четверг, 23 июля 2015 г.


Урок 34 ЯПОНИЯ

Объединение и самозакрытие Японии. Культура.

Тема урока: ЯПОНИЯ В ЭПОХУ ПРАВЛЕНИЯ ДИНАСТИИ ТОКУГАВА


Цель урока: Умение сравнивать, анализировать, выделять общее и особенное, делать оценочные суждения, решать познавательные задачи и предъявлять результаты своей деятельности. Возможная личностно значимая проблема: формула «начал, продолжил, завершил» — залог успеха в любом деле.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: Учебник §28 (стр. 232 – 237). Карты «Великие географические открытия и колониальные захваты в XV — середине XVII в.», «Индия, Китай, Япония в XVI—XVIII вв.»
Образовательное пространство расширяется за счет чтения художественной и научно-популярной литературы: Ч. Данн. Повседневная жизнь в Японии.— М.: Издательский дом «Муравей», 1997.— С. 208—268. Д.Клавелл. Сёгун.
Основные понятия и термины: сёгун, «закрытие» страны, синтоизм.
Методы обучения: Проблемный или частично поисковый метод.
Познавательные и проблемные задания:
1. Используя знания о чертах традиционного общества, укажите, какие из них были присущи японскому обществу в XVI—XVIII вв.
2. Вы уже знаете о деспотическом характере власти китайских императоров из династии Цин. Подумайте, что вам нужно знать, чтобы определить характер власти японских сёгунов Токугава, и проделайте эту работу.
3. Вы уже знаете о причинах «закрытия» Китая. Подумайте, какими причинами было вызвано «закрытие» Японии, что в них было общего и различного с «закрытием» Китая? Какие последствия для Японии это могло иметь?

Ход урока

       I.       Организационный момент.

    II.       Актуализация опорных знаний.
Особенность данного урока заключается в сравнительно небольшом объеме содержания нового материала, что создает возможность для изучения его непосредственно на уроке и обобщения всего материала по теме «Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации».
Урок рекомендуется начать с изучения нового материала. Учащиеся знакомятся с темой и планом работы, выбирают одно из заданий для самостоятельной интеллектуальной деятельности.

 III.       Изучение нового материала.
1.      Правление сёгунов в Японии.
Раскрывая первый вопрос плана, учитель отмечает, что в XV—XVI вв. в Японии не существовало сильной центральной власти, и страна фактически распалась на несколько частей. В этой обстановке, осложненной экономическими трудностями, общество потеряло стабильность, возросло число крестьянских восстаний, к которым примыкали разорившиеся и странствующие самураи (не имевшие своего господина). Поэтому неотложным стал вопрос об объединении страны и создании сильной центральной власти. В этой борьбе выделились три политических деятеля Японии, три объединителя страны, последовательно сменявших друг друга. Об их деятельности принято говорить: «начал, продолжил, завершил». «Начал» – Ода Нобунага, «продолжил» - Тоётоми Хидэёси. Человеком, завершившим этот процесс, стал Иэясу Токугава, в 1603 г. провозгласивший себя сёгуном.

2.      Деспотический режим сёгуната Токугава.
При изучении второго пункта плана в дополнение к учебнику сообщается о реформаторской деятельности Иэясу Токугавы, который провел ряд реформ, направленных на укрепление страны. Он оставил князьям (их насчитывалось около 200) некоторые традиционные права: административную власть и суд в пределах своего владения, при них остались и самураи, служившие за натуральный рисовый паек. За это князья должны были подчиняться сёгуну, а для контроля за ними он ввел систему заложничества. В учебнике рассказывается и о подчинении городов, бывших прежде в подчинении у князей, власти сёгуна. Иэясу Токугава строго разграничил сословия, наладил в стране систему полицейского контроля, провел аграрную реформу, закрепившую крестьян за их землями.

3.      «Закрытие» Японии. 
Рассматривая третий пункт плана, посвященный вопросу «закрытия» Японии, учитель, рассказывая о деятельности христианских миссионеров, может конкретизировать данные учебника, добавив, что к 1580 г. в стране было около 150 тыс. христиан, 200 церквей и 5 духовных семинарий. К началу XVII в. число христиан составляло уже 700 тыс. человек. Каковы же причины распространения христианства? Усобицы рождали среди крестьян чувство страха и неуверенности, а проповеди миссионеров и вера вносили успокоение и надежду. Кроме того, князья на юге страны были заинтересованы в торговле с португальцами, особенно в приобретении у них огнестрельного оружия. Далее о «закрытии» страны можно рассказать по учебнику.
Можно также добавить, что Иэясу Токугава не поддерживал полной изоляции, считая, что если отношения с европейцами будут под контролем власти, то страна может извлечь из этого пользу. Поэтому голландским купцам разрешалось торговать с Японией, и, в отличие от китайцев, японцы имели представления о развитии европейской науки и культуры (ее называли голландской наукой). Поскольку японская традиция не исключала полезных заимствований из науки и культуры других обществ, то в XVIII в. некоторые данные европейской науки использовались в стране, и повлияли на этот процесс ввозимые из Европы книги.
Объяснение нового материала заканчивается беседой о последствиях «закрытия» страны.
В заключение учитель указывает на то, что кризис в хозяйственной жизни усилился в XVIII в., когда многие крестьяне, потеряв землю, были вынуждены уходить в города или работать по системе рассеянной мануфактуры. Обеднели и многие князья. Но по-прежнему могучи были сёгуны, власть которых поддерживалась не только силой, но и идеологией конфуцианства, учившей преданности старшим.

 IV.            Традиции японской культуры.
Восьмиклассники самостоятельно, основываясь на материале учебника (стр. 235-237), описывают характерные черты японской культуры. Для иллюстрации материала можно продемонстрировать слайд-шоу «Японская живопись».

    V.            Закрепление изученного материала.
Для работы по закреплению используются познавательные и проблемные задания, которые решались на прошлых уроках.


 VI.            Домашнее задание.
 §28, подготовка к обобщению и систематизации изученного материала. Составить синхронистическую таблицу «Раннее Новое время».



ОСНОВНЫЕ ИТОГИ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА
В ПЕРИОД РАННЕГО НОВОГО ВРЕМЕНИ

ВЕК
XVI
XVII
XVIII
Политическая жизнь








Международные отношения











Экономическая жизнь











Взгляды на мир









Развитие науки и техники









Художественная культура













РАНЕЕ  НОВОЕ  ВРЕМЯ
СИНХРОНИСТИЧЕСКАЯ  ТАБЛИЦА 

ЗАПАД, ВОСТОК, РОССИЯ
УКРАИНА


1482
Первое большое нападение татар на украинские земли и разрушение ими Киева
1488
Экспедиция Бартоломеу Диаша обогнула мыс Бурь
1489
Первое упоминание в документах об украинских казаках
1492
Открытие Нового Света Христофором Колумбом


1498
Васко да Гама открыл морской путь вокруг Африки в Индию


1500-1558
Карл V Габсбург, император Священной Римской империи
1508
Восстание против Литвы князя М. Глинского
1509-1547
Генрих VIII Тюдор, король Англии


1517
Начало Реформации


1519-1521
Кортес завоевал государство ацтеков


1519-1522
Кругосветное плавание экспедиции Магеллана


1520-1566
Правление Сулеймана I Великолепного


1524-1526
Крестьянская война в Германии
1529
I Литовский статут
1526
Основание империи Великих Моголов в Индии


1532-1534
Писарро завоевал государство инков


1533-1584
Иван IV Грозный, царь всея Руси


1534
Начало Реформации в Англии


1543
Выход в свет книги Н. Коперника «Об обращении небесных сфер»


1545-1563
Тридентский собор


1550
Судебник Ивана IV Грозного


1555
Аугсбургский религиозный мир
1555
Основание Запорожской Сечи на Хортице
(фрагмент таблицы удален)
1775-1783
Война за независимость североамериканских колоний Англии
1775
Ликвидация Запорожской Сечи
1776, 04.07
Принятие Декларации независимости США


1783
Присоединение Крыма к России
1783
Указ Екатерины II о закрепощении крестьян Левобережной Украины
1784
Создание Дж. Уаттом паровой машины
1784
Формирование Бугского казачьего войска
1785
Изобретение механического ткацкого станка Э. Картрайтом
1785
Царская жалованная грамота украинским дворянам
1787
Принятие Конституции США


1789
Начало Великой французской буржуазной революции. Декларация прав человека и гражданина


1791
Принятие Билля о правах в США
1791
Переселение бывших запорожских казаков на Кубань
1793
Второй раздел Речи Посполитой
1793
Второй раздел Речи Посполитой
1795
Третий раздел Речи Посполитой
1795
Третий раздел Речи Посполитой






португальский корабль


самурай с аркебузой


фильм "Сёгун"




фильм "Мусаси Миямото"


Комментариев нет:

Отправить комментарий