Урок
27 ПРОСВЕЩЕННЫЙ АБСОЛЮТИЗМ
Прусское королевство. Новая государственная
политика Фридриха II.
Австрия во времена правления Марии-Терезии. Реформы Иосифа II.
Тема
урока: ПРУССИЯ И АВСТРИЯ
Цель урока: ознакомить
учащихся с развитием государств «Священной Римской империи…» после
Тридцатилетней войны и основными направлениями развития Австрийской империи;
рассмотреть национальные проблемы в империи Габсбургов; формировать умения
опираться на уже известные факты при изучении нового материала; совершенствовать навыки
установления причинно-следственных связей, составления опорных конспектов;
прививать учащимся идеалы добра, гуманизма, справедливости; воспитывать
негативное отношение к политике религиозного и национального угнетения.
Тип урока: комбинированный
Оборудование:
Учебник, §23. Карта «Европа в XVIII
веке».
Образовательное пространство расширяется за счет
чтения художественной и научно-популярной литературы: Фрейзер Д. Фридрих Великий. В.Пикуль. Пером и шпагой.
Фильм«Амадей» (1984).
Основные понятия
и термины: просвещенный абсолютизм, многонациональное государство, канцлер.
Методы
обучения: Частично поисковый метод.
Проблемные задания: 1. Можно ли применить к
прусскому королю Фридриху II
слова, которые когда-то сказал о себе другой монарх Людовик XIV: «Государство – это я»? А если нет,
то почему? Какое государство прусский король считал образцовым? 2. Как
австрийский император Иосиф II
оценивал свое место в государстве и в
чем это, на ваш взгляд, объяснялось?
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний.
После проверки домашнего задания проводится
небольшая повторительная беседа (сопровождается демонстрацией карты). Примерные
вопросы для обсуждения: какие земли входили в состав государства «Священная
Римская империя германской нации»? Назовите государство, которое существенно
увеличило свою территорию по итогам Тридцатилетней войны. Назовите государства,
граничащие с Бранденбургско-Прусским королевством.
Обобщая ответы учащихся, учитель отмечает, что в
отличие от большинства стран Европы «Священная Римская империя германской
нации» оставалась раздробленной страной. Государство с таким громким названием
существовало лишь формально, а входившие в него более 300 германских княжеств,
51 вольный город и полторы тысячи рыцарских владений признавались независимыми,
самостоятельными государствами. Тридцатилетняя война принесла небывалые до
того времени разорение Германии. Население империи сократилось с 16 млн. до 6
млн. человек. Особенно сократилось население Чехии – с 2,5 млн. до 700 тысяч
человек. Население крупных городов уменьшилось в несколько раз, сотни деревень
исчезли, пашни заросли лесом. Надолго вышли из строя многие рудники. Торговле,
промышленности и культуре был нанесен непоправимый урон.
Тридцатилетняя война задержала развитие Германии и
на 200 лет закрепила ее политическую раздробленность.
Самыми крупными государствами в составе «Священной
Римской империи германской нации» были Бранденбургско-Прусское княжество
(ставшее в 1701 г. королевством Пруссия, в котором правила династия
Гогенцоллернов) и австрийская империя Габсбургов. С развитием этих государств в
XVIII веке
мы сегодня и познакомимся на уроке.
III.
Изучение
нового материала.
1.
«Просвещенные
монархи».
Восьмиклассникам предлагается задание: прочитать
материал учебника (стр. 186) и составить образный портрет просвещенного монарха
(и в виде опорного конспекта оформить в рабочей тетради).
Беседа по вопросам:
1. Что такое «просвещенный абсолютизм»? 2. В каких государствах монархи
проводили данную политику?
2.
Политика
«просвещенного абсолютизма».
Дальнейшая самостоятельная работа учащихся оформляется
в виде таблицы. Третья колонка заполняется на последующих уроках при изучении
темы «Россия в XVIII веке».
Примерный вариант
таблицы:
ПОЛИТИКА
«ПРОСВЕЩЕННОГО АБСОЛЮТИЗМА»
|
||
Пруссия
|
Австрия
|
Россия
|
Монарх (годы правления)
|
||
Фридрих II
(1740-1786)
«король-философ»
|
Мария-Терезия
(1740-1780)
Иосиф
II (1780-1790)
|
Екатерина
II
(1762-1796)
|
РЕФОРМЫ И ПОЛИТИКА
|
||
1.
Отменил пытки
2.
Гарантировал
имущественные права подданных
3.
Централизовал
судопроизводство и отделил его от исполнительной власти в духе идей Монтескьё
4.
Новый свод
законов
5.
Веротерпимость
в религиозной политике
6.
Отмена цензуры
7.
Создание
Берлинской академии наук и первой публичной библиотеки
8.
Учредил Королевскую
оперу
9.
Территория
Пруссии увеличилась вдвое
|
1.
Всеобщий
подоходный налог
2.
Ограничение
барщины (до 30 дней в году), затем (при Иосифе II) ликвидация крепостной зависимости крестьян
3.
Введение
светского образования (открыто более 6000 школ)
4.
Образование публичных
библиотек в Праге и Инсбруке
5.
Кодификация
законов
6.
Разделение
судебной и административной власти
7.
Отмена пыток
8.
Упразднение
ордена иезуитов
9.
Веротерпимость
в религиозной политике
10.
Увеличение
территории (многонациональной государство)
|
|
УЧАСТИЕ В РАЗДЕЛАХ РЕЧИ ПОСПОЛИТОЙ
|
IV.
Закрепление
изученного материала.
Проводится в течение
урока. Учащиеся отвечают на проблемные задания.
V.
Домашнее
задание.
§ 23, задание по контурной карте.
Австрия и Пруссия |
Австрия и Пруссия (контурная карта) |
Семилетняя война и мир после Семилетней войны |
Фильм "Амадей"(1984) |
Комментариев нет:
Отправить комментарий