Урок
26 ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ
Истоки и содержание Просвещения. Французское
Просвещение. Влияние Просвещения на общество. Литература и искусство. Изменения
в повседневной жизни.
Тема
урока: ВЕК ПРОСВЕЩЕНИЯ. СТРЕМЛЕНИЕ К ЦАРСТВУ РАЗУМА
Цель урока: Учащиеся
получают знания об основных идеях просветителей, о предлагавшихся ими моделях
общества; углубляют представления о гражданском обществе и правовом
государстве; усваивают смысл тезиса: «Источником власти является народ»; умеют
объяснить влияние идеологии просветителей на развитие общества; понимают, что
идеи Просвещения являются мировоззрением развивающейся буржуазии.
Так же учащиеся узнают, что XVIII столетие — яркая
страница истории мировой культуры.
Тип урока: комбинированный
урок.
Оборудование:
Учебник, §22.
Образовательное пространство расширяется за счет
чтения художественной и научно-популярной литературы: Ю. Соколов. Осадная башня штурмующих небо.
С. Д.Артамонов. Вольтер и его век. Иллюстрации: портреты
деятелей Просвещения.
Основные
понятия и термины: эпоха Просвещения, разделение властей.
Методы
обучения: Иллюстративно-репродуктивный, частично поисковый методы.
Проблемные задания:
1. Подумайте,
что было нового во взглядах французских просветителей по сравнению с взглядами
гуманистов XV—XVI вв.
2. В
комедии Бомарше «Севильский цирюльник» есть диалог: «Розина. Вечно вы браните наш бедный век. Бартоло. Прошу простить мою дерзость, но что он дал нам такого, за
что мы могли бы его восхвалять?» Как бы вы ответили персонажу комедии: что
оставил в наследство человечеству век Просвещения?
3. В
разные моменты своей жизни человек может обращаться к произведениям искусства
других эпох, пытаясь найти в них ответы на вопросы, которые важны для него
сегодня. И тогда творцы искусства становятся его современниками. Кого из
деятелей культуры Просвещения вы мог ли бы назвать своим современником? В каких
жизненных ситуациях произведения XVIII в. могут оказаться необходимыми сегодня?
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний.
Урок начинается с небольшой повторительной беседы. Примерные
вопросы для обсуждения: как вы считаете, какие изменения в мировоззрении людей
произошли в XV—XVI вв.? Подумайте, что составляет основные черты
гуманистического мировоззрения. Завершая беседу, учитель подчеркивает, что для
эпохи Возрождения и для гуманистического мировоззрения был характерен взгляд на
человека как на высшее, творчески одаренное существо.
Идеи гуманизма легли в основу дальнейшего развития
науки, общественной мысли, литературы и искусства. На их основе развилось
Просвещение — идейное и общественное движение в странах Европы и Америки, связанное
с общими переменами в условиях жизни под влиянием разложения традиционного общества
и формирования общества доиндустриального. Хронологические рамки этой эпохи —
столетие: от конца XVII в. и до начала XIX в. Родиной Просвещения стала Англия.
Объявляется тема урока и познавательные задания.
III.
Изучение
нового материала.
1.
Просветители
XVIII в. — наследники гуманистов эпохи Возрождения.
Следует обратить внимание учащихся на то, что
просветители принадлежали к различным слоям общества, разным сословиям: среди
них были аристократы, дворяне, духовенство, служащие, представители
торгово-промышленных кругов. Этих очень разных людей объединяли общие цели и
идеалы: свобода, благосостояние и счастье людей, мир, ненасилие,
веротерпимость. Просветителей можно назвать «вольнодумцами», так как их
отличало критическое отношение к авторитетам и учениям всякого рода. Мыслители
эпохи Просвещения пользовались известностью как писатели, публицисты,
политические деятели, университетские преподаватели. Разнообразны были условия,
в которых они жили, и это приводило к некоторым различиям в их взглядах. Но
именно в спорах между ними рождались учения, которыми мы пользуемся и сего дня:
о правах человека и гражданина, о гражданском обществе и демократии, о
разделении властей и правовом государстве. Далее учитель может попросить восьмиклассников
прочитать материал учебника (стр. 175) и записать в тетрадь основные положения
учения английского просветителя Джона Локка: о прирожденных правах человека и
разделении властей и предлагает им проследить (в дальнейшем), как эти идеи
отразились в учениях французских просветителей XVIII в.
Затем организуется работа учащихся с текстом
учебника (стр. 176-178) и заполнением таблицы «Французские просветители». Заполняются
две первые графы таблицы (третья графа будет заполняться позже, при изучении
материала о борьбе английских колоний в Северной Америке). Составление такой
таблицы позволит активизировать деятельность учащихся на уроке и создать
опорные записи в тетради. Эту таблицу можно будет использовать также в девятом
классе при изучении темы «Великая Французская революция».
Примерный вариант таблицы.
Просветители
|
Основные идеи учения
|
Отражение этих идей в исторических событиях, процессах
|
Вольтер (Франсуа Мари Аруэ,1694—1778)
|
Абсолютная монархия является рабством и
тиранией. Идеал общественного устройства — просвещенная монархия
во главе с королем-философом.
Реформы, которые проводит королевская власть,— вот путь к «царству разума», к обществу, где будут господствовать свобода, равенство и собственность.
Необходимость уничтожения религиозного
фанатизма и суеверий. Отрицательное отношение к церкви сочеталось
с уверенностью в необходимости религии как средства для влияния
на простонародье. Считал необходимым отмену всех сеньориальных
повинностей.
|
|
Шарль Луи де Монтескьё (1689—1755)
|
Противник деспотизма, защит ник свободы.
Свобода — право делать то, что дозволено законом.
Разработал учение о разделении властей и трех ветвях власти: исполнительной, законодательной и судебной. Отрицание абсолютной монархии как формы правления и замена ее монархией конституционной (по образцу английской). Осуждение беспощадной налоговой системы, разоряющей народ. Защита неприкосновенности частной собственности и личной свободы граждан. |
|
Жан-Жак Руссо (1712—1778)
|
Источник неравенства и всех бедствий
в обществе — частная собственность.
Народ — источник власти. Идеал общественного устройства — демократическая республика мелких собственников. Необходимость уравнять крайности богатства и бедности. |
|
Энциклопедисты
Дени Дидро (1713-1784)
Жан де Аламбер (1717-1783)
|
Издание включало статьи,
пропагандирующие новые политические идеи: неотчуждаемость прав личности, необходимость
народного представительства, несправедливость существования в обществе
привилегированных сословий, равенство всех перед законом.
Подвергали критике абсолютную монархию и призывали к ее отмене, обличали королевский двор. Выступали против католической церкви и религии. Подняли голос в защиту крестьянства, лишенного земли и задавленного налогами. Выступали в защиту частной собственности и свободы предпринимательства, за развитие промышленности и торговли. |
|
При подведении итогов подчеркивается, что для
французского Просвещения характерна беспощадная критика церкви, старинных
традиций и абсолютной монархии. Следует также добавить, что одним из достоинств
человека просветители признавали его способность к общению, сотрудничеству с
другими, участию в коллективной созидательной деятельности.
2. Художественная
культура Европы эпохи Просвещения.
Учитель подчеркивает, что движение просветителей
объединяло в своих рядах не только философов, но и творцов искусства,
вырабатывавших новый взгляд на место и роль культуры в обществе.
·
Литература Просвещения представлена в учебнике
именами Дефо, Свифта и Гёте. Рассмотрим таких авторов, как Дефо и Свифт: их
произведения лучше знакомы восьмиклассникам, работа с текстами позволяет
достаточно полно представить некоторые характерные особенности искусства
просветителей.
Учащимся предлагается ознакомиться с биографиями
писателей (выдается на каждую парту как раздаточный материал) и отметить в
тексте слова, которые характеризуют этих писателей как людей эпохи Просвещения.
Сюжеты произведений стоит напомнить лишь в общих
чертах, отметив, что оба романа являются своеобразным манифестом просветителей.
Предложим ученикам подумать над названиями романов, которые по традициям того
времени были длинными: «Жизнь, необыкновенные приключения Робинзона Крузо,
моряка из Йорка, прожившего двадцать восемь лет в полном одиночестве на необитаемом острове, у берегов Америки, близ устья великой реки Ориноко, куда он
был выброшен кораблекрушением, во время которого весь экипаж корабля, кроме
него, погиб, с изложением его неожиданного освобождения пиратами. Написано им
самим»; «Путешествия в некоторые отдаленные страны света Лемюэля Гулливера,
сначала хирурга, а потом капитана нескольких кораблей».
Для обсуждения можно использовать вопросы: зачем
открывать книгу, если читатель по заголовку может представить себе сюжет
произведения? Почему Дефо старается убедить читателя в том, что автор книги не
он, а Робинзон Крузо, а Свифт вообще анонимно подкинул свою рукопись издателю?
Что побуждало авторов постоянно указывать в романах географические координаты
тех мест, в которых оказывались путешественники? Читатели Дефо неоднократно
говорили автору, что им больше всего в романе нравятся путешествия и
приключения. Это очень огорчало автора, утверждавшего, что его поняли неверно и
дело не в приключениях. А в чем же тогда дело?
Обмен мнениями позволит учащимся почувствовать
просветительскую направленность произведений. Авторы обращались к своим
современникам, прежде всего к людям «простого звания» — представителям
поднимающегося третьего сословия, убеждая их, что приключения героев настоящие.
Дефо «обманывает» читателей, стремится внушить им веру в собственные силы, в
возможность преобразования, доказать, что «все смертные равны!» (Вольтер).
Именно поэтому его роман называли гимном труду и ясной человеческой мысли.
Свифт не столь оптимистично смотрел на мир, а буржуазное благополучие его
попросту раздражало. Предложим сравнить и обсудить финалы произведений:
Робинзон счастливо вернулся домой, разбогател, небезвыгодно женился и вполне
счастлив; Гулливер несчастен, все вокруг раздражало его, единственное место,
где он чувствовал себя спокойно,— конюшня.
В контексте обсуждения произведений стоит сделать
акцент на современном звучании романов, которые породили массу подражаний и
даже новый литературный жанр — «робинзонаду». В чем причина популярности произведений
у современного читателя? Ответ на какие вопросы мы ищем в романах сегодня?
Размышления над романами Дефо и Свифта помогут
осознать социальную детерминированность искусства Просвещения: просветители
считали его важнейшим средством влияния на умы людей. Отсюда и назидательность,
нравоучительный характер многих произведений.
·
Эту особенность можно проследить в
изобразительном искусстве. Разговор о живописи «галантного» века стоит начать
кратким обзором придворного искусства. В соответствии с целевыми установками
урока, его конструкцией и наличием иллюстративного материала необходимо
отобрать адекватные произведения «живописцев знати». После их просмотра и обсуждения
класс будет готов решать логическое задание: тонкий знаток искусства и критик
Дидро был современником многих выдающихся художников. Но едва ли не выше всех
он ставил весьма слабого и даже слащавого художника Жана-Батиста Грёза, автора
многочисленных сентиментальных полотен (желательно рассмотреть одно из них).
Предложим учащимся подумать над тем, что могло привлекать и восхищать Дидро в картинах
Грёза? Насколько их ответы будут соответствовать мнению Дидро, покажет его
высказывание по поводу картины «Паралитик»: «Уже сам жанр мне по душе: это
нравоучительная живопись. И так уже предостаточно и слишком долго в живописи
смаковали сцены распутства и порока! Не должны ли мы теперь порадоваться,
увидев, что живопись наконец-то соревнуется с драматической поэзией, трогая,
просвещая и тем самым исправляя нас и призывая к добродетели?»
Сравнение мнений позволит еще раз подчеркнуть, что
«певцы третьего сословия» стремились к утверждению внесословных ценностей,
подчеркивали значимость личности самого человека, меч тали об исправлении и
совершенствовании нравов. В последнем особенно преуспел английский живописец и
график Уильям Хогарт. С его творчеством учащиеся уже знакомы по теме:
«Английская революция».
Несколько более сложным для восприятия восьмиклассников
является искусство Давида. Учителю необходимо обратить их внимание на то, что
художник обращается к античной истории, и обсудить причины выбора подобных
сюжетов. Возможно, ход обсуждения потребует исторического комментария.
Полотно
«Клятва Горациев» (1794) воспроизводит фрагмент истории Древнего Рима.
Тарквиний Гордый — последний царь Рима, изгнанный из города, собирает войска,
чтобы силой оружия вернуть себе власть. Римляне готовятся дать отпор тирану.
Исход противоборства зависит от поединка: братья Горации будут сражаться за
свободу Рима против братьев Куриациев — сторонников Тарквиния. Художник выбрал
момент, когда братья клянутся отцу победить или умереть. Герой картины «Брут»
(1789) — Юний Луций Брут — знаменитый патриот, установивший республиканский
строй в Риме. Он был одним из первых консулов и прославился как ярый противник
тирании, безупречно честный и принципиальный политический деятель. По преданию,
узнав об участии в монархическом заговоре своих сыновей, он приговорил их к
смерти.
Эта информация окажется востребованной, если
ученики попытаются объяснить, почему эпизоды далекой античной истории настолько
взволновали современников Давида, что власти во избежание скандала пытались
убрать с выставки «Клятву Горациев», а около «Брута» пришлось даже установить
почетный караул из учеников художника (кстати, они были одеты в форму
национальной гвардии). Для того чтобы структурировать обмен мнениями, можно
использовать такую формулировку вопроса: можно ли назвать Горациев и Брута
«современниками» Давида? Беседа позволит подвести учеников к выводу о том, что
сюжеты произведений оказались созвучны настроению французов накануне революции.
·
Музыкальное искусство эпохи Просвещения
представлено именами величайших в истории культуры композиторов. Многие произведения,
с которыми ученикам предстоит познакомиться на уроке,— сложные (по форме и по
смыслу) философские творения. Поэтому особое значение имеет выбор музыкальных
фрагментов для урока: рекомендуется отбирать небольшие произведения или
отрывки, представляющие собой завершенный фрагмент; время его звучания не более
3—4 минут; количество определяется уровнем подготовленности класса и общим
контекстом занятия.
Для знакомства с творчеством Баха можно предложить
про слушать (на выбор): вступление и первую часть оратории «Магнификат», арию
«О, сжальтесь» из «Страстей по Матфею», пьесу «Шутка», отрывки органных
прелюдий и фуг, фрагменты танцевальных сюит. Эти произведения дадут возможность
услышать особую мощь и красоту, гармонию и соразмерность творений Баха; понять,
почему музыка композитора вызывала всяческие нарекания со стороны церковного
начальства. Баха неоднократно упрекали в том, что его произведения «недостаточно
богобоязненны» и слишком опероподобны. Один ученый профессор возмущался: «В
церковь тащат уже всякий песенный мусор, и чем музыка веселее и танцевальнее,
тем больший успех она имеет». Бах-композитор при жизни не пользовался особой
популярностью среди современников, гораздо больше он был известен как
исполнитель. Однако в наше время едва ли найдется классик, исполняемый столь часто;
во всем мире записи его музыки расходятся огромными тиражами. Предложим
ученикам по думать над вопросом: в чем причина интереса современного слушателя
к музыке Баха?
Из произведений Моцарта рекомендуется выбрать для
прослушивания начало симфонии № 41 соль-минор, увертюру к опере «Свадьба
Фигаро», один-два фрагмента «Реквиема». Прекрасная, искрящаяся, светлая музыка
симфоний и опер Моцарта производит сильное эмоциональное впечатление.
Личностный отклик будет более осознанным, если предложить ученикам высказать
свое впечатление от прослушанного и прокомментировать слова А. Г. Рубинштейна:
«Вечный свет в музыке. Имя тебе — Моцарт!» «Реквием» необходимо предварить
кратким пояснением учителя об истории создания произведения и его особенностях.
Из наследия Бетховена особого внимания требуют
симфонии. На уроке целесообразно остановиться на трех: «Лунной», «Героической»
и «Аппассионате». Каждая из них — жизненный рубеж для композитора. Даже
небольшие фрагменты, которые ученики услышат на уроке, дадут яркое, образное
представление о титанической мощи музыки глухого гения. Образ вечного мятежника
и бунтаря в его музыке как нельзя лучше соответствовал личности самого
Бетховена, одного из первых композиторов, кто решился отстаивать свое человеческое
достоинство в обществе. Напомним, что в XVIII в. к актерам, художникам,
композиторам относились крайне пренебрежительно, приравнивая их к обычным
слугам. В свое время по приказу архиепископа, в услужении которого находился
Моцарт, композитор был жестоко избит. Актеров церковь вообще запрещала хоронить
на кладбище, в освященной земле (после смерти знаменитой французской
драматической актрисы Адриенны Лекуврер друзья так и не смогли похоронить ее в
соответствии с обычаями). Бетховен восстал против такого унижения и всегда
подчеркивал свою принадлежность к музыкантам.
IV.
Закрепление
изученного материала.
Завершает урок возвращение к проблеме исторической
оценки воззрений просветителей. Если на занятии для этого нет времени, то эта
работа может стать частью домашнего задания.
V.
Домашнее
задание.
§ 22.
На автопортрете Хогарта изображены три книги. Авторы двух
вам уже знакомы – Шекспир и Свифт. Кто является автором третьей книги? Случайно
ли это? Как вы можете объяснить выбор художника?
Какие изменения произошли в повседневной жизни общества в XVIII веке?
Биографии Д. Дефо и Дж. Свифта
Автор «Путешествий Гулливера» родился
в столице Ирландии — Дублине. Его родственники мечтали о том,
что он станет священником, и определили его изучать богословие
в Дублинский университет. Однако положение скромного священника (Свифт
даже не был дворянином) не прельщало молодого человека, и он согласился
принять место литературного секретаря, что позволило заниматься литературным
творчеством. Среди первых его произведений — памфлеты, обличающие
католическую церковь. Эти произведения заставили важных политических деятелей
прислушиваться к голосу скромного священника. Вскоре Свифт превращается
во влиятельнейшую фигуру политика и дипломата. Но не забыта и
литература. В 1726 г. без имени автора был опубликован роман
о приключениях Гулливера, выдержавший бесчисленное количество переизданий.
Грёз. Паралитик |
Комментариев нет:
Отправить комментарий