дивиться  – лености  или неблагодарности  смертных:  хотя все они меня  усердно  чтут  и охотно пользуются моими благодеяниями, никто, однако, в продолжение стольких веков не удосужился воздать в  благодарственной речи похвалу Глупости, …

ГЛАВА IV

…  Мне  же всегда  особенно  приятно было говорить  то, что в голову взбредет.

ГЛАВА V

… Нет во мне никакого притворства, и я не стараюсь изобразить на  лбу своем то, чего нет у  меня в сердце. Всегда и всюду я неизменна, так что  не  могут скрыть меня даже  те, кто изо  всех сил старается  присвоить себе личину  и титул мудрости…

ГЛАВЫ VIII - IX

… меня питали … две прелестные нимфы – Опьянение и Невоспитанность… Обеих вы видите в толпе  моих  спутниц … А если вам угодно знать  имена всех прочих я назову их не  иначе, как по-гречески.
…  Та, что улыбается одними  глазами и  плещет  в ладоши,  носит имя  Колакии1. А эта, полусонная, словно дремлющая, зовется  Летой2.  Эта, что сидит со сложенными руками,  опершись на локти, – Мисопония3. Эта, увитая розами и опрысканная благовониями, – Гедонэ4. Эта, с беспокойно блуждающим взором,  называется Анойя5.  Эта, с лоснящейся кожей и раскормленным телом, носит имя Трифэ6. Взгляните еще на этих двух богов,    замешавшихся   в   девичий    хоровод:   одного   из   них   зовут Комос7,  а другого – Негретос Гипнос8. С помощью этих верных слуг я подчиняю своей власти  весь род людской, отдаю повеления самим императорам.
 
1 Колакия – Лесть (греч.).
2 Лета – Забвение (греч.).
3 Мисопония – Лень (греч.).
4 Гедопэ  – Наслаждение (греч.).
5 Анойя  – Безумие (греч.).
6 Трифэ  – Чревоугодие (греч.).
7 Комос – Разгул (греч.).
8 Негретос Гипнос  –  Непробудный сон (греч.).

Нил со своими 16 детьми


Лаокоон и его сыновья

Гермес Бельведерский


Геркулес

Аполлон Бельведерский















Женщина, играющая на музыкальном инструменте


Веселый скрипач



Караваджо. Музыканты

Музыкантши


молодая женщина, играющая на виоле да гамба


Лютнист


Концерт


                                   



Комментариев нет:

Отправить комментарий