Урок
34 ЯПОНИЯ
Объединение и самозакрытие Японии.
Культура.
Тема
урока: ЯПОНИЯ В ЭПОХУ ПРАВЛЕНИЯ ДИНАСТИИ ТОКУГАВА
Цель урока: Умение
сравнивать, анализировать, выделять общее и особенное, делать оценочные
суждения, решать познавательные задачи и предъявлять результаты своей
деятельности. Возможная личностно значимая проблема: формула «начал, продолжил,
завершил» — залог успеха в любом деле.
Тип урока: изучение
нового материала.
Оборудование:
Учебник §28 (стр. 232 – 237). Карты «Великие географические открытия и
колониальные захваты в XV — середине XVII в.», «Индия, Китай, Япония в
XVI—XVIII вв.»
Образовательное пространство расширяется за счет
чтения художественной и научно-популярной литературы: Ч. Данн. Повседневная жизнь в Японии.— М.: Издательский дом
«Муравей», 1997.— С. 208—268. Д.Клавелл. Сёгун.
Основные
понятия и термины: сёгун, «закрытие» страны, синтоизм.
Методы
обучения: Проблемный или частично поисковый метод.
Познавательные и проблемные задания:
1. Используя знания о чертах традиционного
общества, укажите, какие из них были присущи японскому обществу в XVI—XVIII вв.
2. Вы уже знаете о деспотическом характере власти
китайских императоров из династии Цин. Подумайте, что вам нужно знать, чтобы
определить характер власти японских сёгунов Токугава, и проделайте эту работу.
3. Вы уже знаете о причинах «закрытия» Китая.
Подумайте, какими причинами было вызвано «закрытие» Японии, что в них было
общего и различного с «закрытием» Китая? Какие последствия для Японии это могло
иметь?
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний.
Особенность данного урока заключается в
сравнительно небольшом объеме содержания нового материала, что создает возможность
для изучения его непосредственно на уроке и обобщения всего материала по теме
«Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации».
Урок рекомендуется начать с изучения нового
материала. Учащиеся знакомятся с темой и планом работы, выбирают одно из
заданий для самостоятельной интеллектуальной деятельности.
III.
Изучение
нового материала.
1.
Правление
сёгунов в Японии.
Раскрывая первый вопрос плана, учитель отмечает,
что в XV—XVI вв. в Японии не существовало сильной центральной власти, и страна фактически
распалась на несколько частей. В этой обстановке, осложненной экономическими
трудностями, общество потеряло стабильность, возросло число крестьянских
восстаний, к которым примыкали разорившиеся и странствующие самураи (не имевшие
своего господина). Поэтому неотложным стал вопрос об объединении страны и создании
сильной центральной власти. В этой борьбе выделились три политических деятеля
Японии, три объединителя страны, последовательно сменявших друг друга. Об их
деятельности принято говорить: «начал, продолжил, завершил». «Начал» – Ода Нобунага, «продолжил» - Тоётоми Хидэёси. Человеком, завершившим
этот процесс, стал Иэясу Токугава, в
1603 г. провозгласивший себя сёгуном.
2.
Деспотический
режим сёгуната Токугава.
При изучении второго пункта плана в дополнение к
учебнику сообщается о реформаторской деятельности Иэясу Токугавы, который
провел ряд реформ, направленных на укрепление страны. Он оставил князьям (их
насчитывалось около 200) некоторые традиционные права: административную власть
и суд в пределах своего владения, при них остались и самураи, служившие за натуральный
рисовый паек. За это князья должны были подчиняться сёгуну, а для контроля за
ними он ввел систему заложничества. В учебнике рассказывается и о подчинении
городов, бывших прежде в подчинении у князей, власти сёгуна. Иэясу Токугава
строго разграничил сословия, наладил в стране систему полицейского контроля,
провел аграрную реформу, закрепившую крестьян за их землями.
3.
«Закрытие»
Японии.
Рассматривая третий пункт плана, посвященный вопросу
«закрытия» Японии, учитель, рассказывая о деятельности христианских
миссионеров, может конкретизировать данные учебника, добавив, что к 1580 г. в
стране было около 150 тыс. христиан, 200 церквей и 5 духовных семинарий. К
началу XVII в. число христиан составляло уже 700 тыс. человек. Каковы же
причины распространения христианства? Усобицы рождали среди крестьян чувство
страха и неуверенности, а проповеди миссионеров и вера вносили успокоение и
надежду. Кроме того, князья на юге страны были заинтересованы в торговле с
португальцами, особенно в приобретении у них огнестрельного оружия. Далее о
«закрытии» страны можно рассказать по учебнику.
Можно также добавить, что Иэясу Токугава не
поддерживал полной изоляции, считая, что если отношения с европейцами будут под
контролем власти, то страна может извлечь из этого пользу. Поэтому голландским
купцам разрешалось торговать с Японией, и, в отличие от китайцев, японцы имели
представления о развитии европейской науки и культуры (ее называли голландской
наукой). Поскольку японская традиция не исключала полезных заимствований из
науки и культуры других обществ, то в XVIII в. некоторые данные европейской
науки использовались в стране, и повлияли на этот процесс ввозимые из Европы
книги.
Объяснение нового материала заканчивается беседой о
последствиях «закрытия» страны.
В заключение учитель указывает на то, что кризис в
хозяйственной жизни усилился в XVIII в., когда многие крестьяне, потеряв землю,
были вынуждены уходить в города или работать по системе рассеянной мануфактуры.
Обеднели и многие князья. Но по-прежнему могучи были сёгуны, власть которых
поддерживалась не только силой, но и идеологией конфуцианства, учившей
преданности старшим.
IV.
Традиции
японской культуры.
Восьмиклассники самостоятельно, основываясь на материале
учебника (стр. 235-237), описывают характерные черты японской культуры. Для
иллюстрации материала можно продемонстрировать слайд-шоу «Японская живопись».
V.
Закрепление
изученного материала.
Для работы по
закреплению используются познавательные и проблемные задания, которые решались
на прошлых уроках.
VI.
Домашнее
задание.
§28, подготовка к
обобщению и систематизации изученного материала. Составить синхронистическую
таблицу «Раннее Новое время».
ОСНОВНЫЕ
ИТОГИ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА
В
ПЕРИОД РАННЕГО НОВОГО ВРЕМЕНИ
ВЕК
|
XVI
|
XVII
|
XVIII
|
Политическая жизнь
|
|||
Международные отношения
|
|||
Экономическая жизнь
|
|||
Взгляды на мир
|
|||
Развитие науки и техники
|
|||
Художественная культура
|
РАНЕЕ НОВОЕ
ВРЕМЯ
СИНХРОНИСТИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА
ЗАПАД, ВОСТОК, РОССИЯ
|
УКРАИНА
|
|||
1482
|
Первое большое
нападение татар на украинские земли и разрушение ими Киева
|
|||
1488
|
Экспедиция
Бартоломеу Диаша обогнула мыс Бурь
|
1489
|
Первое упоминание
в документах об украинских казаках
|
|
1492
|
Открытие Нового
Света Христофором Колумбом
|
|||
1498
|
|
|||
1500-1558
|
Карл V Габсбург, император Священной Римской империи
|
1508
|
Восстание против
Литвы князя М. Глинского
|
|
1509-1547
|
Генрих VIII Тюдор, король Англии
|
|||
1517
|
Начало Реформации
|
|||
1519-1521
|
Кортес завоевал
государство ацтеков
|
|||
1519-1522
|
Кругосветное
плавание экспедиции Магеллана
|
|||
1520-1566
|
Правление
Сулеймана I Великолепного
|
|||
1524-1526
|
Крестьянская война
в Германии
|
1529
|
I Литовский
статут
|
|
1526
|
Основание империи
Великих Моголов в Индии
|
|||
1532-1534
|
Писарро завоевал
государство инков
|
|||
1533-1584
|
Иван IV Грозный,
царь всея Руси
|
|||
1534
|
Начало Реформации
в Англии
|
|||
1543
|
Выход в свет книги
Н. Коперника «Об обращении небесных сфер»
|
|||
1545-1563
|
Тридентский собор
|
|||
1550
|
Судебник Ивана IV Грозного
|
|||
1555
|
Аугсбургский
религиозный мир
|
1555
|
Основание
Запорожской Сечи на Хортице
|
(фрагмент таблицы удален)
1775-1783
|
Война за
независимость североамериканских колоний Англии
|
1775
|
Ликвидация
Запорожской Сечи
|
1776, 04.07
|
Принятие
Декларации независимости США
|
||
1783
|
Присоединение
Крыма к России
|
1783
|
Указ Екатерины II
о закрепощении крестьян Левобережной Украины
|
1784
|
Создание Дж.
Уаттом паровой машины
|
1784
|
Формирование
Бугского казачьего войска
|
1785
|
Изобретение
механического ткацкого станка Э. Картрайтом
|
1785
|
Царская жалованная
грамота украинским дворянам
|
1787
|
Принятие
Конституции США
|
||
1789
|
Начало Великой
французской буржуазной революции. Декларация прав человека и гражданина
|
||
1791
|
Принятие Билля о
правах в США
|
1791
|
Переселение бывших
запорожских казаков на Кубань
|
1793
|
Второй раздел Речи
Посполитой
|
1793
|
Второй раздел Речи
Посполитой
|
1795
|
Третий раздел Речи
Посполитой
|
1795
|
Третий раздел Речи
Посполитой
|
португальский корабль |
самурай с аркебузой |
фильм "Сёгун" |
фильм "Мусаси Миямото" |
Комментариев нет:
Отправить комментарий