четверг, 23 июля 2015 г.

Урок 33 ИНДИЯ И КИТАЙ

Государство Великих Моголов. Правление Акбара и Шах Джахана. Проникновение европейцев в Индию, установление английского господства. Религиозная и культурная жизнь. Китай во времена правления династии Мин. Империя Цин.

Тема урока: НАЧАЛО ЕВРОПЕЙСКОЙ КОЛОНИЗАЦИИ ИНДИИ И КИТАЯ


Цель урока: Учащиеся учатся актуализировать ранее изученный материал для решения новых учебных проблем и оценивать исторические явления; воссоздавать исторические образы; вести дискуссию, доказывать свою точку зрения и уважительно выслушивать другую точку зрения, соглашаясь с ней, если она является убедительной; анализировать и сравнивать.
Тип урока: комбинированный урок с элементами лабораторной работы.
Оборудование: Учебник §27,28 (до стр. 232). Карты «Великие географические открытия и колониальные захваты в XV — середине XVII в.», «Индия, Китай и Япония в XVI—XVIII вв.».
Образовательное пространство расширяется за счет чтения художественной и научно-популярной литературы: Р. Киплинг. Ким. Книга джунглей. П. Кадыров. Звездные ночи (времена Бабура). А. Никитин. Хождение за три моря. В. Сидихменов. Маньчжурские правители Китая.
Основные понятия и термины: «могол», клан, сипай, богдыхан, кортеж, регламентация, конфуцианство, буддизм.
Методы обучения: Проблемный или частично поисковый метод.
Варианты познавательных и проблемных заданий:
1. Проникновение европейцев в Индию началось еще в XVI в., но в колониальную зависимость она попадает только в XVIII в. Чем вы можете объяснить этот факт?
2. Подумайте, почему в отличие от Индии к XVIII в. Китай почти не был затронут колонизацией.

Ход урока

       I.       Организационный момент.

    II.       Актуализация опорных знаний.
Проверка знаний проводится в виде исторического диктанта по вопросам, которые изучались на прошлом уроке и были вынесены на домашнее задание.
Учитель знакомит учащихся с темой и планом урока и предлагает выбрать по желанию одно из проблемных заданий. Затем рассматривается содержание нового материала.

 III.       Изучение нового материала.
1.      Империя Великих Моголов в Индии. «Мир для всех». Кризис и распад империи.
Первый пункт  плана раскрывается в пределах материала учебника. По ходу объяснения выполняются задания в контурной карте. Учитель отмечает, что правление шаха Акбара было «золотым» веком империи Великих Моголов. Подчеркивается его реформаторская деятельность, способствовавшая укреплению страны. Перед учащимися можно поставить вопрос: Какие реформы должен был провести шах Акбар, поставивший перед собой задачу укрепления империи? После этого проводится беседа с классом, в ходе которой учащиеся могут, опираясь на знания, полученные на прошлом уроке, назвать ряд мероприятий, которые могли бы содействовать решению этой задачи. Ученики уже знают, что один из главных источников могущества государства — его собственность на землю. В добавление к учебнику сообщается, что шах Акбар все земли объявил государственной собственностью. По его приказу была проведена полная перепись земель и определена сумма налога с каждого района страны. Часть земель была отдана на правах условного ненаследственного владения военачальникам. На доходы от этих владений (они были достаточно высоки) их временные владельцы (при Акбаре их было около двух тысяч) содержали отряды воинов в количестве от 5 до 100 тыс. (число воинов зависело от чина военачальника и размера земельного владения). Часть земель находилась во владении вассальных князей-заминдаров, плативших в казну дань и самостоятельно распоряжавшихся всеми остальными доходами. Со временем эти земли стали считаться частнособственническими.
Говоря о религиозной терпимости шаха Акбара, можно добавить, что к концу жизни он даже пытался создать нечто вроде новой религии, призванной уничтожить религиозные разногласия среди его подданных.
Далее, основываясь на материале учебника (стр. 227 – 228), ученикам предлагается дать краткую характеристику правлению наследников Акбара – Шах Джахану и Аурангзебу.

2. Борьба Португалии, Франции и Англии за господство в Индии.
Рассматривая второй пункт плана и рассказывая о завоевании Индии войсками Ост-Индской компании, можно дать дополнительный материал об установлении английского колониального господства.
С конца XVII в., а особенно в XVIII в., ознаменовавшемся распадом империи Великих Моголов, Англия стала выходить на первое место среди других колониальных держав в Индии, оттеснив и всех тех, кто претендовал на наследство Моголов в самой стране. Укрепляя свои позиции на территории Индии, действуя методом «разделяй и властвуй», англичане не стеснялись в средствах. Они вмешивались в политические распри, подкупали своих сторонников и помогали им прийти к власти, обязывая после этого выплачивать компании огромные деньги. Налоговый гнет в Бенгалии, где Англия в XVIII в. имела наиболее прочные позиции, был особенно невыносимым. Компания добилась у правителя Бенгалии привилегий, включая освобождение от торговых пошлин, что поставило англичан и действующих по их поручению индийских купцов в привилегированное положение. Есть данные, что за период с 1757 по 1780 г. Англия вывезла из Индии почти безвозмездно в виде товаров и монет 38 млн. фунтов стерлингов — огромную для того времени сумму.
С целью создания образа «человека эпохи» — авантюриста и искателя наживы — можно ввести в рассказ сюжет о Роберте Клайве (сокращенный вариант есть в учебнике – стр. 229).
Роберт Клайв, небогатый английский дворянин, служивший офицером в войсках Ост-Индской компании и разбогатевший во время грабительских войн, купил себе место в английском парламенте. Затем он получил титул лорда и был назначен губернатором Бенгалии. На этой должности Клайв «прославил» себя такими вопиющими злоупотреблениями и хищениями, что в 1773 г. был вынужден предстать перед судом английского парламента. Отметая в сторону обвинения в разграблении столицы Бенгалии г. Муршидабада, он сказал: «Богатый город был у моих ног, могущественное государство было в моей власти, мне одному были открыты подвалы сокровищницы, полной слитками золота и серебра, драгоценными камнями. Я взял всего 200 тыс. фунтов стерлингов. Джентльмены, до сих пор я не перестаю удивляться собственной скромности!» Палата признала совершение им ряда преступлений, но отметила при этом, что «Роберт лорд Клайв оказал великие и достойные услуги Англии».
С 1788 по 1795 г. тянулось судебное дело на уровне парламентского расследования против генерал-губернатора Индии Гастингса, обвиненного в злоупотреблениях в сфере налогообложения местного населения, но и это дело закончилось оправданием обвиняемого. Однако сами по себе эти факты заставили английский парламент активнее вмешиваться в дела компании и брать ее деятельность под контроль.
Учитель отмечает, что отсутствие сильного государства облегчило англичанам колонизацию Индии. Вмешиваясь в жизнь индийского общества, англичане нарушали принятые в нем традиционные отношения, его традиционную структуру, что особенно скажется в XIX веке.  В то же время они втягивали Индию в мировой рынок, а английский язык помогал сплачивать говорящую на разных языках страну в одно целое.

3.      Маньчжурское завоевание Китая. Цинская империя. «Закрытие Китая». Русско-китайские отношения. 
Третий пункт плана посвящен истории Китая.
Учащиеся самостоятельно рассматривают материал учебника (стр. 229-231) и составляют план-конспект в рабочей тетради «Китай в эпоху Мин (1368-1644)», а так же выполняют задания №7, 8 в контурной карте.

Империя Цин.
Со второй половины XVII в. маньчжурские императоры (богдыханы) стали ревностными конфуцианцами. Они управляли страной, следуя древнему учению Конфуция и советам конфуцианских ученых-чиновников. Сохранялись традиционная китайская административная система и система воспроизводства чиновников (последнее делалось через организацию специальных экзаменов). Чтобы стать ученым — «шеньши», надо было сдать экзамены и получить ученую степень, позволявшую поступить на государственную службу. Для этого следовало написать сочинение, заучить наизусть тексты многих книг, что требовало многолетней подготовки. Но право сдавать такие экзамены имел любой подданный империи. Нередки были случаи, когда члены деревенской общины, собрав со всех дворов необходимые средства, отправляли способного юношу в город — учиться и сдавать экзамены. Такая система позволяла выявлять наиболее способных людей для управления страной (хотя некоторые богатые люди, дав взятку, тоже могли выдержать сложный экзамен и получить хорошее место в системе государственного управления).
Главным занятием населения государство считало земледелие. Сохранилась древняя поговорка: «Земледелие — ствол, основа; торговля, ремесло и иные занятия — ветви, второстепенное». Маньчжурские правители и их чиновники главное внимание уделяли состоянию земледелия, которое давало казне основную часть доходов и гарантировало стабильность империи. Маньчжуры обеспечили покорность китайского населения, символом этого была коса — ее под страхом смерти должны были носить все мужчины. Добившись покорности, маньчжурские правители стали ревностно заботиться о процветании экономики страны, веря в изречение Конфуция, что высшая цель верхов — благо народа, на котором основано благополучие государства.
Говоря о связях Китая с внешним миром, можно отметить, что в конце XVIII в., после «закрытия» страны, европейская торговля с Китаем стала опять расширяться. Китайский шелк, фарфор, чай пользовались в Европе широким спросом. Их начали продавать иностранным купцам в большом количестве. Но европейцам было нечего предложить китайцам взамен этих товаров. Когда в 1793 г. в Китай прибыла первая европейская миссия (на кораблях, которые везли миссию по рекам и каналам Китая, была начертана выразительная надпись: «Носитель дани из английской страны»), руководителю миссии был вручен императорский указ для вручения его английскому королю Георгу III. Содержание его было высокомерно и сводилось примерно к следующему: «Приветствуем ваше желание приобщиться к нашей культуре, готовы принять вашу дань, но на постоянное пребывание посла в Китае не рассчитывайте, это у нас не принято». Там также говорилось: «Как ваш посол мог сам убедиться, у нас есть абсолютно все. Мы не придаем значения изысканно сделанным предметам и не нуждаемся в изделиях вашей страны». Китайцев удовлетворяли собственные изделия. Китайская традиция не была ориентирована на заимствование чужого опыта и чужих обычаев. Считая себя самыми мудрыми благодаря конфуцианству, китайцы искренне считали, что только они могут научить другие народы, являющиеся варварами, жить правильно.
В XVII—XVIII вв. Китай оставался одной из крупнейших стран мира с достаточно стабильным обществом, хорошо налаженной экономикой, сильной армией. До XIX в. цинский Китай смог сохранить свои традиционные позиции в отношениях с внешним миром.

  IV.            Закрепление изученного материала.
В конце урока учащиеся предъявляют варианты решения проблемных заданий и обсуждают их.

     V.            Домашнее задание.
 § 27,28 (до стр. 232), задание по контурной карте. Подготовить сообщения о культуре и религии Индии и Китая.




 Фамилия, имя ______________________________ класс _____ оценка ___


определения
ОТВЕТЫ
1.        
Глава Османского государства носил титул …, а Персидского - …

2.        
Болгарские и сербские партизаны, боровшиеся против турок-завоевателей, назывались …

3.        
Наивысшего расцвета Османская империя достигла во времена правления…

4.        
Коалиция европейских государств, которая была создана для борьбы с Османской империей, называлась…

5.        
Настоящее имя этой девушки – Настя Лисовская. В качестве рабыни ее подарили султану Сулейману I. Он дал ей свободу и женился на ней. В истории она больше известна под именем …

6.        
На территории каких нынешних государств существовал Сефевидский Иран? Лишнее зачеркнуть.
Турция                Иран
Россия                Афганистан
Израиль              Пакистан
Азербайджан     Индия
Армения             Туркменистан 
Грузия                 Таджикистан
Сирия                  Киргизстан
Ирак                    Узбекистан
7.        
Школы в Турции создавались при мусульманских храмах – мечетях и назывались …

8.        
Возможно ли было изображать людей и животных на персидских миниатюрах?

9.
Как звали великого османского архитектора, прожившего почти 100 лет и создавшего более 300 сооружений, в т.ч. мечети Шехзаде и Сулеймание в Стамбуле, мечеть Селимие в Эдирне.

10.
Фольклорный персонаж мусульманского Востока, герой коротких юмористических и сатирических миниатюр и анекдотов, а иногда и бытовых сказок. Этот сельский имам с его острыми шутками, соединенными с добрым народным юмором, стал в будущем известным во всем мире.




ПАСПОРТ АРХИТЕКТУРНОГО ПАМЯТНИКА

1.        
Название
Тадж-Махал
2.        
Происхождение названия
Величайший Дворец (где тадж — венец, и махал — дворец)
3.        
Вид
Мавзолей-мечеть
4.        
Назначение
Погребальное сооружение. Построен в память о жене падишаха Мумтаз-Махал, умершей при родах четырнадцатого ребёнка (позже здесь был похоронен и сам император Шах-Джахан)
5.        
Время создания
1632-1653
6.        
Место, где находится
Агра, на берегу реки Джамна
7.        
Государство, в котором был построен данный памятник
Империя Великих Моголов
8.        
Государство, в котором сейчас находится данный памятник
Индия
9.        
Заказчик или инициатор создания
Падишах Империи Великих Моголов Шах-Джахан
10.     
Автор (архитектор)
Совет архитекторов под имперским контролем, включая Дешенов-Ану, Макрамат Хана и Устад Ахмад Лахаури. Главным автором проекта обычно считают Лахаури. По другой версии, наиболее популярной среди гидов Тадж-Махала, одним из главных архитекторов был турок Иса Мухаммед Эфенди
11.     
Материал для строительства
Полупрозрачный белый мрамор, красный песчаник, яшма, жад, ляпис-лазурь, сапфиры, карнеол. В целом, двадцать восемь типов драгоценных и полудрагоценных камней были инкрустированы в белый мрамор.
12.     
Основные компоненты сооружения
Пятикупольное сооружение высотой 74 м на платформе, с 4 минаретами по углам (они слегка наклонены в сторону от усыпальницы для того, чтобы в случае разрушения не повредить её), к которому примыкает сад с фонтанами и бассейном. Остальные части комплекса строились ещё десять лет, и завершались последовательно: минареты, мечеть, джаваб, Большие ворота.
13.     
Одиночное сооружение или в виде ансамбля
Белый мраморный купол мавзолея является наиболее известным компонентом, Тадж-Махал — это структурно интегрированный комплекс
14.     
Виды искусства, использованные во время строительства
Каменная резьба, ювелирное дело, мозаика, арабески, садово-парковое искусство
15.     
Влияние окружающей среды на памятник архитектуры
Недавно в стенах Тадж-Махала были обнаружены трещины. По мнению ученых, появление трещин может быть связано с обмелением протекающей рядом реки Джамна. Исчезновение реки приведет к изменению структуры почвы и оседанию мавзолея, а может быть, даже к его разрушению. Также он начал терять свою легендарную белизну из-за загрязнённого воздуха. Несмотря на расширяющуюся парковую зону вокруг Тадж-Махала и закрытие ряда особенно грязных производств в Агре, мавзолей всё равно желтеет. Его приходится регулярно чистить при помощи особой белой глины
16.     
Был ли разрушен, и при каких обстоятельствах
Не был разрушен
17.     
Значение этого памятника архитектуры для истории и культуры страны
Считается лучшим примером архитектуры стиля моголов, который сочетает в себе элементы персидского, индийского и исламского архитектурных стилей
18.     
Является ли данный памятник объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО
В 1983 году Тадж-Махал был назван объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО: «жемчужиной мусульманского искусства в Индии, одним из общепризнанных шедевров наследия, которым восхищаются во всём мире».
19.     
Нынешний статус
Музей.
Экспозиции открыты за исключением пятницы, когда комплекс открыт для молитвы в мечети, а так же для ночного просмотра в день полнолуния, а также за два дня до и после полнолуния, исключая пятницу и месяц Рамазан.


Личные впечатления от памятника:







маньчжур


маньчжурская эпоха


план Запретного города


схема Запретного города


Комментариев нет:

Отправить комментарий