четверг, 23 июля 2015 г.

Урок 30 СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ АМЕРИКИ

Английские колонии в Северной Америке. Начало борьбы с метрополией.


Тема урока: АНГЛИЙСКИЕ КОЛОНИИ В СЕВЕРНОЙ АМЕРИКЕ


Цель урока: Учащиеся узнают, что колонии в Новом Свете были созданы протестантами, считавшими главной ценностью свободу вероисповедания; углубляют знания об условиях, необходимых для формирования национального самосознания, а также о правах человека; продолжается формирование навыков самостоятельной работы (или в малых группах) с оформлением опорного конспекта.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: Учебник, §25 (до стр. 212). Карта «Северная Америка в XVIII веке».
Основные понятия и термины: колонии, метрополии, война за независимость, «Бостонское чаепитие».
Методы обучения: Лабораторная работа или частично поисковый метод.

Ход урока

       I.       Организационный момент.

    II.       Актуализация опорных знаний.
На уроке начинается изучение темы «Североамериканские колонии в борьбе за независимость». Для создания интереса у восьмиклассников следует их спросить, что им известно об истории возникновения современного государства Соединенные Штаты Америки. Можно продемонстрировать СЛАЙД №1 презентации и попросить ответить, что ученики знают о государственных символах США. Ответы учащихся, скорее всего, не будут носить системного характера, но возбудят интерес к теме. Учитель сообщает восьмиклассникам, что на этом и на следующем уроке они познакомятся с историей рождения нового государства — США, узнают об особенностях североамериканского общества.
Затем учащиеся знакомятся с планом урока и с условиями выполнения лабораторной работы. Раздаются необходимые материалы.
Если урок проходит с элементами объяснений учителя, то желательно это делать вместе с демонстрацией слайдов.
В обоих вариантах работы на уроке предполагается работа с контурной картой.
План урока (при втором варианте изучения темы):
1. Первые колонии и их жители.
2. Колониальное общество: хозяйственная и политическая жизнь.
3. Формирование североамериканской нации.
4. Конфликт с метрополией: «Нет налогов без представительства».

При объяснении следует учитывать особенности исторического развития США.
Североамериканское общество возникло в ходе коренного преобразования европейских по своему происхождению цивилизационных основ: государственных, экономических и социальных моделей, которые возник ли в Европе в период после Реформации. Особенно следует учитывать, что в протестантской Европе уже были модели государств с конституционным устройством — прежде всего в Англии и Нидерландах. В этих странах широко распространялись и частично узаконились новые учения и группы людей, стремящиеся реализовать принцип равноправия в религиозной и политической сферах.
США — страна, созданная поселенцами, явившимися носителями тех европейских религиозных и культурных традиций, которые открыли простор для развития принципа равноправия и постепенно создали предпосылки для образования североамериканского общества.
В то же время США нельзя рассматривать как «осколки» своих европейских «стран-родителей», ибо в этой стране у народа сформировано свое коллективное самосознание, сложилась американская нация, а многие из норм экономической, политической, правовой, нравственной жизни общества, перенесенных из Европы, изменились в соответствии с местными предпосылками. Историки считают, что наиболее важные ос новы были заложены в результате «мессианских» учений и предоставленной возможности создания Царства Божия на земле. Идеология основателей нового общества своими корнями уходила в пуританские религиозные представления, политические идеалы Локка и во взгляды европейского Просвещения.
Для общественного устройства (политики) Соединенных Штатов был характерен акцент, ориентированный на личные достижения, индивидуализм, на республиканские свободы.
Как мы видим, в Соединенных Штатах сложилось особое слияние религиозных ценностей, культа индивидуализма и экономического успеха, отсутствие культа государства. Эти идеи оказали влияние на формирование американского национального характера.

 III.       Изучение нового материала.
·        Вариант урока в форме лабораторной работы. Учитель знакомит учащихся с проблемными и познавательными заданиями и просит их подготовить ответы, пользуясь полученными документами и текстом параграфа. Результатом работы является оформленный опорный конспект.
·        Второй вариант проведения урока.
1.      Первые колонии и их жители.
СЛАЙД №2. (Работа с картой, с учебником). Объяснить содержание слайда и выполнить задания №1, 2 в контурной карте.
СЛАЙД №3. Работа с  документом «Причины эмиграции».
При объяснении первого вопроса можно подробнее рассказать об отношениях колонистов и индейцев.
Пока колонистов было мало, индейцы относились к ним как к друзьям. Именно индейцы научили пришельцев, как расчищать первобытные леса и делать землю пригодной для обработки. Они же научили белых сеять маис и табак, горох и бобы, тыкву и кабачки, дыню и огурцы, готовить кленовый сахар; охотиться на диких животных, ставить на них капканы и выделывать их шкуры; как делать челны из березовой коры (без этих челнов колонистам никогда бы не удалось проникнуть в дикие чащи); печь съедобных моллюсков на взморье. Тропинки индейцев стали дорогами колонистов. Одним словом, индейцы научили колонистов жить в Новом Свете, а европейцы отплатили тем, что отняли у них земли. Колонисты стали захватывать леса, в которых индейцы, не имевшие домашнего скота, охотились. Торговцы за ром и фабричные товары покупали у индейцев ценнейшую пушнину. Современник писал: «За порцию рома, стоимостью в полшиллинга, можно купить у них мех, который не получить в обмен на другой товар даже стоимостью в 15 шиллингов» (остров, на котором теперь расположена центральная часть Нью-Йорка, был «куплен» за набор ножей и бус, стоивших всего 24 доллара). Такая политика поселенцев вызвала возмущение индейцев и подтолкнула их к борьбе, которая кончилась истреблением коренного населения.
2.      Колониальное общество: хозяйственная и политическая жизнь.
СЛАЙ №4. Учащиеся работают с материалом учебника (стр. 201-211) и отвечают на вопросы, вынесенные в слайд:
1.      Какими путями развивались колонии?
2.      Что собой представляло американское общество?
3.      Как вы думаете, что обозначают даты 1619-1863 гг.?
4.      Опишите структуру власти в колониях.
Углубляя вопрос о хозяйственной жизни колониального общества, учитель может добавить, что английский король и земельная аристократия старались насаждать крупное землевладение. Английские короли раздавали в колониях огромные земли своим приближенным. Семейству лорда Ферфакса принадлежали поместья, почти равные по площади Голландии; лорд Балтимор являлся собственником Мэриленда, герцог Йоркский — Нью-Йорка и т. д. (работа с картой). Эти собственники земли пытались ввести сеньориальные порядки и заставить переселенцев нести повинности. Но наличие «свободных» земель обрекло эту политику на неудачу. Поселенцы сопротивлялись и уходили на Запад, становились свободными фермерами.
3.      Формирование североамериканской нации.
СЛАЙД №5. Прочитать материал учебника (стр. 211) и  отрывок из документа писателя Жана де Кревекера. Ответить на вопрос:
1.      Какие черты присущи американской нации?
Содержание урока позволяет показать учащимся опасность религиозного фанатизма. Учитель говорит, что XVI—XVII вв.— это время, когда шла «охота на ведьм». Учащиеся знают о преследованиях инквизицией еретиков и «ведьм». Приведенный ниже рассказ позволяет увидеть, что не отставала от католической церкви и кальвинистская церковь.
Чтобы обвинить женщину в ведовстве, не требовалось никаких доказательств. Достаточно было соседям указать на вред, якобы причиненный им колдовскими приемами определенной женщины. Болезнь или смерть ребенка, пропажа молока у коровы, красота, недобрый взгляд и т. д. — все это могло вызвать обвинения в колдовстве.
Вместе с переселенцами из Европы эта истерия перекинулась и в Новый Свет, где ведовство считалось преступлением более тяжким, чем поджог или убийство. Всемирную известность приобрел маленький американский городок Сайлем, расположенный на берегу Массачусетского залива. С января по октябрь 1692 г. здесь продолжался чудовищный «процесс над ведьмами». Две девочки, 9 и 11 лет, дочь и племянница пастора, начитавшись книг о ведовстве, которых было много в доме, впали в истерическое состояние: они плакали, смеялись, бились в судорогах. Врач помочь не смог, и тогда заговорили о кознях нечистой силы. Девочки ухватились за это предположение, и болезнь (подростковая истерия) превратилась в игру. Они заявили, что их мучает дьявол, а во время своих припадков начали называть и других его сообщников, которыми были уважаемые и состоятельные жители Сайлема, чем-то несимпатичные девочкам. Всех «изобличенных» ими ждал суд.

4. Конфликт с метрополией: «Нет налогов без представительства».
СЛАЙД №6. Последний вопрос изучается по материалу учебника (стр.211), а причины конфликта между колониями и метрополией выписываются в тетрадь. Какое событие послужило поводом к вооруженному столкновению? Когда это произошло?
Выполнить задание в контурной карте (отметить место и год «Бостонского чаепития»).

  IV.            Закрепление изученного материала.
При первом варианте изучения темы – учащиеся представляют результаты самостоятельной работы, в т.ч. задания, выполненные в контурной карте (у интерактивной доски).
Во втором случае закрепление происходит по ходу урока и в конце урока (СЛАЙД №7).

     V.            Домашнее задание.
 §25 (до стр. 212). Подготовить сообщения о Дж. Вашингтоне и Т. Джефферсоне. Повторить "Основные идеи эпохи Просвещения".


Документы и задания для лабораторной работы


 1. Используя содержание учебника и приведенные ниже статистические данные, выделите причины эмиграции в Северную Америку в конце XVII — начале XVIII в.:
— к началу XVIII в. в Северной Америке проживало 250 тыс. выходцев из Британии, в течение XVIII в. переселилось еще 432 тыс. британцев;
— от 1/4 до 1/3 переселенцев были родом из Лондона или близлежащих городов;
— средний надел земли в Европе у свободного землевладельца не превышал 30 акров, в Северной Америке составлял 100 акров;
— в Англии мелкие землевладельцы владели менее чем 30% всей обрабатываемой земли, в Северной Америке — 70% всех угодий;
— в Англии беднота без земли становилась наемными рабочими, которые в середине XVIII в. составляли около 50% населения, в Северной Америке наемные рабочие в это же время составляли 20% населения;
— в середине XVIII в. по европейским стандартам в Северной Америке был самый высокий уровень жизни в мире. Доходы на душу населения в Северной Америке росли вдвое быстрее, чем в Англии;
— средний доход свободных американцев в 70-е гг. XVIII в. составлял (по разным данным) от 60 до 75 ф. ст., в то время как в Англии он не превышал 55 ф. ст.;
— в английских колониях Северной Америки не менее четверти дохода каждого фермерского хозяйства шло на покупку товаров из-за океана;
— не менее 2/3 населения североамериканских колоний жили за счет торгов ли, тогда как в Англии — 1/4 часть;
— к 1790 г. в 2/3 американских семей насчитывалось до 9 человек, тогда как в Англии — 4, 5 человека.
2. Прочитайте документы и укажите:
а) как развивались отношения между индейцами и белыми колонистами с се редины XVII в. до середины XVIII в.;
б) чем вы можете объяснить изменение этих отношений.
Дайте свою оценку сложившейся ситуации.
Из заявлений вождей индейских племен во время переговоров с уполномоченным английских властей баронетом Уильямом Джонсоном (март 1768 г.)
На заседании 4 марта. ...Вождь племени онейда от имени вождей остальных племен обратился... со следующими словами: «Мы благодарим Великий дух за то, что он дал нам возможность встретиться здесь сегодня после многих обрушившихся на нас бед... Брат, мы и наши семьи послед нее время живем как в аду, не зная, что делать. Куда мы ни посмотрим, везде мы видим нашу кровь, а когда наши юноши хотят заняться охотой на диких зверей в нашей стране, они натыкаются на заборы. Им надоело перелезать через них. Они не могут добыть оленину для еды и кору де рева для хижины, так как на животных им не дают охотиться, а деревья вырубают».
На заседании 6 марта. Представитель индейцев, отвечая на речь сэра Уильяма, заявил: «...Люди, которые раньше обижали нас... теперь поднялись, чтобы задушить нас... и англичане, вместо того чтобы защитить нас, как мы на это надеялись, воспользовались тем, что они хитрее нас, и об манули наших людей в Пенсильвании, Виргинии и по всей стране, а торгов цы начали все больше обманывать нас и сейчас ни с чем и ни с кем не считаются, даже с чиновниками, которых посылают для наблюдения за торговлей. Так если нас обижают, то кто же поможет нам?»
3. В одной из резолюций английского парламента было сказано: «Развитие промышленности в колониях ослабляет их зависимость от Великобритании». Прочитайте внимательно извлечения из парламентских актов и объясни те, какими методами Великобритания укрепляла зависимость своих колоний в Северной Америке.
Навигационный акт (1660 г.)
Для поощрения и развития кораблестроения и мореплавания этой нации, богатства и процветания королевства... король, лорды и общины постановляют: ...2) начиная с 1 декабря сего 1660 года никакой товар или изделие не могут ввозиться или вывозиться с земель, островов... или иных территорий, принадлежащих Его Величеству в Азии, Африке или Америке... ни на каком ином судне, кроме принадлежащих жителям Англии, Ирландии и Уэльса... или же на судах, построенных в вышеупомянутых колониях и принадлежащих их жителям при условии, что капитан и не менее 3/4 их экипажа будут англичанами; 3) в случае же, если настоящий закон будет на рушен, нарушивший его подвергается наказанию: конфискации самого судна и товара, перевозимого на нем... 4) всем адмиралам, а также капитанам судов... предписывается в обязательном порядке захватывать корабли нарушителей... и доставлять их в адмиралтейский суд...
...Начиная с 1 апреля 1661 года сахар, табак, хлопок, индиго, имбирь и ряд других товаров, производимых в колониях Америки, Азии или Африки, не могут вывозиться из вышеупомянутых колоний ни в какую часть света, кроме владений Его Величества, или же в Англию, Ирландию, Уэльс...
Шерстяной акт (4 мая 1699 г.)
...Начиная с 1 декабря сего года в целях поощрения и развития шерстяного производства в королевстве... шерстяные изделия любого рода... произведенные в какой-либо из английских колоний в Америке, не могут вывозиться из портов вышеупомянутых колоний, а также никакие изделия из шерсти, произведенные в колониях, нельзя вывозить за пределы английских владений в Северной Америке...
Железный акт (12 апреля 1750 г.)
...Начиная с 24 июня, для того чтобы металлические заготовки, изготовленные в колониях Его Величества в Америке, обрабатывались только в Великобритании... ни одно предприятие или машина для об работки или проката железа... изготовления стали... не могут быть построены ни в одной из американских колоний Его Величества... и если кто-нибудь нарушит настоящий Акт, то будет подвергнут штрафу в размере 200 фунтов за каждую используемую для изготовления и обработки металла машину.


4. Бенджамин Франклин считается идеологом американского общества XVIII в. В чем выражалась эта идеология? Под влиянием каких учений она сложилась?
Из высказываний Б. Франклина
«Тот, кто точно отдает долги, является хозяином чужих кошельков».
«Для того чтобы обеспечить мой кредит и репутацию как торговца, я старался не только быть трудолюбивым и бережливым в действительности, но и избегать всякого внешнего проявления противоположных качеств. Я одевался просто, и меня никогда не видели в местах праздных развлечений. Я никогда не занимался ужением рыбы или охотой; книга, правда, иной раз отрывала меня от моей работы, но это случалось редко и оставалось незамеченным, так что не вызывало сплетен. Чтобы показать, что я не брезгую своим делом, я иногда привозил домой бумагу, купленную мной в магазине, на тачке. Я слыл трудолюбивым и преуспевающим молодым человеком, аккуратно платящим по счетам».
«Усердие платит долги, а лень и отчаяние их увеличивают».
«Капля по капле камень долбит; ударяя не сильно, но часто, можно свалить большие дубы».
«Где кухня жирная, там завещание тощее».
«Лучше лечь спать не ужинавши, чем встать в долгах».
«Кто покупает ненужное, скоро продаст необходимое».
«Не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня».





Северная Америка в XVIII в.


Северная Америка в XVIII в. (контурная карта)


День благодарения









Комментариев нет:

Отправить комментарий