четверг, 23 июля 2015 г.

Урок 32 ОСМАНСКАЯ ИМПЕРИЯ. ПЕРСИЯ

Османская империя и ее внешняя политика. Ослабление Османской империи. Персидское царство. Правление Надир-шаха.

Тема урока: ОСМАНСКАЯ ИМПЕРИЯ. ПЕРСИЯ


Цель урока: ознакомить учащихся с экономическим, политическим и культурным развитием Османской империи и Персии; совершенствовать умения восьмиклассников устанавливать причинно-следственные связи, выделять главные тенденции в развитии страны; воспитывать негативное отношение к захватнической политике и угнетению одних народов другими.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: Учебник, §26. Карты «Османская империя в XVI-XVII вв.», «Страны Азии в XVIXVII вв.».
Образовательное пространство расширяется за счет чтения художественной и научно-популярной литературы: К. Финкель. История Османской империи: Видение Османа.
Основные понятия и термины: традиционное общество, райя, султан, шах, янычары, гайдуки, «Священная лига».
Методы обучения: Проблемный или частично поисковый метод.
Проблемное задание: выделите черты, характерные для обществ Востока в XVI—XVIII вв. Подумайте, существовали ли такие черты в жизни европейского общества: в X—XIII вв., в XIV—XV вв., в XVI—XVIII вв. Сделайте вывод о характере такого общества.



Ход урока

       I.       Организационный момент.

    II.       Актуализация опорных знаний.
В начале урока проводится исторический диктант по предыдущей теме.
Затем объявляется тема урока и проблемное задание.
Учитель подчеркивает, что отставая до конца XV века от стран Востока, европейская цивилизация в течение XVI века стала постепенно уходить вперед по многим показателям, потому что перешла к более эффективному способу производства.
Восточный мир жил по своим, отличным от Запада, законам. Здесь очень велика была роль традиций – правил поведения, передающихся от поколения к поколению, поэтому цивилизации Востока называют «традиционными обществами».
Изменилась ли жизнь этих государств с наступлением новой эпохи в истории человечества? Это мы и узнаем при изучении ближайших тем.

 III.       Изучение нового материала.
1.      Экономическое и социально-политическое положение Османской империи.
Учитель предлагает начать знакомство со странами Востока с изучения истории государства, название которого учащиеся уже неоднократно упоминали на уроках истории Украины, - Османской империи.
Проводится самостоятельная работа учащихся с учебником (стр. 218 – 221) и оформляется опорный конспект.
Основные моменты, на которые следует обратить внимание восьмиклассников:
·         XV—XVI вв. были так называемым периодом роста Османской империи. Империя успешно развивалась под грамотным политическим и экономическим управлением султанов. Были достигнуты определённые успехи в развитии экономики, так как османы контролировали основные сухопутные и морские торговые пути между Европой и Азией.
·         Экспансия в Европу, как пример: 1526 г. битва при Мохаче – раздел Венгрии, 1529 г. – осада Вены.
·         Вершина могущества – правление Сулеймана I Великолепного (Кануни), 1520-1566  
·         Большие успехи в политической и военной организации. Янычары.
·         Мятежи и возрождение (1566—1683).
·         Причины упадка Османской империи. Селим II. 1566 – 1574 гг.
·         Открытие новых морских путей в Азию позволило европейцам избежать монополии Османской империи.
·         В 1571 году войска «Священной лиги» одержали победу над турками в морском сражении при Лепанто. Это событие стало символическим ударом по репутации непобедимой Османской империи.
·         1620 – 1621 гг. Хотинская война.
·         Поражение в битве за Вену в 1683 году, закончившее продвижение турок в Европе.
·         Гайдуки – болгарские и сербские партизаны.
·         С начала XVIII века Российская империя стала представлять значительную угрозу для Османской империи. В течение века последовал целый ряд войн между Османской и Российской империями.
·         В конце XVIII века Турция потерпела ряд поражений в войнах с Россией. Утрата территорий Северного Причерноморья, Крыма, части Кавказа, придунайских земель.

2.      Персия. Государство Сефевидов.
Учитель предлагает рассмотреть материал учебника (стр. 221 – 224) самостоятельно и дать ответ на вопрос: что было общего между Османской империей и Сефевидской Персией?
Возможные варианты ответов:
·         Традиционное и исламское государство
·         Расширение территории в результате захватнических войн
·         Сильная, боеспособная армия – главная опора шахской власти. Гулямы = янычары.
·         Основа экономики – торговля.
·         Периоды возвышения чередовались с периодами упадка.

 IV.            Закрепление изученного материала.
Решение проблемного задания.

    V.            Домашнее задание.
 §26, задание по контурной карте.
1.      Составьте таблицу "Достижения турецкой культуры XVI-XVII вв." по схеме:
Отрасль культуры
Главные   достижения



2.      Определите основные черты персидской миниатюры?





Фамилия, имя ______________________________ класс _____ оценка ___


определения
ОТВЕТЫ
1.       
Главной причиной войны североамериканских колоний за независимость было противоречие между возросшей экономической самостоятельностью … и стремлением … сохранить свою власть

2.       
«Бостонское чаепитие» произошло в…

3.       
В мае 1775 года в… собрался  второй … конгресс. Вооруженные силы американцев возглавил…

4.       
… июля … конгресс принял «Декларацию независимости», составленную…

5.       
Мирный договор США и Англия подписали в Париже в … году. Его главный результат – официальное признание …

6.       
Американская Конституция была принята в … году. Законодательная власть принадлежала конгрессу. Конгресс состоял из двух палат:…и… . Главой исполнительной власти был … . Судебную власть возглавлял … .

7.       
По какому принципу образован ряд? Томас Джефферсон; Бенджамин Франклин; Джордж Вашингтон

8.       
Конституция – это …

9.
Установите название документа, из которого взяты нижеследующие выдержки.
«Поскольку хорошо организованное ополчение необходимо для безопасности свободного государства, право народа хранить и носить оружие не должно нарушаться».
«Перечисление в Конституции определённых прав не должно толковаться как отрицание или умаление других прав, сохраняемых народом».








Персия Сефевидов


империя Сефевидов (на современной карте)


Комментариев нет:

Отправить комментарий