Урок
28 РОССИЯ
Московское государство в конце XVII в. Реформы
и внешняя политика Петра I.
Тема
урока: РОССИЯ: ОТ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ К МОГУЩЕСТВУ
Цель урока: охарактеризовать
внутреннее и международное положение России, раскрыть причины отставания России
от передовых европейских держав; совершенствовать умения учащихся устанавливать
причинно-следственные связи при рассмотрении исторических событий, составлять
опорный конспект и обобщающие таблицы, работать с исторической картой;
формировать умения критически мыслить, оценивать роль личности в истории
государства (на примере деятельности Петра I).
Тип урока: комбинированный
урок.
Оборудование:
Учебник, §13. Карта «Россия в конце XVII – первой половине XVIII вв.»
Образовательное пространство расширяется за счет
чтения художественной и научно-популярной литературы: А. Толстой. Петр I.
А. С. Пушкин. Арап Петра Великого.
Основные
понятия и термины: «Великое посольство», Стрелецкий бунт, Азовские походы,
Северная война, Табель о рангах, Сенат, коллегия.
Методы
обучения: Проблемный или частично поисковый метод.
Проблемное задание: подумайте, реформы Петра I: зло или благо для России?
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний.
Беседа по вопросам:
1. Когда
возникло понятие «просвещенный абсолютизм»?
2. В
чем состоит содержание политики просвещенного абсолютизма?
Подводя итоги обсуждения, учитель отмечает, что
вершиной политики просвещенного абсолютизма в России станет правление Екатерины
II. Но основу этой политики,
равно как и могущество Российской империи было заложено в эпоху Петра I.
Объявляется тема урока.
III.
Изучение
нового материала.
1. Начало правления Петра I.
Учащимся дается
задание: оформить опорный конспект по материалу параграфа (стр. 192-194).
Опорные слова: борьба за трон, «потешные полки» - это будущая армия, рождение
русского флота (1693 г.). Азовские походы, «Великое посольство», Стрелецкий
бунт (1698 г.), Северная война (1700-1721 гг.).
2.
Реформы
Петра I.
Перед рассмотрением
последующих событий истории России перед учащимися ставится проблемное задание.
Работа ведется по
учебнику (стр. 194-196) и ответы заносятся в конспект-шаблон.
IV.
Закрепление
изученного материала.
В заключение урока
учащиеся отвечают на проблемное задание.
V.
Домашнее
задание.
§24, задание по
контурной карте (№№ 1,2,3,4-а, б, в).
Реформы Петра I.
1. Реформа центрального управления.
В 1699 Боярская дума
была заменена царём Ближней канцелярией, переименованной в 1708
году в «консилию министров».
В 1711 году создан
Правительствующий сенат из 9 человек, назначенных царём, который ___________________________________________________________________________________________.
«Оком государевым» в Сенате
в 1722 году был назначен генерал-прокурор
В 1718 – 1720
гг. на смену приказам пришли коллегии (сначала
их было _________). Здесь было коллективное (коллегиальное) обсуждение дел.
Название коллегии
|
Чем ведала (компетенция)
|
Иностранных дел
|
|
Воинская
|
|
Адмиралтейств-коллегия
|
|
Юстиц-коллегия
|
|
Берг-коллегия
|
|
Мануфактур-коллегия
|
|
Коммерц-коллегия
|
Торговля
|
Штатс-контора
|
Государственные
расходы и составление штатов
|
Ревизион-коллегия
|
Государственный
контроль над финансами
|
Камер-коллегия
|
Государственные
доходы
|
Вотчинная
коллегия
|
Землевладение
|
Главный
магистрат
|
Координировал
работу всех магистратов
|
В 1722 году учреждена Малороссийская коллегия.
В каждую коллегию
входили: президент, вице-президент, советники
Создана Тайная
канцелярия – занималась делами _________________________________________
2. Указ о единонаследии. Табель о рангах.
Вотчина и поместье в
России после 1714 года.
До указа
|
Указ
Петра I от 1714 г.
|
После указа
|
Вотчина – наследственная собственность.
Поместье –
пользование землёй при условии несения военной службы.
|
Поместье передаётся по
наследству.
Обязательность службы для
дворян сохранялась.
|
В 1722 году Петр
I принял Табель о рангах.
Классы
|
Чины военные сухопутные
|
Чины
гражданские
|
Что
давало?
|
I
|
Генералиссимус, Фельдмаршал
|
Канцлер
|
|
II
|
Генерал от артиллерии…
|
Действительный тайный советник
|
|
III
|
Генерал-лейтенант
|
Тайный советник
|
|
IV
|
Генерал-майор
|
Действительный
статский советник
|
|
V
|
Бригадир
|
Статский советник
|
|
VI
|
Полковник
|
Коллежский советник
|
|
VII
|
Подполковник
|
Надворный советник
|
|
VIII
|
Майор
|
Коллежский асессор
|
|
IX
|
Капитан
|
Титулярный советник
|
|
X
|
Штабс-капитан
|
Коллежский секретарь
|
|
XI
|
–
|
Сенатский секретарь
|
|
XII
|
Поручик
|
Губернский секретарь
|
|
XIII
|
Подпоручик
|
Сенатский регистратор
|
|
XIV
|
Прапорщик
|
Коллежский регистратор
|
Теперь старая и
новая аристократия уравнивалась и в служебном положении.
Такая система давала
возможность служебного роста любому служилому человеку, вне зависимости от его
происхождения.
3. Областная реформа.
Провинции (в 1719 году) – их было 50 (во главе – воеводы).
Губернии (1708 год) – 8 (во главе – губернаторы): Московская, Петербургская, Смоленская,
Киевская, Азовская, Казанская, Архангелогородская, Сибирская.
4.
Городская реформа. (1720 год.)
В городах стали выбирать
выборные органы - _________________________________________, во главе которых
стояли бурмистры.
5. Церковная реформа.
В 1700 году
ликвидировано патриаршество, установлена Духовная коллегия – Святейший
правительствующий Синод, который управлял ________________________________________________
В 1722 году за
его надзором введена светская должность обер-прокурор.
ВЫВОД: БЫЛ НАВЕДЁН ДОЛЖНЫЙ ПОРЯДОК В УПРАВЛЕНИИ
ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ДЕЛАМИ.
В РОССИИ ОФОРМИЛСЯ _________________________________________________________.
Московское царство в XVII веке |
Россия в конце XVII - первой половине XVIII вв. |
Россия в конце XVII - первой половине XVIII вв. (контурная карта) |
Дом Романовых |
здания Двенадцати коллегий |
современный вид здания Двенадцати коллегий |
Комментариев нет:
Отправить комментарий