четверг, 23 июля 2015 г.



Урок 29 РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО

Дворцовые перевороты. Эпоха Екатерины II. Правление Павла I. Культура и повседневная жизнь.


Тема урока:

Цель урока: рассмотреть узловые моменты истории России XVIII века; определить основное направление развития страны в этот период; совершенствовать навыки учащихся в определении роли личности в истории страны (на примере деятельности Екатерины II); формировать негативное отношение к крепостничеству как форме угнетения человека человеком.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: Учебник, §24. Карта «Россия во второй половине XVIII века».
Основные понятия и термины: дворцовые перевороты, Семилетняя война, «просвещенный абсолютизм», разделы Речи Посполитой.
Методы обучения: Частично поисковый метод.
Проблемные задания: 1. Как изменились права и обязанности российского дворянства в XVIII веке? Почему это произошло? 2. Облегчало или усложняло проведение реформ существовавшее в России крепостное право?

Ход урока

       I.       Организационный момент.

    II.       Актуализация опорных знаний.
Значительное по своему объему содержание нового материала предполагает достаточно быструю проверку домашнего задания (ее можно провести в виде исторического диктанта).
Объявляется тема урока и проблемные задания.


 III.       Изучение нового материала.

Класс разбивается на четыре группы. Каждая группа получает соответствующие задания.

Группа I. «Дворцовые перевороты».
1.      Дать определение понятия «дворцовый переворот».
2.      Какие монархи занимали российский престол в результате дворцовых переворотов, кто их поддерживал? Ответ оформить в виде таблицы.
Дворцовый переворот - смена власти в государстве, осуществляемая обязательно с нарушением действующих на данный момент конституционных и правовых норм, обычно с применением силы для захвата центров управления государством и осуществлением физической изоляции (иногда ареста или убийства) действующих его руководителей.

ДВОРЦОВЫЕ  ПЕРЕВОРОТЫ  XVIII ВЕКА
Кто возведен на трон
Период пребывания у власти
Опора правителя
Екатерина I
(жена Петра I)
1725 – 1727
Гвардейские полки, Верховный тайный совет, сподвижники Петра I (особенно А. Меньшиков)
Петр II
(внук Петра I)
1727 – 1730
Гвардейские полки, Верховный тайный совет,
Группировка князей Долгоруких
Анна Иоановна – герцогиня Курляндская (дочь царя Ивана, брата Петра I)
1730 – 1740
«бироновщина»
Гвардейские полки, немецкое дворянство во главе с Бироном; тайная полиция
Иван Антонович
(регент Бирон)
1740 – 1741
Немецкое дворянство
Елизавета
(дочь Петра I)
1741 – 1761
Гвардейские полки
Петр III
(внук Петра I)
1761 – 1762
Не имел опоры, правил всего полгода
Екатерина II
(жена Петра III)
1762 – 1796
Гвардейские полки, русское дворянство
Павел I
(сын Екатерины II)
1796 – 1801
Поддержки не имел

Группа II. «Россия в годы правления Екатерины II».
1.      История восшествия на престол.
2.      В чьих интересах проводилась внутренняя политика Екатерины II?
3.      Что такое «просвещенный абсолютизм»?
4.      Народный протест против крепостнической политики Екатерины II.
Ответ оформляется в таблице «Политика «просвещенного абсолютизма», начатой при изучении Пруссии и Австрии (третья колонка).

ПОЛИТИКА «ПРОСВЕЩЕННОГО АБСОЛЮТИЗМА»
Пруссия
Австрия
Россия
Монарх (годы правления)
Фридрих II
(1740-1786)
«король-философ»
Мария-Терезия (1740-1780)
Иосиф II (1780-1790)
Екатерина II
(1762-1796)
РЕФОРМЫ И ПОЛИТИКА
1.       Отменил пытки
2.       Гарантировал имущественные права подданных
3.       Централизовал судопроизводство и отделил его от исполнительной власти в духе идей Монтескьё
4.       Новый свод законов
5.       Веротерпимость в религиозной политике
6.       Отмена цензуры
7.       Создание Берлинской академии наук и первой публичной библиотеки
8.       Учредил Королевскую оперу
9.       Территория Пруссии увеличилась вдвое
1.       Всеобщий подоходный налог
2.       Ограничение барщины (до 30 дней в году), затем (при Иосифе II) ликвидация крепостной зависимости крестьян
3.       Введение светского образования (открыто более 6000 школ)
4.       Образование публичных библиотек в Праге и Инсбруке
5.       Кодификация законов
6.       Разделение судебной и административной власти
7.       Отмена пыток
8.       Упразднение ордена иезуитов
9.       Веротерпимость в религиозной политике
10.    Увеличение территории (многонациональной государство)
1.       Радел Сената на департаменты(6), лишение этого органа законодательной власти
2.       Губернская реформа (50 вместо 23, губернии – на уезды)
3.       1764 г. – упразднено гетманство на Украине
4.       1775 г – ликвидация Запорожской Сечи
5.       Создан сословный суд
6.       Жалованные грамоты дворянству и городам (1785 г). Освобождение дворян от обязательной государственной службы
7.       Секуляризационная реформа
8.       Создание в городах народных училищ положили начало государственной системе общеобразовательных школ в России. Учиться в них могли люди всех сословий
9.       Образован Государственный банк. Впервые в России введены в обращение бумажные деньги (ассигнации)
10.    Ужесточение крепостного права. Подавление восстания Пугачева (1773 – 1775)
УЧАСТИЕ В РАЗДЕЛАХ РЕЧИ ПОСПОЛИТОЙ

Группа III. «Внешняя политика России во второй половине XVIII века».
1.      Участие России в Семилетней войне.
2.      Выход к Черному морю.
3.      Разделы Речи Посполитой.
4.      Борьба с революционной Францией.
Ответ оформляется в виде опорного конспекта.


Группа IV. «Самовластие Павла I».
1.      Дать краткую характеристику правлению Павла I.
2.      Почему политика Павла I не нашла поддержки у русского дворянства?

После вступления на престол Павел решительно приступил к ломке порядков, заведённых матерью. У современников осталось впечатление, что многие решения принимались «назло» её памяти. Питая глубокое отвращение к революционным идеям, Павел, к примеру, вернул свободу радикалам Радищеву и Костюшко, а последнему даже разрешил выехать в Америку.
В день коронации Павел I публично прочёл принятый новый закон о престолонаследии, который подвёл черту под столетием дворцовых переворотов и женского правления в России. Отныне женщины фактически были отстранены от наследования российского престола.
Ослабил позиции дворянства.
Улучшил положение крестьян.
Павел издал указ, разрешающий строительство старообрядческих храмов во всех епархиях российского государства. В 1800 году окончательно было утверждено положение о единоверческих церквях. С тех пор старообрядцы особо чтут память Павла I.
Панически опасаясь заразительности примера Великой французской революции, Павел в 1800 году запретил ввоз иностранных книг и отправку юношей за границу для получения образования. В немилость попали Гёте, Шиллер, Кант, Свифт и другие выдающиеся авторы. Все частные («вольные») типографии в стране были закрыты.
Одним из первых своих указов Павел утвердил новые воинские уставы, затем пересмотрел петровский морской устав, ограничил срок службы рекрутов 25 годами. Функциональное обмундирование, введённое при Потёмкине, сменила архаичная к тому времени форма армии Фридриха Великого, которого Павел (как и его отец) считал своим кумиром. Но в новой форме было одно полезное нововведение — шинели, которые сменили в 1797 году прежние епанчи и спасли множество русских солдат в войне 1812 года. За пределами Петербурга было развёрнуто строительство казарм. В армии появились принципиально новые подразделения — инженерное, фельдъегерское, картографическое. Впервые в Европе были введены наградные знаки для рядовых.

 IV.            Закрепление изученного материала.
Представители от групп докладывают о проделанной работе. Учащиеся отвечают на проблемные задания.

    V.            Домашнее задание.
 §24, задания по контурной карте (выполнить полностью). Используя дополнительную литературу, подготовить рассказ об одном из представителей русской культуры XVIII века.

 Фамилия, имя ______________________________ класс _____ оценка ___


определения
ОТВЕТЫ
           1.       
Россия была провозглашена империей в … году

           2.       
Полтавская битва – сражение, состоявшееся в ходе, какой войны?

           3.       
Российская дипломатическая миссия, отправленная Петром I в Западную Европу с целью поиска  союзников против Турции, а так же пригласить мастеров различных специальностей на российскую службу, называлась…

         4.       
Высший государственный орган в России времен Петра I до 1917 года

         5.       
Город, основанный Петром I в 1703 году и ставший впоследствии столицей Российской империи

        6.       
Назовите документ, который в XVIII веке определял систему чинов и порядок продвижения по службе.

         7.       
Синод – это …


         8.       
Отметьте неверный ответ (вычеркните из списка).
Основными направлениями экономической политики Петра I являлись:
А) усиление роли гос-ва в экономике;
Б) ориентация экономики на нужды армии и флота;
В) поощрение частного предпринимательства;
Г) политика меркантилизма;
Д) снижение налогового бремени населения;
Е)поддержка ремесленников;
Ж) расширение внутренней и внешней торговли;
З) развитие мануфактур.
9.
Вместо нескольких десятков громоздких приказов были созданы …

10.
Назовите полки составившие основу новой российской армии


 

Российская империя во второй половине XVIII века


Россия в XVII - XVIII вв. (контурная карта)


Дом Романовых


Преображенцы провозглашают императрицей Елизавету Петровну


Апофеоз царствования Екатерины II


















Комментариев нет:

Отправить комментарий