среда, 22 июля 2015 г.

Урок 26 ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ

Истоки и содержание Просвещения. Французское Просвещение. Влияние Просвещения на общество. Литература и искусство. Изменения в повседневной жизни.

Тема урока: ВЕК ПРОСВЕЩЕНИЯ. СТРЕМЛЕНИЕ К ЦАРСТВУ РАЗУМА


Цель урока: Учащиеся получают знания об основных идеях просветителей, о предлагавшихся ими моделях общества; углубляют представления о гражданском обществе и правовом государстве; усваивают смысл тезиса: «Источником власти является народ»; умеют объяснить влияние идеологии просветителей на развитие общества; понимают, что идеи Просвещения являются мировоззрением развивающейся буржуазии.
Так же учащиеся узнают, что XVIII столетие — яркая страница истории мировой культуры.
Тип урока: комбинированный урок.
Оборудование: Учебник, §22.
Образовательное пространство расширяется за счет чтения художественной и научно-популярной литературы: Ю. Соколов. Осадная башня штурмующих небо.
С. Д.Артамонов. Вольтер и его век. Иллюстрации: портреты деятелей Просвещения.
Основные понятия и термины: эпоха Просвещения, разделение властей.
Методы обучения: Иллюстративно-репродуктивный, частично поисковый методы.
Проблемные задания:
1.      Подумайте, что было нового во взглядах французских просветителей по сравнению с взглядами гуманистов XV—XVI вв.
2.      В комедии Бомарше «Севильский цирюльник» есть диалог: «Розина. Вечно вы браните наш бедный век. Бартоло. Прошу простить мою дерзость, но что он дал нам такого, за что мы могли бы его восхвалять?» Как бы вы ответили персонажу комедии: что оставил в наследство человечеству век Просвещения?
3.      В разные моменты своей жизни человек может обращаться к произведениям искусства других эпох, пытаясь найти в них ответы на вопросы, которые важны для него сегодня. И тогда творцы искусства становятся его современниками. Кого из деятелей культуры Просвещения вы мог ли бы назвать своим современником? В каких жизненных ситуациях произведения XVIII в. могут оказаться необходимыми сегодня?

Ход урока

       I.       Организационный момент.

    II.       Актуализация опорных знаний.
Урок начинается с небольшой повторительной беседы. Примерные вопросы для обсуждения: как вы считаете, какие изменения в мировоззрении людей произошли в XV—XVI вв.? Подумайте, что составляет основные черты гуманистического мировоззрения. Завершая беседу, учитель подчеркивает, что для эпохи Возрождения и для гуманистического мировоззрения был характерен взгляд на человека как на высшее, творчески одаренное существо.
Идеи гуманизма легли в основу дальнейшего развития науки, общественной мысли, литературы и искусства. На их основе развилось Просвещение — идейное и общественное движение в странах Европы и Америки, связанное с общими переменами в условиях жизни под влиянием разложения традиционного общества и формирования общества доиндустриального. Хронологические рамки этой эпохи — столетие: от конца XVII в. и до начала XIX в. Родиной Просвещения стала Англия.
Объявляется тема урока и познавательные задания.
 III.       Изучение нового материала.
1.      Просветители XVIII в. — наследники гуманистов эпохи Возрождения.
Следует обратить внимание учащихся на то, что просветители принадлежали к различным слоям общества, разным сословиям: среди них были аристократы, дворяне, духовенство, служащие, представители торгово-промышленных кругов. Этих очень разных людей объединяли общие цели и идеалы: свобода, благосостояние и счастье людей, мир, ненасилие, веротерпимость. Просветителей можно назвать «вольнодумцами», так как их отличало критическое отношение к авторитетам и учениям всякого рода. Мыслители эпохи Просвещения пользовались известностью как писатели, публицисты, политические деятели, университетские преподаватели. Разнообразны были условия, в которых они жили, и это приводило к некоторым различиям в их взглядах. Но именно в спорах между ними рождались учения, которыми мы пользуемся и сего дня: о правах человека и гражданина, о гражданском обществе и демократии, о разделении властей и правовом государстве. Далее учитель может попросить восьмиклассников прочитать материал учебника (стр. 175) и записать в тетрадь основные положения учения английского просветителя Джона Локка: о прирожденных правах человека и разделении властей и предлагает им проследить (в дальнейшем), как эти идеи отразились в учениях французских просветителей XVIII в.
Затем организуется работа учащихся с текстом учебника (стр. 176-178) и заполнением таблицы «Французские просветители». Заполняются две первые графы таблицы (третья графа будет заполняться позже, при изучении материала о борьбе английских колоний в Северной Америке). Составление такой таблицы позволит активизировать деятельность учащихся на уроке и создать опорные записи в тетради. Эту таблицу можно будет использовать также в девятом классе при изучении темы «Великая Французская революция».
Примерный вариант таблицы.
Просветители
Основные идеи учения
Отражение этих идей в исторических событиях, процессах
Вольтер (Франсуа Мари Аруэ,1694—1778)
Абсолютная монархия является рабством и тиранией. Идеал общественного устройства  — просвещенная монархия во главе с королем-философом. 
Реформы, которые проводит королевская власть,— вот путь к «царству разума», к обществу, где будут господствовать свобода, равенство и собственность.
   
Необходимость уничтожения религиозного фанатизма и суеверий. Отрицательное отношение к церкви сочеталось с уверенностью в необходимости религии как средства для влияния на простонародье. Считал необходимым отмену всех сеньориальных повинностей.

Шарль Луи де Монтескьё (1689—1755)
Противник деспотизма, защит ник свободы. Свобода — право делать то, что дозволено законом. 
Разработал учение о разделении властей и трех ветвях власти: исполнительной, законодательной и судебной.
 
Отрицание абсолютной монархии как формы правления и замена ее монархией конституционной (по образцу английской). Осуждение беспощадной налоговой системы, разоряющей народ. Защита неприкосновенности частной собственности и личной свободы граждан.

Жан-Жак Руссо (1712—1778)
Источник неравенства и всех бедствий в обществе — частная собственность. 
Народ — источник власти. Идеал общественного устройства — демократическая республика мелких собственников. Необходимость уравнять крайности богатства и бедности.

Энциклопедисты
Дени Дидро (1713-1784)
Жан де Аламбер (1717-1783)
Издание включало статьи, пропагандирующие новые политические идеи: неотчуждаемость прав личности, необходимость народного представительства, несправедливость существования в обществе привилегированных сословий, равенство всех перед законом. 
Подвергали критике абсолютную монархию и призывали к ее отмене, обличали королевский двор. Выступали против католической церкви и религии. Подняли голос в защиту крестьянства, лишенного земли и задавленного налогами. Выступали в защиту частной собственности и свободы предпринимательства, за развитие промышленности и торговли.


При подведении итогов подчеркивается, что для французского Просвещения характерна беспощадная критика церкви, старинных традиций и абсолютной монархии. Следует также добавить, что одним из достоинств человека просветители признавали его способность к общению, сотрудничеству с другими, участию в коллективной созидательной деятельности.

2.   Художественная культура Европы эпохи Просвещения.
Учитель подчеркивает, что движение просветителей объединяло в своих рядах не только философов, но и творцов искусства, вырабатывавших новый взгляд на место и роль культуры в обществе.
·        Литература Просвещения представлена в учебнике именами Дефо, Свифта и Гёте. Рассмотрим таких авторов, как Дефо и Свифт: их произведения лучше знакомы восьмиклассникам, работа с текстами позволяет достаточно полно представить некоторые характерные особенности искусства просветителей.
Учащимся предлагается ознакомиться с биографиями писателей (выдается на каждую парту как раздаточный материал) и отметить в тексте слова, которые характеризуют этих писателей как людей эпохи Просвещения.
Сюжеты произведений стоит напомнить лишь в общих чертах, отметив, что оба романа являются своеобразным манифестом просветителей. Предложим ученикам подумать над названиями романов, которые по традициям того времени были длинными: «Жизнь, необыкновенные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка, прожившего двадцать восемь лет в полном одиночестве на необитаемом острове, у берегов Америки, близ устья великой реки Ориноко, куда он был выброшен кораблекрушением, во время которого весь экипаж корабля, кроме него, погиб, с изложением его неожиданного освобождения пиратами. Написано им самим»; «Путешествия в некоторые отдаленные страны света Лемюэля Гулливера, сначала хирурга, а потом капитана нескольких кораблей».
Для обсуждения можно использовать вопросы: зачем открывать книгу, если читатель по заголовку может представить себе сюжет произведения? Почему Дефо старается убедить читателя в том, что автор книги не он, а Робинзон Крузо, а Свифт вообще анонимно подкинул свою рукопись издателю? Что побуждало авторов постоянно указывать в романах географические координаты тех мест, в которых оказывались путешественники? Читатели Дефо неоднократно говорили автору, что им больше всего в романе нравятся путешествия и приключения. Это очень огорчало автора, утверждавшего, что его поняли неверно и дело не в приключениях. А в чем же тогда дело?
Обмен мнениями позволит учащимся почувствовать просветительскую направленность произведений. Авторы обращались к своим современникам, прежде всего к людям «простого звания» — представителям поднимающегося третьего сословия, убеждая их, что приключения героев настоящие. Дефо «обманывает» читателей, стремится внушить им веру в собственные силы, в возможность преобразования, доказать, что «все смертные равны!» (Вольтер). Именно поэтому его роман называли гимном труду и ясной человеческой мысли. Свифт не столь оптимистично смотрел на мир, а буржуазное благополучие его попросту раздражало. Предложим сравнить и обсудить финалы произведений: Робинзон счастливо вернулся домой, разбогател, небезвыгодно женился и вполне счастлив; Гулливер несчастен, все вокруг раздражало его, единственное место, где он чувствовал себя спокойно,— конюшня.
В контексте обсуждения произведений стоит сделать акцент на современном звучании романов, которые породили массу подражаний и даже новый литературный жанр — «робинзонаду». В чем причина популярности произведений у современного читателя? Ответ на какие вопросы мы ищем в романах сегодня?
Размышления над романами Дефо и Свифта помогут осознать социальную детерминированность искусства Просвещения: просветители считали его важнейшим средством влияния на умы людей. Отсюда и назидательность, нравоучительный характер многих произведений.
·        Эту особенность можно проследить в изобразительном искусстве. Разговор о живописи «галантного» века стоит начать кратким обзором придворного искусства. В соответствии с целевыми установками урока, его конструкцией и наличием иллюстративного материала необходимо отобрать адекватные произведения «живописцев знати». После их просмотра и обсуждения класс будет готов решать логическое задание: тонкий знаток искусства и критик Дидро был современником многих выдающихся художников. Но едва ли не выше всех он ставил весьма слабого и даже слащавого художника Жана-Батиста Грёза, автора многочисленных сентиментальных полотен (желательно рассмотреть одно из них). Предложим учащимся подумать над тем, что могло привлекать и восхищать Дидро в картинах Грёза? Насколько их ответы будут соответствовать мнению Дидро, покажет его высказывание по поводу картины «Паралитик»: «Уже сам жанр мне по душе: это нравоучительная живопись. И так уже предостаточно и слишком долго в живописи смаковали сцены распутства и порока! Не должны ли мы теперь порадоваться, увидев, что живопись наконец-то соревнуется с драматической поэзией, трогая, просвещая и тем самым исправляя нас и призывая к добродетели?»
Сравнение мнений позволит еще раз подчеркнуть, что «певцы третьего сословия» стремились к утверждению внесословных ценностей, подчеркивали значимость личности самого человека, меч тали об исправлении и совершенствовании нравов. В последнем особенно преуспел английский живописец и график Уильям Хогарт. С его творчеством учащиеся уже знакомы по теме: «Английская революция».
Несколько более сложным для восприятия восьмиклассников является искусство Давида. Учителю необходимо обратить их внимание на то, что художник обращается к античной истории, и обсудить причины выбора подобных сюжетов. Возможно, ход обсуждения потребует исторического комментария.
Полотно «Клятва Горациев» (1794) воспроизводит фрагмент истории Древнего Рима. Тарквиний Гордый — последний царь Рима, изгнанный из города, собирает войска, чтобы силой оружия вернуть себе власть. Римляне готовятся дать отпор тирану. Исход противоборства зависит от поединка: братья Горации будут сражаться за свободу Рима против братьев Куриациев — сторонников Тарквиния. Художник выбрал момент, когда братья клянутся отцу победить или умереть. Герой картины «Брут» (1789) — Юний Луций Брут — знаменитый патриот, установивший республиканский строй в Риме. Он был одним из первых консулов и прославился как ярый противник тирании, безупречно честный и принципиальный политический деятель. По преданию, узнав об участии в монархическом заговоре своих сыновей, он приговорил их к смерти.
Эта информация окажется востребованной, если ученики попытаются объяснить, почему эпизоды далекой античной истории настолько взволновали современников Давида, что власти во избежание скандала пытались убрать с выставки «Клятву Горациев», а около «Брута» пришлось даже установить почетный караул из учеников художника (кстати, они были одеты в форму национальной гвардии). Для того чтобы структурировать обмен мнениями, можно использовать такую формулировку вопроса: можно ли назвать Горациев и Брута «современниками» Давида? Беседа позволит подвести учеников к выводу о том, что сюжеты произведений оказались созвучны настроению французов накануне революции.
·        Музыкальное искусство эпохи Просвещения представлено именами величайших в истории культуры композиторов. Многие произведения, с которыми ученикам предстоит познакомиться на уроке,— сложные (по форме и по смыслу) философские творения. Поэтому особое значение имеет выбор музыкальных фрагментов для урока: рекомендуется отбирать небольшие произведения или отрывки, представляющие собой завершенный фрагмент; время его звучания не более 3—4 минут; количество определяется уровнем подготовленности класса и общим контекстом занятия.
Для знакомства с творчеством Баха можно предложить про слушать (на выбор): вступление и первую часть оратории «Магнификат», арию «О, сжальтесь» из «Страстей по Матфею», пьесу «Шутка», отрывки органных прелюдий и фуг, фрагменты танцевальных сюит. Эти произведения дадут возможность услышать особую мощь и красоту, гармонию и соразмерность творений Баха; понять, почему музыка композитора вызывала всяческие нарекания со стороны церковного начальства. Баха неоднократно упрекали в том, что его произведения «недостаточно богобоязненны» и слишком опероподобны. Один ученый профессор возмущался: «В церковь тащат уже всякий песенный мусор, и чем музыка веселее и танцевальнее, тем больший успех она имеет». Бах-композитор при жизни не пользовался особой популярностью среди современников, гораздо больше он был известен как исполнитель. Однако в наше время едва ли найдется классик, исполняемый столь часто; во всем мире записи его музыки расходятся огромными тиражами. Предложим ученикам по думать над вопросом: в чем причина интереса современного слушателя к музыке Баха?
Из произведений Моцарта рекомендуется выбрать для прослушивания начало симфонии № 41 соль-минор, увертюру к опере «Свадьба Фигаро», один-два фрагмента «Реквиема». Прекрасная, искрящаяся, светлая музыка симфоний и опер Моцарта производит сильное эмоциональное впечатление. Личностный отклик будет более осознанным, если предложить ученикам высказать свое впечатление от прослушанного и прокомментировать слова А. Г. Рубинштейна: «Вечный свет в музыке. Имя тебе — Моцарт!» «Реквием» необходимо предварить кратким пояснением учителя об истории создания произведения и его особенностях.
Из наследия Бетховена особого внимания требуют симфонии. На уроке целесообразно остановиться на трех: «Лунной», «Героической» и «Аппассионате». Каждая из них — жизненный рубеж для композитора. Даже небольшие фрагменты, которые ученики услышат на уроке, дадут яркое, образное представление о титанической мощи музыки глухого гения. Образ вечного мятежника и бунтаря в его музыке как нельзя лучше соответствовал личности самого Бетховена, одного из первых композиторов, кто решился отстаивать свое человеческое достоинство в обществе. Напомним, что в XVIII в. к актерам, художникам, композиторам относились крайне пренебрежительно, приравнивая их к обычным слугам. В свое время по приказу архиепископа, в услужении которого находился Моцарт, композитор был жестоко избит. Актеров церковь вообще запрещала хоронить на кладбище, в освященной земле (после смерти знаменитой французской драматической актрисы Адриенны Лекуврер друзья так и не смогли похоронить ее в соответствии с обычаями). Бетховен восстал против такого унижения и всегда подчеркивал свою принадлежность к музыкантам.

 IV.            Закрепление изученного материала.
Завершает урок возвращение к проблеме исторической оценки воззрений просветителей. Если на занятии для этого нет времени, то эта работа может стать частью домашнего задания.

    V.            Домашнее задание.
 § 22.
На автопортрете Хогарта изображены три книги. Авторы двух вам уже знакомы – Шекспир и Свифт. Кто является автором третьей книги? Случайно ли это? Как вы можете объяснить выбор художника?
Какие изменения произошли в повседневной жизни общества в XVIII веке?

 Биографии Д. Дефо и Дж. Свифта

 Автор «Робинзона» родился в Лондоне в семье богатого мясника по фамилии Фо. Родители хотели, чтобы их сын стал священником. Они от­дали его в частную школу, где юноша изучал древние языки, философию и богословие. После окончания школы он занялся торговлей, которая приносила ему хороший доход. Все свободное время Дефо отдавал литературе; создал несколько острых памфлетов, затрагивающих проблему свободы вероисповедания, которые пользовались широкой известностью. Он неоднократно разорялся и вновь наживал состояние, не особенно беспокоясь о материальном благополучии. В то же время его писательские труды все чаще обращали на себя внимание власть предержащих. Дефо становится видным политическим деятелем, попадает в опалу. В 1719 г. он написал бессмертный роман о приключениях Робинзона Крузо, который в течение четырех месяцев переиздавался 4 раза и вызвал огромное число подражаний.

Автор «Путешествий Гулливера» родился в столице Ирландии — Дублине. Его родственники мечтали о том, что он станет священником, и определили его изучать богословие в Дублинский университет. Однако положение скромного священника (Свифт даже не был дворянином) не прельщало молодого человека, и он согласился принять место литературного секретаря, что позволило заниматься литературным творчеством. Среди первых его произведений — памфлеты, обличающие католическую церковь. Эти произведения заставили важных политических деятелей прислушиваться к голосу скромного священника. Вскоре Свифт превращается во влиятельнейшую фигуру политика и дипломата. Но не забыта и литература. В 1726 г. без имени автора был опубликован роман о приключениях Гулливера, выдержавший бесчисленное количество переизданий.

Грёз. Паралитик

Давид. Клятва Горациев

Давид. Брут


Бах И.С. Ария из "Магнификат" 

Бах И.С. Адажио ре минор


Моцарт. Симфония №41

Моцарт. Увертюра к опере "Свадьба Фигаро"


Моцарт. Реквием


Бетховен. Лунная соната


Бетховен. Героическая симфония


Бетховен. Аппассионата


У. Хогарт. Автопортрет


Комментариев нет:

Отправить комментарий