среда, 22 июля 2015 г.

Урок 27  ПРОСВЕЩЕННЫЙ АБСОЛЮТИЗМ

Прусское королевство. Новая государственная политика Фридриха II. Австрия во времена правления Марии-Терезии. Реформы Иосифа II.

Тема урока: ПРУССИЯ И АВСТРИЯ


Цель урока: ознакомить учащихся с развитием государств «Священной Римской империи…» после Тридцатилетней войны и основными направлениями развития Австрийской империи; рассмотреть национальные проблемы в империи Габсбургов; формировать умения опираться на уже известные факты при изучении нового  материала; совершенствовать навыки установления причинно-следственных связей, составления опорных конспектов; прививать учащимся идеалы добра, гуманизма, справедливости; воспитывать негативное отношение к политике религиозного и национального угнетения.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: Учебник, §23. Карта «Европа в XVIII веке».
Образовательное пространство расширяется за счет чтения художественной и научно-популярной литературы: Фрейзер Д. Фридрих Великий. В.Пикуль. Пером и шпагой.
Основные понятия и термины: просвещенный абсолютизм, многонациональное государство, канцлер.
Методы обучения: Частично поисковый метод.
Проблемные задания: 1. Можно ли применить к прусскому королю Фридриху II слова, которые когда-то сказал о себе другой монарх Людовик XIV: «Государство – это я»? А если нет, то почему? Какое государство прусский король считал образцовым? 2. Как австрийский император Иосиф II оценивал  свое место в государстве и в чем это, на ваш взгляд, объяснялось?
Ход урока

       I.       Организационный момент.

    II.       Актуализация опорных знаний.
После проверки домашнего задания проводится небольшая повторительная беседа (сопровождается демонстрацией карты). Примерные вопросы для обсуждения: какие земли входили в состав государства «Священная Римская империя германской нации»? Назовите государство, которое существенно увеличило свою территорию по итогам Тридцатилетней войны. Назовите государства, граничащие с Бранденбургско-Прусским королевством.
Обобщая ответы учащихся, учитель отмечает, что в отличие от большинства стран Европы «Священная Римская империя германской нации» оставалась раздробленной страной. Государство с таким громким названием существовало лишь формально, а входившие в него более 300 германских княжеств, 51 вольный город и полторы тысячи рыцарских владений признавались независимыми, самостоятельными государствами.  Тридцатилетняя война принесла небывалые до того времени разорение Германии. Население империи сократилось с 16 млн. до 6 млн. человек. Особенно сократилось население Чехии – с 2,5 млн. до 700 тысяч человек. Население крупных городов уменьшилось в несколько раз, сотни деревень исчезли, пашни заросли лесом. Надолго вышли из строя многие рудники. Торговле, промышленности и культуре был нанесен непоправимый урон.
Тридцатилетняя война задержала развитие Германии и на 200 лет закрепила ее политическую раздробленность.
Самыми крупными государствами в составе «Священной Римской империи германской нации» были Бранденбургско-Прусское княжество (ставшее в 1701 г. королевством Пруссия, в котором правила династия Гогенцоллернов) и австрийская империя Габсбургов. С развитием этих государств в XVIII веке мы сегодня и познакомимся на уроке.

 III.       Изучение нового материала.
1.      «Просвещенные монархи».
Восьмиклассникам предлагается задание: прочитать материал учебника (стр. 186) и составить образный портрет просвещенного монарха (и в виде опорного конспекта оформить в рабочей тетради).
Беседа по вопросам: 1. Что такое «просвещенный абсолютизм»? 2. В каких государствах монархи проводили данную политику?

2.      Политика «просвещенного абсолютизма».
Дальнейшая самостоятельная работа учащихся оформляется в виде таблицы. Третья колонка заполняется на последующих уроках при изучении темы «Россия в XVIII веке».
Примерный вариант таблицы:
ПОЛИТИКА «ПРОСВЕЩЕННОГО АБСОЛЮТИЗМА»
Пруссия
Австрия
Россия
Монарх (годы правления)
Фридрих II
(1740-1786)
«король-философ»
Мария-Терезия (1740-1780)
Иосиф II (1780-1790)
Екатерина II
(1762-1796)
РЕФОРМЫ И ПОЛИТИКА
1.       Отменил пытки
2.       Гарантировал имущественные права подданных
3.       Централизовал судопроизводство и отделил его от исполнительной власти в духе идей Монтескьё
4.       Новый свод законов
5.       Веротерпимость в религиозной политике
6.       Отмена цензуры
7.       Создание Берлинской академии наук и первой публичной библиотеки
8.       Учредил Королевскую оперу
9.       Территория Пруссии увеличилась вдвое
1.       Всеобщий подоходный налог
2.       Ограничение барщины (до 30 дней в году), затем (при Иосифе II) ликвидация крепостной зависимости крестьян
3.       Введение светского образования (открыто более 6000 школ)
4.       Образование публичных библиотек в Праге и Инсбруке
5.       Кодификация законов
6.       Разделение судебной и административной власти
7.       Отмена пыток
8.       Упразднение ордена иезуитов
9.       Веротерпимость в религиозной политике
10.    Увеличение территории (многонациональной государство)

УЧАСТИЕ В РАЗДЕЛАХ РЕЧИ ПОСПОЛИТОЙ

 IV.            Закрепление изученного материала.
Проводится в течение урока. Учащиеся отвечают на проблемные задания.

    V.            Домашнее задание.
 § 23, задание по контурной карте.

Австрия и Пруссия


Австрия и Пруссия (контурная карта)


Семилетняя война и мир после Семилетней войны


Фильм "Амадей"(1984)





Комментариев нет:

Отправить комментарий