понедельник, 24 ноября 2014 г.

Урок «Конституционные права и обязанности человека и гражданина»

Урок «Конституционные права и обязанности человека и гражданина»

Цель урока:
·         ознакомить учащихся с основными правами, свободами и обязанностями человека и гражданина, закрепленными Конституцией Украины, порядком реализации этих прав;
·         развивать умение комментировать отдельные статьи II раздела Конституции Украины, описывать конституционные обязанности граждан Украины, анализировать правовые ситуации по поводу соблюдения или нарушения основных прав и свобод человека и гражданина;
·         воспитывать убеждение во взаимности прав и обязанностей человека и гражданина.
Тип урока: комбинированный
Ход урока

I.                   Организационный момент.

II.                Проверка знаний и умений учащихся и актуализация опорных знаний.

Индивидуальное задание на доске.
Записать виды прав и свобод человека и гражданина.
Распределить карточки (с названиями основных прав и свобод) по соответствующим группам прав и свобод.
Работа в парах.
Каждая пара исполняет роль юридической консультации, которой необходимо решить юридические ситуации, связанные с гражданством Украины с помощью статей Закона Украины «О гражданстве Украины». (Приложение 1).

Задание.
Вспомните, какие международные акты определяют современные требования по обеспечению прав человека.
Чем права человека отличаются от прав гражданина?
В каком нормативно-правовом акте зафиксированы права гражданина?

III.             Изучение нового материала.

1.      Основы правового статуса гражданина.
Когда говорят про правовой статус человека, гражданина подразумевают, в первую очередь, именно их права и свободы. Конституция Украины закрепляет основные принципы правового статуса человека и гражданина и отношения между гражданином и государством (комментарий ст.3 КУ).
Важнейшим принципом правового статуса человека и гражданина, который провозглашен в Конституции, является то, что граждане имеют равные конституционные права и свободы и равны перед законом (ст. 24)(комментарий).
Права и свободы человека провозглашены нерушимыми, они не могут быть ограничены и отменены какими-либо нормативно-правовыми актами. Наоборот – новыми законами права человека могут быть только расширены (ст.22 КУ). Конституционные права и свободы гарантируются (кто выступает гарантом соблюдения прав и свобод?).
Знание норм Конституции помогает защитить свои права.






2.      Единство прав и обязанностей гражданина.
Мы уже с вами знаем, что каждый гражданин имеет права и свободы.
Являются ли права человека абсолютными и безграничными?
Возможно ли одностороннее использование этих прав – без обратной связи  с общество, государством? (ст. 3 КУ)
Гражданин имеет право на защиту со стороны государства, одновременно он обязан защищать его.
Равенство граждан независимо от их национальности связано с обязанностью уважать национальное достоинство других граждан.
Гражданин имеет право на охрану здоровья, а государство и его соответствующие органы обязаны оказать населению медицинскую помощь, проводить профилактические мероприятия и т.п.
Существует ли связь между правами и обязанностями? (Обсуждение).
То есть, любому праву гражданина соответствует обязанность других участников правоотношений – государства, его органов, других граждан. Если на гражданина полагаются определенные обязанности, то другие участники правоотношений имеют право требовать их выполнения.
Осуществление прав гражданами неразрывно связано с выполнением ими своих обязанностей. (ст. 23).
Найти и перечислить основные обязанности человека и гражданина.
3.      Возможно ли ограничение прав человека? (если не достаточно времени будет на уроке, рассмотреть как домашнее задание, либо частичное изучение)
Обсуждение (с одной стороны есть неотъемлемые права, а с другой – человек может злоупотреблять своими правами, использовать их во вред другим или государству. Поэтому государство имеет право защищать себя, а также законные права и интересы граждан от злоупотреблений со стороны) (ст.64 КУ).


IV.             Закрепление изученного материала.
Закрепление проходит на основе опорной схемы, зафиксированной в тетрадях и на доске.

V.                Домашнее задание.
В статье 64 Конституции Украины определен перечень прав, которые не могут быть ограничены даже в условиях военного или чрезвычайного режима. Почему, по вашему мнению, в перечень включены именно эти права?




(Приложение 1)



 1.    В семье Надежды и Сергея родилась дочь. Надежда – гражданка Украины, Сергей – гражданин России, дочь родилась в Одессе, где они гостили у родственников. Родителей интересует, получит ли их дочь гражданство Украины.





2.    В родильном доме города Мариуполя родился мальчик. Его родители – граждане одной из азиатских стран, откуда они были вынуждены выехать, избегая преследований, после чего получили статус беженцев в Украине. Имеет ли право ребенок получить гражданство Украины?




3.    Мария вышла замуж за гражданина Судана Махмуда Али и они выехали жить на родину мужа. Через три года у них родилась девочка. Мать волнуется, имеет ли право ее дочь на украинское гражданство?




4.    К дверям больницы города Николаева был подкинут новорожденный ребенок. Поиски родителей не дали результата. Какое гражданство будет иметь ребенок?





Комментариев нет:

Отправить комментарий