среда, 22 июля 2015 г.

Урок 28  РОССИЯ

Московское государство в конце XVII в. Реформы и внешняя политика Петра I.

Тема урока: РОССИЯ: ОТ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ К МОГУЩЕСТВУ


Цель урока: охарактеризовать внутреннее и международное положение России, раскрыть причины отставания России от передовых европейских держав; совершенствовать умения учащихся устанавливать причинно-следственные связи при рассмотрении исторических событий, составлять опорный конспект и обобщающие таблицы, работать с исторической картой; формировать умения критически мыслить, оценивать роль личности в истории государства (на примере деятельности Петра I).
Тип урока: комбинированный урок.
Оборудование: Учебник, §13. Карта «Россия в конце XVII – первой половине XVIII вв.»
Образовательное пространство расширяется за счет чтения художественной и научно-популярной литературы: А. Толстой. Петр I. А. С. Пушкин. Арап Петра Великого.
Основные понятия и термины: «Великое посольство», Стрелецкий бунт, Азовские походы, Северная война, Табель о рангах, Сенат, коллегия.
Методы обучения: Проблемный или частично поисковый метод.
Проблемное задание: подумайте, реформы Петра I: зло или благо для России?


Ход урока

       I.       Организационный момент.

    II.       Актуализация опорных знаний.
Беседа по вопросам:
1.      Когда возникло понятие «просвещенный абсолютизм»?
2.      В чем состоит содержание политики просвещенного абсолютизма?
Подводя итоги обсуждения, учитель отмечает, что вершиной политики просвещенного абсолютизма в России станет правление Екатерины II. Но основу этой политики, равно как и могущество Российской империи было заложено в эпоху Петра I.
Объявляется тема урока.

 III.       Изучение нового материала.
1. Начало правления Петра I.
Учащимся дается задание: оформить опорный конспект по материалу параграфа (стр. 192-194). Опорные слова: борьба за трон, «потешные полки» - это будущая армия, рождение русского флота (1693 г.). Азовские походы, «Великое посольство», Стрелецкий бунт (1698 г.), Северная война (1700-1721 гг.).

2.      Реформы Петра I.
Перед рассмотрением последующих событий истории России перед учащимися ставится проблемное задание.
Работа ведется по учебнику (стр. 194-196) и ответы заносятся в конспект-шаблон.

 IV.            Закрепление изученного материала.
В заключение урока учащиеся отвечают на проблемное задание.

    V.            Домашнее задание.
 §24, задание по контурной карте (№№ 1,2,3,4-а, б, в).


Реформы  Петра 
I.

1.      Реформа центрального управления.

В 1699 Боярская дума была заменена царём Ближней канцелярией, переименованной в 1708 году в «консилию министров».

В 1711 году создан  Правительствующий сенат из 9 человек, назначенных царём, который ___________________________________________________________________________________________.

«Оком государевым» в Сенате в 1722 году был назначен генерал-прокурор

В 1718 – 1720 гг. на смену приказам пришли коллегии (сначала их было _________). Здесь было коллективное (коллегиальное) обсуждение дел.

Название  коллегии
Чем ведала (компетенция)
 Иностранных дел

Воинская

Адмиралтейств-коллегия

Юстиц-коллегия

Берг-коллегия

Мануфактур-коллегия

Коммерц-коллегия
Торговля
Штатс-контора
Государственные расходы и составление штатов
Ревизион-коллегия
Государственный контроль  над финансами
Камер-коллегия
Государственные доходы
Вотчинная коллегия
Землевладение
Главный магистрат
Координировал работу всех магистратов















  В 1722 году учреждена Малороссийская коллегия.

В каждую коллегию входили: президент, вице-президент, советники 

Создана Тайная канцелярия – занималась делами _________________________________________


2.      Указ о единонаследии. Табель о рангах.

Вотчина и поместье в России после 1714 года.
До  указа
Указ Петра I от 1714 г.
После  указа
Вотчина – наследственная собственность.
Поместье – пользование землёй при условии несения военной службы.

Поместье передаётся по наследству.
Обязательность службы для дворян сохранялась.



В 1722 году Петр I принял Табель о рангах.

Классы
Чины военные сухопутные
Чины гражданские
Что давало?
I
Генералиссимус, Фельдмаршал
Канцлер

II
Генерал от артиллерии…
Действительный тайный советник
III
Генерал-лейтенант
Тайный советник
IV
Генерал-майор
Действительный статский советник
V
Бригадир
Статский советник
VI
Полковник
Коллежский советник
VII
Подполковник
Надворный советник
VIII
Майор
Коллежский асессор
IX
Капитан
Титулярный советник

X
Штабс-капитан
Коллежский секретарь
XI
     –
Сенатский секретарь
XII
Поручик
Губернский секретарь
XIII
Подпоручик
Сенатский регистратор
XIV
Прапорщик
Коллежский регистратор
Теперь старая и новая аристократия уравнивалась и в служебном положении. 
Такая система давала возможность служебного роста любому служилому человеку, вне зависимости от его происхождения.

3.      Областная реформа.
Провинции (в 1719 году) – их было 50 (во главе – воеводы).
Губернии (1708 год) – 8 (во главе – губернаторы): Московская, Петербургская, Смоленская, Киевская, Азовская, Казанская, Архангелогородская, Сибирская.

4.      Городская реформа.   (1720 год.)

В городах стали выбирать выборные органы - _________________________________________, во главе которых стояли бурмистры.

5.      Церковная реформа.
В 1700 году ликвидировано патриаршество, установлена Духовная коллегия – Святейший правительствующий Синод, который управлял ________________________________________________
В 1722 году за его надзором введена светская должность обер-прокурор.

ВЫВОД:  БЫЛ НАВЕДЁН ДОЛЖНЫЙ ПОРЯДОК В УПРАВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ДЕЛАМИ. 
 В РОССИИ ОФОРМИЛСЯ _________________________________________________________.

Московское царство в XVII веке


Россия в конце XVII - первой половине XVIII вв.


Россия в конце XVII - первой половине XVIII вв. (контурная карта)


Дом Романовых


здания Двенадцати коллегий


современный вид здания Двенадцати коллегий


















Комментариев нет:

Отправить комментарий