четверг, 23 июля 2015 г.

Урок 35 ОБОБЩЕНИЕ

Повторительно-обобщающий урок

Тема урока: ПЕРВЫЕ УРОКИ НОВОГО ВРЕМЕНИ


Цель урока: учащиеся усваивают следующие идеи: источником власти является народ; «религиозная революция» привела к пониманию необходимости веротерпимости; географические открытия, технические изобретения, рост научных знаний и рост предпринимательской активности человека привели к встрече миров, к складыванию мирового рынка, к развитию капиталистического хозяйства; в раннее Новое время изменяется повседневная жизнь людей, появляются новые слои населения — предприниматели и наемные работники; общество, где соседствуют огромные богатства и нищета, опасно, в нем вспыхивают движения протеста; для устойчивости общества и спокойствия человека необходимо своевременное проведение реформ.
Учащиеся воспроизводят известный исторический материал, анализируют изученное, сравнивают, оценивают исторические явления, воссоздают исторические образы, ориентируются в хронологии, устанавливают синхронные связи в курсе истории, актуализируют знания
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Оборудование: Учебник, исторические карты, синхронистическая таблица.
Методы обучения: Проблемный метод.
Вопросы для обсуждения:
1.      Охарактеризуйте эпоху раннего Нового времени и укажите ее хронологические рамки.
2.      Как повлияли Великие географические открытия на развитие мировой истории?
3.      Какие новые черты в экономической жизни общества характерны для эпохи Нового времени?
4.      Какие новые ценности стали утверждаться в сознании людей? Как они влияли на общество?
5.      Расскажите об изменениях, происходивших в политической жизни европейского общества.
6.      Какие новые представления о Вселенной и человеке возникли в эпоху Возрождения?
7.      Какое влияние оказала Реформация на духовную и экономическую жизнь общества? Считаете ли вы, что для блага людей необходима веротерпимость? Свою точку зрения аргументируйте.
8.      Назовите основные положения учений мыслителей эпохи Просвещения и укажите, какие из них были осуществлены.
9.      В каких странах в XVI—XVIII вв. происходили революции? В чем вы видите их причины? Могло ли развитие общества идти по-иному? Согласны ли вы с тем, что реформы могут быть механизмом для разрешения всех противоречий в обществе? Какие условия, на ваш взгляд, могут способствовать успеху реформ?
10.  Сделайте вывод: какие черты традиционного общества исчезают в раннее Новое время? Какие новые черты общественного развития приходят им на смену?
11.  Какими чертами обладал человек Нового времени? Какую историческую личность вы считаете ярким представителем эпохи Нового времени? О ком хотели бы рассказать и почему?
12.  Как вы считаете, что связывает вас с эпохой Нового времени?
13.  Что из изученного вы считаете полезным лично для себя? Помог ли вам курс Новой истории в решении каких-то личных нравственных проблем?



Ход урока

       I.       Организационный момент.

    II.       Повторение и обобщение.
Задача, стоящая на этом уроке,— подвести итоги изучения курса истории, привести в систему полученные учащимися знания, выстроить изученный материал как хронологически, так и синхронно. Последнее особенно важно, так как из-за недостатка времени на уроках часто не удается просматривать горизонтальные связи и учащиеся плохо представляют себе, какие события происходили одновременно в разных странах и на разных континентах, какие политические деятели были современниками и т. д.
Основные итоги раннего Нового времени представлены в приложении к уроку.
В качестве подготовки к этому уроку учитель может поручить учащимся дома заполнить синхронистическую таблицу (см. приложение), а на уроке проверка этой таблицы будет сочетаться с беседой по вопросам.
Следует также вернуться к заданию, поставленному на вводном уроке, и предложить учащимся ответить на вопросы: что нового для себя я узнал (а) при изучении истории раннего Нового времени? Чему научился (научилась)? Что из этого курса для меня важно и нужно и почему?

РАНЕЕ  НОВОЕ  ВРЕМЯ
СИНХРОНИСТИЧЕСКАЯ  ТАБЛИЦА 

ЗАПАД, ВОСТОК, РОССИЯ
УКРАИНА


1482
Первое большое нападение татар на украинские земли и разрушение ими Киева
1488
Экспедиция Бартоломеу Диаша обогнула мыс Бурь
1489
Первое упоминание в документах об украинских казаках
1492
Открытие Нового Света Христофором Колумбом


1498
Васко да Гама открыл морской путь вокруг Африки в Индию


1500-1558
Карл V Габсбург, император Священной Римской империи
1508
Восстание против Литвы князя М. Глинского
1509-1547
Генрих VIII Тюдор, король Англии


1517
Начало Реформации


1519-1521
Кортес завоевал государство ацтеков


1519-1522
Кругосветное плавание экспедиции Магеллана


1520-1566
Правление Сулеймана I Великолепного


1524-1526
Крестьянская война в Германии
1529
Литовский статут
1526
Основание империи Великих Моголов в Индии


1532-1534
Писарро завоевал государство инков


1533-1584
Иван IV Грозный, царь всея Руси


1534
Начало Реформации в Англии


1543
Выход в свет книги Н. Коперника «Об обращении небесных сфер»


1545-1563
Тридентский собор


1550
Судебник Ивана IV Грозного


1555
Аугсбургский религиозный мир
1555
Основание Запорожской Сечи на Хортице
(фрагмент таблицы удален)

1775-1783
Война за независимость североамериканских колоний Англии
1775
Ликвидация Запорожской Сечи
1776, 04.07
Принятие Декларации независимости США


1783
Присоединение Крыма к России
1783
Указ Екатерины II о закрепощении крестьян Левобережной Украины
1784
Создание Дж. Уаттом паровой машины
1784
Формирование Бугского казачьего войска
1785
Изобретение механического ткацкого станка Э. Картрайтом
1785
Царская жалованная грамота украинским дворянам
1787
Принятие Конституции США


1789
Начало Великой французской буржуазной революции. Декларация прав человека и гражданина


1791
Принятие Билля о правах в США
1791
Переселение бывших запорожских казаков на Кубань
1793
Второй раздел Речи Посполитой
1793
Второй раздел Речи Посполитой
1795
Третий раздел Речи Посполитой
1795
Третий раздел Речи Посполитой




Итоги раннего Нового времени

Три века европейской истории – XVI, XVII, XVIII – раннее Новое время. Главным содержанием этой эпохи стало постепенное разрушение традиционного общества и зарождение черт будущего индустриального, время которого придет в XIX век.
Какие же изменения происходили в духовной жизни людей?
Деятели Возрождения и гуманизма уделяют большое внимание человеку и его земной жизни. Гуманисты пишут о достоинстве человека, верят в его прирожденную доброту, развивают идею о его свободе. Это находит свое отражение и в науках. Постепенно теология уступает господствующее место наукам о природе и человеке. В XVII веке в Европе началась научная революция: решающими средствами оценки истинности знаний стали разум и эксперимент. Образованные люди начали рассматривать мир как действующую без постоянного вмешательства Бога или нечистой силы машину, научились искать объяснение причин и закономерностей явлений и процессов с помощью математики и законов механики.
Эпоха Просвещения продолжила процесс, начатый Возрождением и гуманизмом. Идеи Просвещения охватили все сферы жизни общества, а идеи верховенства народа и прирожденных прав человека подготовили сознание людей к борьбе против абсолютизма.
Рождение нового европейского общества совпало с реформой церкви, которую ученые иногда называют религиозной революцией. У многих верующих обмирщение сознание и осознание своего достоинства привело к отрицанию роли церкви и священников как посредников между Богом и человеком. Верующие выступают за реформу церкви, за право самим общаться с Богом, молиться и читать Библию на родном языке. Так возникло движение протестантов за реформу церкви. Европа оказалась расколотой религиозными войнами. Но рядом с религиозным фанатизмом постепенно зарождалась идея веротерпимости.
Открытие европейцами Нового Света и Мирового океана привело к встрече различных культур. Великие географические открытия диктовались как экономическими, так и научными целями: люди хотели узнать Землю, на которой они жили.
Испанцы, португальцы, англичане, голландцы, французы прокладывают новые торговые морские пути, развивается мировая торговля, начинает складываться мировой рынок. Происходит колонизация Нового Света, и хотя первое поселение англичан было основано еще в XVI веке, по-настоящему обосновываться на новых землях европейцы стали в XVII веке.
Открытие Нового Света и первые кругосветные путешествия повлияли и на экономическое развитие европейских стран: привели к перемещению главных торговых путей из Средиземноморья в Атлантический океан. Ведущими торговыми центрами становятся Амстердам и Лондон.
Ввоз в Европу большого количества драгоценных металлов и других товаров привел к революции цен. Количество денег в обращении резко выросло, и это вызвало рост цен на сельскохозяйственные продукты. В результате понизился жизненный уровень части европейского населения, что привело к движениям протеста. Но тот же приток денег (прибыль от торговли) позволил купцам-предпринимателям увеличить вложения капиталов в торговлю и создание мануфактур. Усиливается дух предпринимательства, традиционные методы ведения хозяйства уступают место капиталистическому укладу, развивается капитализм. Под влиянием изменений в экономической жизни меняется и состав общества: растет численно и усиливает свое влияние на политическую жизнь государств буржуазия, начинается упадок земельной аристократии, становится слабее крестьянство.
Начало капитализма совпадает с появлением современных государств. Именно в это время в Европе складываются прочные абсолютистские государства, имеющие четкие границы, одну господствующую религию (религию монарха), одну коренную национальность. В границах своего государства абсолютизм мог сдерживать разрушительные войны «всех против всех».
Менялась повседневная жизнь людей: изменялись жилье, одежда, питание. В XVIII веке Европа не переживала таких страшных войн с огромным количеством жертв, как в XVII веке, и это привело к росту численности населения, оно увеличилось на 50%. Аграрная революция заставляет крестьян переселяться в города, и количество бедняков, которые не имеют работы, возрастает. Промышленный переворот приводит к быстрому росту фабричного производства, возникают «черные дьявольские» заводы, работа на которых губит здоровье наемных работников – мужчин, женщин, детей.
Общество, где соседствует огромные богатства и ужасная нищета, опасно, оно не может быть прочным, в нем вспыхивают движения протеста, в том числе освободительные движения и революции.
Причины революций были различны: несовпадение интересов разных слоев населения, столкновение различных мировоззрений, часто в ту пору принимавших форму религиозных учений, стремление к национальной и государственной независимости. Так было в Нидерландах, в Англии, в английских колониях в Северной Америке. Революции начинались тогда, когда правительства запаздывали с реформами. И в этом заключается трагедия эпохи абсолютизма: монархи не могли согласиться с ограничением своей власти, хотя этого требовала сама жизнь. Так уж случилось, что именно в ходе революций в XVII-XVIII веках в Европе и Северной Америке, пытавшихся утвердить право человека на жизнь, свободу и собственность, закладывались первые камни в будущий фундамент правовых государств, где права личности регламентировались не традициями, а законом.
Мы увидели, как изменился человек, его духовная и материальная жизнь. Человек все больше освобождается из плена традиций, все самостоятельнее принимает жизненно важные решения и берет на себя ответственность. Впереди у него XIX век.


Комментариев нет:

Отправить комментарий