четверг, 23 июля 2015 г.

Урок 31 ВОЙНА ЗА НЕЗАВИСИМОСТЬ СЕВЕРОАМЕРИКАНСКИХ КОЛОНИЙ ПРОТИВ АНГЛИИ

Начало войны. Провозглашение независимости. Конституция США.

Тема урока: ВОЙНА ЗА НЕЗАВИСИМОСТЬ. СОЗДАНИЕ СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ АМЕРИКИ

Цель урока: ознакомить учащихся с борьбой североамериканских колоний за независимость;  учащиеся так же узнают о политической системе США и ее Конституции — первом документе своего времени, в основу которого были положены достижения передовой общественной мысли, представления о прирожденных правах человека и разделении властей.
Тип урока: комбинированный урок с элементами лабораторной работы.
Оборудование: Учебник, §25. Карта «Северная Америка в XVIII веке».
Основные понятия и термины: лоялист, Конституция, суверенитет, федерация, импичмент.
Методы обучения: Проблемный или частично поисковый метод.
Проблемные задания:
1.      Согласны ли вы с тем, что Войну за независимость называют американской революцией? Свою точку зрения аргументируйте.
2.      Подумайте, какими идеями эпохи Просвещения авторы Декларации независимости обосновывали право колоний на независимость.
3.      Подумайте, почему республиканские настроения в английских колониях Северной Америки были значительно сильнее, чем в самой Англии. Свою точку зрения аргументируйте.

Ход урока

       I.       Организационный момент.

    II.       Актуализация опорных знаний.
После блиц-проверки знаний (СЛАЙД №1) и указания причин конфликта между жителями колоний и Английской короной, учащиеся знакомятся с темой и планом урока (СЛАЙД №2), и каждый из них выбирает для работы проблемное задание.
Урок очень насыщен, так как дополнительно к фактическому материалу на нем изучается достаточно сложный документ — извлечение из Декларации независимости.

 III.       Изучение нового материала.
1.      Начало войны за независимость. Джордж Вашингтон.
СЛАЙД №3. О начале Войны за независимость рассказывается по материалам учебника (стр. 212-213). Расширение содержания может происходить за счет включения более подробных сведений о Джордже Вашингтоне (сообщение учащегося).



2.      Томас Джефферсон. Принятие Декларации независимости.
СЛАЙД №4. Второй пункт плана раскрывается по учебнику и сопровождается работой с документами. Сообщение учащегося о Т. Джефферсоне.
СЛАЙД №5. На вопрос, почему передовые умы американского общества отвергали монархию как форму правления, отвечает извлечение из приведенного ниже документа, текст которого следует раздать учащимся (либо проецируется на экран).

Из памфлета Томаса Пэйна «Здравый смысл» (1776)

Поскольку все люди от природы равны по происхождению, равенство это могло быть нарушено лишь впоследствии...
Зло монархии мы дополнили злом престолонаследия, и если первое есть ущерб и унижение для нас самих, то второе, будучи возведенным в закон, есть оскорбление и обман потомства. Ибо все люди по происхождению равны и ни у кого не может быть прирожденного права давать своей семье преимущества перед всеми другими, и хотя сам человек мог заслужить известную долю почестей от своих современников, однако его потомки могут быть вовсе недостойны наследовать их...
Короче говоря, монархия и престолонаследие покрыли кровью и пеплом не только то или иное королевство, а весь мир. Это та форма правления, против которой свидетельствует слово Божие и за которой следует кровь...

СЛАЙД №6. Далее рассматривается текст Декларации независимости (извлечения) и задания к нему.

Декларация независимости

Конгресс, 4 июля 1776 г.

Принята единогласно
тринадцатью соединенными Штатами Америки

… Мы исходим из той самоочевидной истины, что все люди созданы равными  и  наделены  их  Творцом  определенными   неотчуждаемыми правами,  к числу которых относятся жизнь, свобода и стремление к счастью.   Для   обеспечения   этих   прав   людьми   учреждаются правительства,  черпающие  свои  законные полномочия  из согласия управляемых.  В  случае,  если  какая-либо  форма   правительства становится  губительной  для самих этих целей,  народ имеет право изменить  или  упразднить  ее  и  учредить  новое  правительство, основанное  на  таких  принципах  и  формах  организации  власти, которые,  как ему  представляется,  наилучшим  образом  обеспечат людям безопасность и счастье.  Разумеется,  благоразумие требует, чтобы правительства, установленные с давних пор,  не менялись бы под   влиянием   несущественных   и  быстротечных  обстоятельств; соответственно, весь опыт прошлого подтверждает, что люди склонны скорее сносить пороки до тех пор,  пока их можно терпеть,  нежели использовать  свое  право  упразднять  правительственные   формы, ставшие для них привычными.  Но когда длинный ряд злоупотреблений и  насилий,  неизменно  подчиненных  одной   и   той   же   цели, свидетельствует  о  коварном  замысле  вынудить народ смириться с неограниченным  деспотизмом,  свержение  такого  правительства  и создание новых гарантий безопасности на будущее становится правом и обязанностью народа…
… Поэтому  мы,  представители   соединенных   Штатов  Америки, собравшись на общий  Конгресс,  призывая  Всевышнего  подтвердить честность  наших  намерений,  от  имени  и по уполномочию доброго народа этих колоний,  торжественно записываем и заявляем, что эти соединенные  колонии являются и по праву должны быть свободными и независимыми штатами, что они освобождаются от всякой зависимости по  отношению  к  британской  короне и что все политические связи между  ними  и  Британским  государством  должны  быть  полностью разорваны,  что  в  качестве  свободных  и независимых штатов они полномочны объявлять войну, заключать мирные договоры, вступать в союзы,  вести торговлю, совершать любые другие действия и все то, на  что  имеет  право  независимое  государство.  И   с   твердой уверенностью   в   покровительстве  Божественного  Провидения  мы клянемся  друг  другу  поддерживать  настоящую  Декларацию  своей жизнью, своим состоянием и своей незапятнанной честью.
Вопросы и задания: проанализируйте документ и сделайте вывод, какие философские и общественно-политические учения, распространенные в XVIII веке, нашли в нем отражение. (Можно использовать материалы таблицы «Французские просветители», урок «Эпоха Просвещения»). Выделите в тексте главные причины, опираясь на которые авторы Декларации доказывали правомерность отделения колоний от своей европейской метрополии. Как вы думаете, что имели ввиду авторы Декларации, когда писали: «… все люди сотворены равными…»?

3. Патриотический подъем в стране. Ход военных действий и окончание войны.         
4.      Итоги и значение Войны за независимость.
СЛАЙД №7. Третий и четвертый пункты плана изучаются по учебнику (стр. 215-216) и карте с опорой на материал слайда.

5.      Конституция 1787 г. и создание демократической федеративной республики – США.
СЛАЙД №8. Наиболее сложный вопрос — о Конституции США — объясняет учитель. Ключом к пониманию целей этого документа служат слова французского писателя А. де Токвиля (XIX в.), писавшего, что в период составления Конституции у американцев было две задачи — сохранить особенность каждого штата и в то же время объединить весь народ в единый союз. Обсуждая вопрос о принятии конституции, следует в доступной форме объяснить, что, выдвигая идею создания конституции, американцы обсуждали проблемы: как следует организовать власть, чтобы она отвечала интересам народа, и, если народ обладает правом создать конституцию, имеет ли он исключительное право ее изменить?
СЛАЙД №9. Первый вопрос связан с центральной идеей Нового времени — разделением властей. 30 мая 1776 г. городское собрание Бостона дало своим представителям на конституционном кон венте наказ, в котором говорилось, что для сохранения свободы очень важно, чтобы законодательная, судебная и исполнительная власти были, как можно более независимы и отделены друг от друга. Там, где они сосредоточены в руках одних и тех же лиц, государство не будет защищено от принятия деспотических законов и произвола в их исполнении.
Американцы понимали, что законность не может быть гарантирована, если три власти будут сосредоточены в одной руке, и одна и та же группа лиц будет издавать законы, обвинять, судить и казнить. Следовательно, в Конституции должно быть полностью учтено «несовершенство человеческой натуры и непредсказуемость поведения». Что касается права дополнять и изменять конституцию, то американцы считали, что оно должно оставаться за народом, который эту Конституцию учредил. Кроме того, они видели цель Конституции в том, чтобы защитить права личности от любых посягательств со стороны властей. Идея всемогущего государства всегда была чужда американцам, и деятельность правительства в США оставалась более ограниченной, чем во Франции и других странах Европейского континента. В конституцию также заложена идея просветителей: «Вся власть исходит от народа».
Учащиеся оформляют опорный конспект «Высшие органы власти в США
по Конституции 1787».

 IV.            Закрепление изученного материала.
Учащиеся отвечают на проблемные задания.

    V.            Домашнее задание.
 § 25, задания в контурной карте. Заполнить третью колонку в таблице «Французские просветители».
Просветители
Основные идеи учения
Отражение этих идей в исторических событиях, процессах
Вольтер (Франсуа Мари Аруэ,1694—1778)
Абсолютная монархия является рабством и тиранией. Идеал общественного устройства  — просвещенная монархия во главе с королем-философом. 
Реформы, которые проводит королевская власть,— вот путь к «царству разума», к обществу, где будут господствовать свобода, равенство и собственность.
   
Необходимость уничтожения религиозного фанатизма и суеверий. Отрицательное отношение к церкви сочеталось с уверенностью в необходимости религии как средства для влияния на простонародье. Считал необходимым отмену всех сеньориальных повинностей.
 Американская революция
(1775-1783)
Шарль Луи де Монтескьё (1689—1755)
Противник деспотизма, защит ник свободы. Свобода — право делать то, что дозволено законом. 
Разработал учение о разделении властей и трех ветвях власти: исполнительной, законодательной и судебной.
 
Отрицание абсолютной монархии как формы правления и замена ее монархией конституционной (по образцу английской). Осуждение беспощадной налоговой системы, разоряющей народ. Защита неприкосновенности частной собственности и личной свободы граждан.
 Американская революция
(1775-1783)
Жан-Жак Руссо (1712—1778)
Источник неравенства и всех бедствий в обществе — частная собственность. 
Народ — источник власти. Идеал общественного устройства — демократическая республика мелких собственников. Необходимость уравнять крайности богатства и бедности.
 Американская революция
(1775-1783)
Энциклопедисты
Дени Дидро (1713-1784)
Жан де Аламбер (1717-1783)
Издание включало статьи, пропагандирующие новые политические идеи: неотчуждаемость прав личности, необходимость народного представительства, несправедливость существования в обществе привилегированных сословий, равенство всех перед законом. 
Подвергали критике абсолютную монархию и призывали к ее отмене, обличали королевский двор. Выступали против католической церкви и религии. Подняли голос в защиту крестьянства, лишенного земли и задавленного налогами. Выступали в защиту частной собственности и свободы предпринимательства, за развитие промышленности и торговли.
 Американская революция
(1775-1783)





Билль о правах, 1791




"Революция"




"Патриот"




                                
                                        война за независимость сша from Andrey Kurchin

Комментариев нет:

Отправить комментарий