Урок
32 ОСМАНСКАЯ ИМПЕРИЯ. ПЕРСИЯ
Османская империя и ее внешняя политика. Ослабление
Османской империи. Персидское царство. Правление Надир-шаха.
Тема
урока: ОСМАНСКАЯ ИМПЕРИЯ. ПЕРСИЯ
Цель урока: ознакомить
учащихся с экономическим, политическим и культурным развитием Османской империи
и Персии; совершенствовать умения восьмиклассников устанавливать
причинно-следственные связи, выделять главные тенденции в развитии страны;
воспитывать негативное отношение к захватнической политике и угнетению одних народов
другими.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование:
Учебник, §26. Карты «Османская империя в XVI-XVII вв.», «Страны Азии в XVI – XVII вв.».
Образовательное пространство расширяется за счет
чтения художественной и научно-популярной литературы: К. Финкель. История Османской империи: Видение Османа.
П. Загребельный. Роксолана. Л. Соловьёв. Повесть о Ходже Насреддине.Эвлия Челеби. Книга путешествия.
Основные
понятия и термины: традиционное общество, райя, султан, шах, янычары,
гайдуки, «Священная лига».
Методы
обучения: Проблемный или частично поисковый метод.
Проблемное задание: выделите черты, характерные для
обществ Востока в XVI—XVIII вв. Подумайте, существовали ли такие черты в жизни
европейского общества: в X—XIII вв., в XIV—XV вв., в XVI—XVIII вв. Сделайте
вывод о характере такого общества.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний.
В начале урока проводится исторический диктант по
предыдущей теме.
Затем объявляется тема урока и проблемное задание.
Учитель подчеркивает, что отставая до конца XV века
от стран Востока, европейская цивилизация в течение XVI века стала
постепенно уходить вперед по многим показателям, потому что перешла к более
эффективному способу производства.
Восточный мир жил по своим, отличным от Запада,
законам. Здесь очень велика была роль традиций – правил поведения, передающихся
от поколения к поколению, поэтому цивилизации Востока называют «традиционными
обществами».
Изменилась ли жизнь этих государств с наступлением
новой эпохи в истории человечества? Это мы и узнаем при изучении ближайших тем.
III.
Изучение
нового материала.
1.
Экономическое
и социально-политическое положение Османской империи.
Учитель предлагает начать знакомство со странами
Востока с изучения истории государства, название которого учащиеся уже
неоднократно упоминали на уроках истории Украины, - Османской империи.
Проводится самостоятельная работа учащихся с
учебником (стр. 218 – 221) и оформляется опорный конспект.
Основные моменты, на которые следует обратить
внимание восьмиклассников:
·
XV—XVI вв. были так называемым периодом роста
Османской империи. Империя успешно развивалась под грамотным политическим и
экономическим управлением султанов. Были достигнуты определённые успехи
в развитии экономики, так как османы контролировали основные сухопутные и
морские торговые пути между Европой и Азией.
·
Экспансия в Европу, как пример: 1526 г. битва
при Мохаче – раздел Венгрии, 1529 г. – осада Вены.
·
Вершина могущества – правление Сулеймана I Великолепного (Кануни),
1520-1566
·
Большие успехи в политической и военной
организации. Янычары.
·
Мятежи и возрождение (1566—1683).
·
Причины упадка Османской империи. Селим II. 1566 – 1574 гг.
·
Открытие новых морских путей в Азию позволило
европейцам избежать монополии Османской империи.
·
В 1571 году войска «Священной лиги»
одержали победу над турками в морском сражении при Лепанто. Это событие стало
символическим ударом по репутации непобедимой Османской империи.
·
1620 – 1621 гг. Хотинская война.
·
Поражение в битве за Вену в 1683 году,
закончившее продвижение турок в Европе.
·
Гайдуки – болгарские и сербские партизаны.
·
С начала XVIII века Российская империя стала
представлять значительную угрозу для Османской империи. В течение века последовал
целый ряд войн между Османской и Российской империями.
·
В конце XVIII века Турция потерпела ряд
поражений в войнах с Россией. Утрата территорий Северного Причерноморья, Крыма,
части Кавказа, придунайских земель.
2.
Персия.
Государство Сефевидов.
Учитель предлагает рассмотреть материал учебника
(стр. 221 – 224) самостоятельно и дать ответ на вопрос: что было общего между
Османской империей и Сефевидской Персией?
Возможные варианты ответов:
·
Традиционное и исламское государство
·
Расширение территории в результате
захватнических войн
·
Сильная, боеспособная армия – главная опора
шахской власти. Гулямы = янычары.
·
Основа экономики – торговля.
·
Периоды возвышения чередовались с периодами
упадка.
IV.
Закрепление
изученного материала.
Решение проблемного
задания.
V.
Домашнее
задание.
§26, задание по контурной карте.
1. Составьте
таблицу "Достижения турецкой культуры XVI-XVII вв." по схеме:
Отрасль культуры
|
Главные
достижения
|
|
|
2. Определите
основные черты персидской миниатюры?
Фамилия, имя ______________________________ класс _____
оценка ___
|
определения
|
ОТВЕТЫ
|
1.
|
Главной причиной войны
североамериканских колоний за независимость было противоречие между возросшей
экономической самостоятельностью … и стремлением … сохранить свою власть
|
|
2.
|
«Бостонское чаепитие» произошло в…
|
|
3.
|
В мае 1775 года в… собрался второй … конгресс. Вооруженные силы
американцев возглавил…
|
|
4.
|
… июля … конгресс принял «Декларацию
независимости», составленную…
|
|
5.
|
Мирный договор США и Англия подписали
в Париже в … году. Его главный результат – официальное признание …
|
|
6.
|
Американская Конституция была принята
в … году. Законодательная власть принадлежала конгрессу. Конгресс состоял из
двух палат:…и… . Главой исполнительной власти был … . Судебную власть возглавлял
… .
|
|
7.
|
По какому принципу образован ряд? Томас
Джефферсон; Бенджамин Франклин; Джордж Вашингтон
|
|
8.
|
Конституция – это …
|
|
9.
|
Установите название документа, из
которого взяты нижеследующие выдержки.
«Поскольку
хорошо организованное ополчение необходимо для безопасности свободного
государства, право народа хранить и носить оружие не должно нарушаться».
«Перечисление
в Конституции определённых прав не должно толковаться как отрицание или
умаление других прав, сохраняемых народом».
|
|
Персия Сефевидов |
империя Сефевидов (на современной карте) |
Комментариев нет:
Отправить комментарий